Читайте также:
|
|
Сознание человека по Платону ассоциируется с типом его души, которая, будучи бессмертной, переселяется в то или иное тело, а до рождения или после смерти пребывает в мире вечных идей. Средневековая Европейская философия перевела вопрос о сознании в другую плоскость, связав его с пониманием Бога, как надмирового начала, существующего вечно и сотворившего мир, в т.ч. и человека. Разум человека лишь частичка божественного разума, хотя человек обладает самопознанием, самоанализом, эта работа направлена на познание Бога и общение с ним. В новое время представление о сознании меняется. Декарт отождествляет сознание с мышлением. Другой подход – связан с субъективным (Беркли, Юм, Фихте, Мах) и объективным (Платон, Аквинский, Гегель) идеализмом – материальное и физическое понимается как вторичное и производное от идеального, психического. Оба подхода разрабатывались в немецкой классической философии. Сознание понималось как активное, исторически обусловленное начало, в котором выделяются различные уровни его организации: чувственные и логические, индивидуальные и общественные и т.п. (Гегель). В науке сознание – результат эволюции развития живого вещества (такие факты, как голов мозг, параметры серого вещ-ва).
В истории философии существовало 2 основных понимания сознания:
Философский идеализм: сознание абсолютизировалось в виде некоего абсолютного духа, мирового разума, творящего мир; сознание первично;
Философский материализм: сознание объявлялось функцией мозга отражать мир, создавать идеальные модели мира, с помощью которых человек может приспосабливаться к окружающей действительности; материя первична и исторически и гносеологически; она носитель и причина его возникновения; сознание - производное от материи.
Человек сознает при помощи мозга, но сознание не есть функция самого мозга, а функция определенного типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Сознание – не только отражение окружающего мира. Сознание - проявление бытия в нас. Все, что мы знаем о мире, дано нам через сознание. Сознание достраивает мир, завершает его. Сознание – источник всех знаний и всех осмыслений мира. Для человека мир есть не что иное, как осознанное его мыслями, его переживаниями сущее. Сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи =>неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи. М/у материей и сознанием существует и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - возникающие в сознании псих. образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.
Можно выделить 3 стороны С:
1 предметное (направлено на окружающие вещи, предметы, события)
2 самосознание (на себя)
3 сознание как поток непосредственных переживаний
1 и 2 = к духу (идеи,понятия,представл-я о себе), 3 = к душе(более значительное, чем дух,в ней укоренены предметное и самосознание).
Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Любое ощущение или чувство является частью сознания, так как обладает значением и смыслом.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |