Читайте также:
|
|
Комплекс определений социальной структуры:
1) совокупность относительно устойчивых общностей людей;
2) формы организации совместной деятельности;
3) система связей и взаимодействий.
В широком смысле ‑ это система основных социальных сфер вообще (экономической, политической, духовной и т.д.), в узком – структура некоего конкретного общества, то есть конкретные социальные группы и их взаимоотношения.
Основные компоненты социальной структуры: индивид, общность (группа, класс, страта и т.п. с общими признаками ‑ пол, возврат, собственность, образование, профессия и др.), социальный институт (система органов, механизмов и норм, регулирующих общественные отношения).
Традиционные типы социальных структур (различаются компонентным составом):
- этническая (род, племя, народность и нация): по мере развития обществ кровнородственное единство сменяется социально-территориальным, поддерживаемым общностью территории, экономической жизни, культуры, психологического склада, языка, национального самосознания;
- демографическая (народонаселение области, страны, региона, континента, планеты): важнейшие демографические показатели – численность, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность населения;
- поселенческая (типы поселений: сельские и городские): различаются эти типы образом жизни, условиями быта, характером труда, досугом, возможностями удовлетворения духовных потребностей. Ныне городская часть растет за счет сельской;
- социально-классовая (классы отличаются МОРСом: м естом в системе производства, о тношением к средствам производства, р олью в организации труда, с пособом и размером получения доходов);
- стратификационная (многомерная система дифференциации населения по классам слоям и группам): здесь два типа мобильности: горизонтальная (в пределах той же страты) и вертикальная (с изменением страты, статуса);
- профессионально-образовательная: группы делятся по уровню образования и профессиям.
52. Философия культуры: основные стратегии.
Философия культуры ‑ философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры как специфического феномена: ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Возникла на рубеже XVIII-XIX вв. в философии Просвещения и немецкого романтизма.
Культура – сфера искусственного, рукотворного бытия, созданного человеком путем преобразования природы.
2 базовых подхода:
- универсально-рационалистический: культура ‑ царство разума, справедливости и закона; синоним цивилизации;
- эстетико-мифологический: культура – иррационально-мистическая, индивидуально-множественна; синоним творчества.
У Ницше культура – синтез двух начал аполлонического (упорядочивающего) и дионисийского (спонтанно-творческого).
Современные стратегии (достаточно условно):
- аксиологическая (Виндельбанд, Шелер): культура – система общезначимых самодостаточных ценностей, значим не предмет, а ценность, которую он представляет;
- семиотическая (Леви-Стросс, Фуко): культура – система знаков, в первую очередь языковая система, задающая рамки всей культуре и каждому человеку;
- психоаналитическая (Фрейд, Юнг): культура – Сверх-Я, то есть надстройка для сдерживания и сублимации бессознательной энергии, система значимых эталонов и запретов;
- деятельностная (марксизм): культура – продукт человеческой деятельности, конкретно-историческая надстройка над экономическим базисом;
- игровая (Гадамер, Финк): культура – арена реализации свободной творческой активности человека, расширяющая опыт и радующая каждого из нас;
- экзистенциально-диалогическая (Хайдеггер, Сартр, Камю): культура – арена диалога уникальных творческих личностей, сфера реализации творческих потенциалов.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 8 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |