Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные стратегии (подходы) осмысления проблемы человека в философии

Читайте также:
  1. C).Сократ о Боге и сущности человека. Этика Сократа.
  2. Cпецифика русской религиозной философии
  3. I. "СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ НАШЕМУ".
  4. I. Общие проблемы философии науки.
  5. I. Основные богословские положения
  6. I. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕХОД К НОВОЙ СТРАТЕГИИ РЕФОРМ (1985-1987-1988 гг.)
  7. I. ПРОБЛЕМЫ С ДЫХАНИЕМ
  8. II Классификация хромосом человека
  9. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  10. II. Компьтер и книга: проблемы детского «нечтения».

 

Соответственно акцентам на природно-телесных, индивидуально-психологических или социокультурных аспектах понимания человека можно говорить о выделении следующих основных стратегий его интерпретации в философии:

 

Натурализаторской.

Экзистенциально-персоналистской

Рационалистической

Социологизаторской.

 

Необходимо отметить, что данные стратегии в философии существуют лишь как тенденции, в то время как в творчестве отдельных мыслителей могут быть переплетены элементы различных подходов к данной проблеме.

 

1. Натурализаторская концепция.

Согласно натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях.

Человек здесь рассматривается по аналогии с животным и сам является не более чем животным.

Вместе с тем оценка положения человека в природе в рамках данного подхода может значительно различаться.

Если для его классических версий (Ламетри, Дидро и другие) свойственно понимание человека как венца природы, ее наиболее совершенного и царственного начала, то, начиная с Ф. Ницше, природный статус человека радикально переосмысливается.

В рамках «философии жизни», «философской антропологии» (как одного из направлений неклассической философии; Гелен: «человек – свихнувшаяся обезьяна»), для фрейдизма человек – это не состоявшееся животное, «еще не определившееся животное», отнюдь не венец, но, напротив, тупик в развитии природы. Он не столько продолжает, сколько искажает и уродует здоровые естественные тенденции.

В массе своей, считал Ф. Ницше, человек вообще еще не возник. В массе своей он еще остается супершимпанзе. Именно «Супер», потому что в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый, он более ловкий, но все равно он – обезьяна. Естественный отбор действительно способствует выживанию, но отнюдь не самых лучших и самых значительных особей. В результате естественного отбора никакого прогресса не происходит. Все яркое, талантливое, красивое вызывает зависть и даже ненависть и погибает – это особенно характерно для общества, но и в природе творится то же самое. Яркие люди, сильные и смелые, всегда идут вперед, не бояться рисковать жизнью и потому чаще всего рано сходят со сцены истории.

К сожалению, большинство людей – слишком заземленные, слишком погруженные в свои мелочные дела и заботы, в то время как они должны стремиться к сверхчеловеческому. Люди чаще всего похожи на эскизы прекрасных картин, которые еще не закончены. Они как бы еще не произошли и существуют, как истинные люди, потенциально. Надо, считает Ницше, чтобы человек посмотрел на себя как на величайшее намерение природы и способствовал завершению этого эскиза.

 

2. Экзистенциально-персоналистская концепция.

Как своеобразно движение в защиту человека стало развитие в ХХ веке философии экзистенциализма.

Экзистенциально-персоналистическая концепция анализа человека (Бердяев, Бубер, Сартр, Камю и другие) понимает его как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы.

Протестуя против возможности навязывания человеку общих стандартов и ценностей, вне зависимости от их природного или социального характера, Сартр писал, что у человека нет «сущности». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как мир внешний, так и самого себя.

Экзистенциализм сегодня выступает как одна из наиболее ярких и выразительных версий философии человека.

 

3. Рационализаторская и социологизаторская модели.

Если экзистенциализм акцентирует человека в уникальности его личностного опыта, то рационалистическая и социологизаторская модели предпринимают попытку определить сущность человека через выделение в нем фундаментальных, типологических общих черт.

Для рационалистической концепции (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. В отличие от животного человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия, ориентироваться не только на наличную ситуацию, но и на сферу должного. Разум - это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке (инстинкты).

 

Основной принцип социологизаторской модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации.

 

Вывод: Каждый из рассмотренных подходов акцентирует внимание лишь на одном из возможных срезов человеческого бытия. Реальная истина о человеке, судя по всему, должна реконструироваться, исходя из дополнительности этих подходов, так как человек – это одновременно природное, социальное, и индивидуально-творческое начало.


 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 32 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав