Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Пространство и время. В. Н. Акулинин, А. П. Носков (философия)

Читайте также:
  1. R пространство
  2. А в это время...
  3. Адресное пространство ядра адресное пространство пользователя
  4. Атрибутивные свойства бытия: системная организация, движение, развитие, пространство и время
  5. Болонский процесс: высшее образование РФ и европейское образовательное пространство.
  6. Великие географические открытия. Новое время.
  7. Вероятности результатов измерения координаты и импульса. Пространство волновых функций.
  8. Внутреннее и внешнее пространство
  9. Внутреннее пространство - 1
  10. Вопрос 15. Пространство и время как формы существования материи.

В нашей повседневной практике пространство и время — это нечто простое и очевидное. На самом деле это совсем не так.

В отдельных направлениях философии, а также в классической физике пространство и время отделялись от материи, рассматривались как самостоятельные сущности или внешние условия существования и движения вещей. Наиболее ярко такой взгляд отстаивал Ньютон. Время он называл абсолютным и рассматривал его как обычную продолжительность, на которую проецируются изменения вещей. Представления об абсолютных пространствах и времени были неразрывно связаны с пониманием движения, которое признавалось вторичным в отношении покоя.

Для классической механики такой взгляд не имел значения, однако содействовал формированию религиозных и идеалистических взглядов на пространство и время, поскольку они трактовались как внешние условия бытия вещей.

Диалектический материализм исходит из того, что пространство и время являются атрибутами материи, формами ее бытия, характеризуют материю в единстве.

Пространство — это философская категория, которая выражает протяженность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов (частей).

Время — это философская категория, которая выражает продолжительность смены их качественного состояния. Сосуществование пространства и времени обусловлено существованием движущейся материи.

Абсолютность пространства и времени заключается в том, что они являются всеобщими и необходимыми формами существования материи. Науке неизвестно бытие материальных систем вне пространства и времени. Но пространству и времени присуща и противоположная характеристика — относительность, которая указывает на связь пространственных структур и ритмов времени с состоянием движущейся материи характером взаимодействия материальных объектов (систем) и т. д.

Относительность пространства и времени наиболее полно проявляется в специальной и общей теории относительности А. Эйнштейна. Так, специальная теория относительности исходит из того, что при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются (сжатие стержня), а ритм течения времени замедляется. Общая теория относительности подтвердила философское положение о зависимости пространства и времени от движения материи и выявила, что пространство и время характеризуют бытие материи как пространственно-временное отношение, т. е. здесь прослеживается не просто единство пространства и движущейся материи, а зависимость пространства и времени от движущейся материи и друг от друга. Кроме того, пространство и время имеют и специфические свойства. Для пространства — это трехмерность и обратимость. Для времени — одномерность и необратимость. Чтобы лучше понять значения категорий, о которых идет речь, надо знать, что в истории философии сложились две концепции пространства и времени: субстанциональная и релятивистская.

Субстанциональная концепция берет начало у Демокрита, который бытию атомов противопоставил пространство как то место, где еще нет атомов. Его мысль продолжил Ньютон. Пространство и время рассматриваются (субстанциональная концепция) как сущности (субстанции), существующие вне материи, рядом с ней. Такого взгляда могут придерживаться как материалисты, так и идеалисты, ибо первые признают пространство и время существующими объективно, другие — объявляют эти категории отдельной субстанцией, порожденной сознанием.

Релятивистская концепция идет от Аристотеля и получила дальнейшее развитие у Лейбница, который считал, что пространство и время характеризуют порядок размещения тел (пространство) и последовательность их изменения (время). Таким образом, пространство и время являются объективными, независимыми ни от человека, ни от человечества формами бытия движущейся материи.

Специфика пространства и времени соотносится и с социальным процессами. На разных этапах развития цивилизации формируются разные пространственные сферы жизнедеятельности человека. Сейчас наметилась тенденция к усилению общечеловеческих факторов в развитии общества, стремление к планетарному пространству. Меняет социальное пространство и выход человека в космос, создание ноосферы, а также единой биотехносоциосферы.

Материальный мир неисчерпаем, а поэтому неисчерпаемы и пространственно-временные формы его существовании.

22. Монадология Лейбница. (+ стр.120 спиркин)

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716) — гениальный математик, юрист, великий философ. Его основные произведения — «Монадология» и «Новые опыты о человеческом разумении».

Для Лейбница метафизика — сугубо умозрительное ядро философии, необходимое для обоснования всякого знания, особенно научного. Метафизика — наиболее глубокая разновидность знания, которая предполагает и научное. Метафизический характер имеют общие начала телесной природы.

Лейбниц выделил три степени понятий, или идей: обыденные, математические, метафизические. У метафизики две основные категории: Бог и субстанция, тесно связанные между собой. Понятие Бога у Лейбница многозначно. В «Монадологии» у Бога три главных атрибута: могущество, знание и воля. И в то же время он утверждает, что так же необъяснимо возникновение животных, как и возникновение мира. Бог — единое существо, владыка универсума, последняя причина всех вещей, выступает в качестве верховной субстанции.

Монада у Лейбница — простая субстанция, входящая в состав сложных (простая, т. е. не имеет частей). А там, где отсутствуют части, там нет протяжения, фигуры, невозможна делимость. Монады и рассматриваются Лейбницем как «истинные атомы природы», элементы всех вещей. Монада — целостная, неделимая, непротяженная субстанция. К ней неприменимы обычные процессы рождения и гибели. Вместе с актом творения она только рождается. Каким-либо внешним, материальным образом нельзя подействовать на монаду, так как у нее, по словам Лейбница, нет окон, «через которые что-либо могло бы входить в них или из них выходить».

Чтобы можно было с помощью монад объяснить изменения вещей, у каждой из монад должны быть некоторые отличительные признаки. Эти свойства — отличительные признаки каждой монады. Более того, каждая монада должна быть необходимо отлична от другой. И здесь же Лейбниц излагает принцип индивидуации, или принцип многоразличия, дифференцированности: в природе никогда не бывает двух совершенно тождественных, равных существ, которые были бы абсолютно «одно как другое» и не имели бы никаких различий. Рассматривая монады как «идеальные первокирпичики всего бытия», Лейбниц отмечает у них онтологический смысл. Монады причастны к многоразличию, уникальности тел природы, они сущности, внедренные в каждое из них.

Принцип монад становится универсальным основанием философии. Лейбниц различал монады трех видов в зависимости от степени развития. Монады — «истинные атомы» бытия, природного универсума, субстанции человека, источник сознания, самодвижения, саморазвития и т. д. Познавательная деятельность человеческого духа, особенно в его высших формах, оказалась ближайшей моделью субстанции — монады.

Очень глубоким был лейбницевский анализ языка, из всех функций которого в качестве исходной он выделял коммуникативную. Без желания заставить себя понять у нас никогда бы не возник язык. Он средство самого мышления и сохранения его результатов, могучее средство исследования мышления. Такой глубокий смысл заключается в выражении: «языки — лучшее зеркало человеческого духа». Лейбниц соглашается со знаковым характером языка. Изменения значения слов происходят по естественным и моральным основам. История языков не меньше связана с историей народов, чем с историей познания. Языки — лучшее свидетельство происхождения, родства и переселения народов.

Лейбниц также анализировал проблему звукоподражаний в языках, вызывающую к себе неоднозначное отношение. А вот признание относительной самостоятельности знаковых феноменов и операций не встречает возражений.

Не только для усовершенствования языков служат общие термины. Часто легче всего создавать наиболее общие и наиболее полезные термины, ибо они беднее по содержащимся в них сущностям, но богаче по числу охватываемых ими индивидов. Те, кто плохо владеют языком прибегают к таким общим терминам, как растение, вещь, животное, и избегают употребления конкретных терминов. Искусственный язык Лейбниц определяет как проект всецело «выбора и произвола». Он считал, что все народы имеют общее происхождение и был один первичный коренной язык. К нему наиболее приближаются еврейский или арабский языки. Тевтонский содержит больше всего элементов естественного, или адамического, языка.

Лейбниц продолжал совершенствовать принципы рационалистической методологии. По сравнению с Декартом автор «Монадологии» более основательно проанализировал структуру математического познания, сближая его с логикой, придавал большую значимость аналитическим компонентам. У Лейбница первичные истины основывались на законе тождества, из них выводились математические истины, в основу которых был положен логический закон противоречия. Когда в математических истинах первично-интуитивные истины переходят в различные цепи дедукции, то первые являются аналитическими суждениями.

Поскольку интуитивно-дедуктивные истины совершенно свободны от влияния многообразных изменений, которые непрерывно фиксируются в опыте, то они получили наименование вечных истин. Это предельно разумные истины логико-математического вида предназначены прежде всего для того, чтобы мыслить возможное, непротиворечивое. Рационалист Лейбниц прекрасно понимал, какую роль в жизни и науке играет опыт. Истины, полученные опытным путем, он назвал истинами факта, и в них имеется элемент случайности. Разумные, вечные, необходимые истины противоположны истинам факта. Поскольку круг истин фактов значительно шире, чем вечных истин, то познание первых имеет более важное значение. Хотя ценность истин факта очень значительна, она все же имеет главным образом практический аспект. По теоретической ценности они сильно уступают истинам разума.

Рационализм Лейбница имел ряд преимуществ по сравнению с предшествующим и современным ему эмпиризмом. Принцип сенсуализма Лейбниц дополнил одной фразой, которая изменила коренным образом его смысл: «нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах... кроме самого разума, который невыводим ни из каких чувств». Придерживаясь теории врожденности основных принципов знания, Лейбниц использовал сравнение с глыбой мрамора, прожилки которого указывают контуры будущей статуи. Душа изначально имеет в себе «принципы различных понятий и теорий». В нашем духе много врожденности. Врожденные идеи и истины Лейбниц уподобляет склонностям и предрасположениям, привычкам или естественным потенциям. Нам врождена идея Бога. Доказательством существования врожденного принципа является наличие «довольно общего» согласия между людьми.

 

 

30. Основные проблемы «трансцендентальной философии» Шиллинга.

Шиллинг – немецкий философ (1775-1854)




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВИДЫ НАЛОГОВ.| Билет 2

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав