|
Главный труд: «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал почти 20 лет.
Направление: материалистический эмпиризм.
1. Разработал сенсуалистическую теорию познания. Исходным пунктом этой теории было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Его главное препятствие это «Мир Идей» Платона= мир идей –первичен, материальный мир- вторичен. Локк говорит, что нет никаких врожденный знаний. Всякое нравственное правило, утверждал он, требует основания, доказательства.
- люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Если бы все было не так, утверждал Локк, то знания были бы известны всему человечеству и их содержание у всех было бы примерно одинаковым.
- Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков или предрасположенности к той или иной деятельности. В этом заключается главное противоречие в его философской системе.
2. два вида опыта, два источника знаний: внешний, состоящий из совокупности ощущений(Способность мыслить развивается в процессе познания человеком объективного мира.), и внутренний( наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления), образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источник внешнего опыта - реальный мир вне нас. Внутренний опыт - «рефлексия» совокупность проявления всей многообразной деятельности ума.
3. три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид - интуитивное знание, то есть непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.
Рационалисты – (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц) (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.
Рене Декарт(1596-1650) – франц. философ, ученый, математик. – родоначальник дуализма. ОНТОЛОГИЯ. (Заложил основы геометрической оптики, явился создателем аналитической геометрии, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса).
Труды: «Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».
Идеи:
1) Центральным понятием рационалистической метафизики - понятие субстанции. Декарт определяет субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, но Декарту, является только Бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно.
два рода субстанций: духовные и материальные.
- Духовная – неделимая субстанция. Материальная – делимая до бесконечности
Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (Декарт считается родоначальником дуализма). Основные атрибуты субстанций - мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание – модусы мышления: фигура, положение, движение - модусы протяжения. Нематериальная субстанция имеет в себе, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте (врожденные). Матер. субстанция отождествляется природой, все в природе подчиняется чисто механич. законам, кот. могут быть открыты с помощью математ. науки - механики.
3. Развил гносеологию:
-начало процесса познания – сомнение -разработал дедуктивный метод.
Основные идеи философии XVII века:
Принцип автономного мыслящего субъекта.
Принцип методического сомнения.
Индуктивно-эмпирический метод.
Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.
Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.
Выработка нового юридического мировоззрения. Обоснование и защита прав граждан и человека.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |