Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Развитие культуры в ТАССР в первой половине XX века.

Читайте также:
  1. A) Археологические исследования в 1 половине XX века.
  2. A) Европейское направление внешней политики России в первой половине XIX в.
  3. C).Сократ о Боге и сущности человека. Этика Сократа.
  4. D. Развитие мануфактур
  5. III. Охарактеризуйте биологические и социальные движущие силы эволюции человека.
  6. IV. Развитие исторической науки в ХIХ веке
  7. Quot;Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012-2016 годы
  8. Quot;Развитие скульптуры России
  9. Quot;Ренессанс" традиционной культуры: постановка проблемы
  10. VI. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В 60-Х ГГ. XIX ВЕКА. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Первоначально одной из важнейших задач «культур­ной революции» являлась ликвидация безграмотности. В конце 1919 г. был принят специальный декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Проблемы образования были острыми среди русских, чу­вашей, мордвы и других народов края. В начале ХХ в. удельный вес грамотных в Казанской губернии не пре­вышал 18 процентов.

В первый год существования республики работало 5,6 тысяч школ для взрослых. Здесь научились элементарным навыкам письма и чтения около 48 тысяч че­ловек, за пять последующих лет - еще 152 тысячи. Дей­ствовало добровольное общество «Долой безграмот­ность».

Всеобщей и доступной стала школа. В 1926 г. в рес­публике работало более двух тысяч начальных и средних школ, половина из которых являлась татарскими.

Существенно было облегчено поступление в высшие учебные заведения. Так, отменялись вступительные экзамены и представление ряда документов об образова­нии. В вузы в первую очередь принимали юношей и девушек рабоче-крестьянского происхождения.

Для этой же категории лиц при вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). В республике рабфаки действовали при Казанском университете и Казанском политехническом институте. Кроме того, был создан Та­тарский рабочий факультет.

В начале 20-х гг. в Казани был открыт ряд новых учебных и научно-исследовательских заведений. Это прежде всего Государственный институт для усовер­шенствования врачей (ГИДУВ), Институт сельского хо­зяйства и лесоводства, трахоматозный институт, поли­технический институт. Ранее организуется Восточно-пе­дагогический институт. Духовная академия была зак­рыта в 1918 г.

Казанские вузы вели большую работу по подго­товке кадров высшей квалификации. 3а период 1924-1927 гг. их выпускниками стали две тысячи человек.

Научная деятельность протекала в весьма сложных условиях. Дело заключалось не только в нехватке необходимого оборудования, стесненном материальном по­ложении ученых, лиц интеллектуального труда. Со вто­рой половины 1922 гг. власть ужесточила контроль над интеллигенцией. Под надзором оказались вся печатная продукция, репертуар театров.

Начала формироваться система среднего специаль­ного образования.

Во многом противоречивую страницу являло собой развитие татарской литературы в первые годы Советской власти. Революция и гражданская война стали слож­ным и драматическим периодом в ее истории.

Самой крупной потерей для татарской советской литературы стала эмиграция Гаяза Исхаки. Он не при­нял большевистскую модель развития страны и покинул родину. В ходе гражданской войны погибли Ш. Бабич, Ш. Фидаи.

Многие же деятели художественной культуры воспри­няли революционные идеалы. В первой половине 20-х гг. были изданы романы Галимджана Ибрагимова «Наши дни», «Дочь степи», драмы и рассказы.

В середине 20-х гг. продолжали свой творческий путь в литературе Г. Камал, Ш. Камал, М. Гафури, К. Тинчурин. Большой популярностью пользовались те­атральные произведения Н. Исанбета. Новые литературные силы представляли прежде всего поэты Х. Такташ, Б. Сирин (С.Х. Батыршин), про­заики Ш. Усманов, К. Наджми, А Кутуй.

На основе татарских театральных трупп «Сайяр» и «Нур» в 1921 г. был сформирован Первый показательный татарский театр имени Красного Октяб­ря (с 1926 г. - Татарский академический театр) продолжал Государственный татарский театр. Большим ус­пехом пользовались его постановки по произведениям М. Файзи «Галиябану», К. Тинчурина «Казанское по­лотенце» и «Голубая шаль».

Постоянного зрителя имел Казанский большой дра­матический театр, который тогда носил имя наркома просвещения А.В. Луначарского.

После Октября 1917 г. возникли профессиональная татарская музыка и живопись. И это безусловная заслуга большевистской культурной революции. Одними из наиболее ярких музыкальных дарований были Салих Сайдашев

В конце 20-х гг. наиболее крупным художником из татар был Баки Урманче (1897-1990).

В начале 20-х гг. в Казани были проведены две круп­ные государственные художественные выставки. На ос­нове прежних художественных собраний, национализи­ронных частных коллекций, работ казанских художников советского времени, даров Третьяковской галереи и Русского музея была создана картинная галерея Центрального музея ТАССР (на ее базе в 1959 г. был создан Музей изобразительных искусств ТАССР).

Таким образом, к концу 20-х гг. на основе нэпа в ос­новном были решены задачи восстановительного перио­да. Значительные результаты принесла с собой «культур­ная революция». Однако на общественно-политическую, духовную жизнь республики неизгладимый отпечаток на­кладывал формировавшийся тоталитарный режим.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав