Читайте также:
|
|
Само понятие диалектики очень обширно. Ее становление началось с древней Греции.
Сократ, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога.
АНТИЧНОСТЬ: диалектика стала трактоваться прежде всего как метод правильного мышления.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разных трактовках сохраняется традиция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышления.
НОВОЕВРОПЕЙСКИЙ ПЕРИОД:данное понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением.
ГЕГЕЛЬ: трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности.
У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика выполняет функции метода познания и всеобщей теории бытия.
В марксистской философии она определяется как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, общества и человеческого мышления».
В предельно общем значении «диалектика » – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.
Таким образом, в качестве исторически значимых форм диалектики выделяют: диалектику античных философов (Востока и Греции), диалектику немецкой трансцендентально-критической философии и материалистическую диалектику, хотя можно говорить и о диалектике Возрождения, Нового времени и др.
Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Основных два принципы – развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности) и всеобщей связи (характеризует отношения, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют «законами ».
Традиционно законы диалектики подразделяют на основные (раскрывают сущность развития) и неосновные (дополняющие картину развития). К основным относят: закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник процесса развития), закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития) и закон отрицания отрицания (указывает направление развития). Неосновные законы диалектики выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой, частью и целым.
Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика, эксплицировавшая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации: так, источником развития самоорганизующейся системы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие; случайность становится для такой системы не столько формой проявления необходимости, сколько инициатором возникновения последней.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |