Читайте также:
|
|
В историю 18в. вошел как эпоха просвещения. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Исходные идеи – культ науки и прогресс человечества.
Франция.
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694 – 1778). Его философские позиции в основе определяются идеями Дж. Локка и И. Ньютона. Признавал необходимость веры в бога как перводвигателя Вселенной. Конечная причина движения сущего, мышление и душевные явления – проявление божественной силы.
Жан Жак Руссо (1712 – 1778). Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, он утверждал, что материя и дух – два извечно существующих начала. В вопросах теории познания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей.
Дени Дидро (1713 – 1784). В последние годы жизни склонялся к воззрениям Г. Лейбница. Считал, что от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния расцвета разума. Душа – продукт единства организма, его целостности. Человек “есть некое целое, оно едино, и, может быть это единство – в соединении с памятью – составляют душу, Я, сознание.”
Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723 – 1789). Философ – материалист. Сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Счастье – в удовольствии. Материя существует сама по себе, являясь причиной всего. Дал “классическое” определение материи: материя есть то, что, воздействуя на наши чувства, вызывает ощущения.
Германия.
Иммануил Кант (1724 – 1804). Не разделял веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат общие понятия. По Канту человек живет в двух мирах: c одной стороны, он часть мира явлений, с другой у человека есть сверхчувственный мир “вещей в себе”: он делает вывод, что свобода есть и ее нет (антиномия свободы). Человек – это “самый главный предмет в мире”. Высказывал идеи об уничтожении всех форм личной зависимости, об утверждении свободы и равенства всех людей перед законом.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854). Природа – становление духовного начала. Формы разумного познания – не умозаключения и доказательства, а непосредственное постижение в интеллектуальном созерцании – интуиции.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831). Само сущее старается стать философией. Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Невозможно понять явление не уяснив всего пути его развития. Источник развития – противоречия. История не автоматический процесс; она слагается из действий отдельных людей. Разум – надындувидуальное, всемирно – историческое начало.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Человек – высший продукт природы, неразрывно связан с ней. Природа – основа духа. Выделял чувство нравственной любви. Проповедовал идеалы социальной справедливости.
Т. е. если его изначально интересовали главным образом естественно - научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |