Читайте также:
|
|
В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум,реальность, Вселенная, космос.
Взаимодействие природы и чел-ка: 1) мифологичеякая. обожествление прроды. Взаимное уважение, Природа играет 1 роль в «диалоге природа-человек». 2) научно-техническая. с ростом науки- отчуждение человека от природы. Использует прирооду в своих целях. 3) «диалоговая».Завязана на принципе коэволюции. Человек и природа должны быть наравных.Если чел. изменяет природу,то он должен изменяться сам. Вместе с ней.
ДР.ГРЕЦИЯ. В философии истоки понятия природа связывают с древнегреческим термином (фюсис), имеющим целый спектр этимологических значений: органическое произрастание; рост и выросшее в процессе этого роста; процесс, рассматриваемый в целом; и т. п. Анализ Аристотелем исходного понятия фюсис привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновения того, что растет до всякой сущности вообще, включая и сущность (усия) искусственных вещей. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность.
В Новое время-; отношение к природе – хищническое, потребительское.природа обозначается латинским термином natura (натура), который используется и в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная и др. С этого периода преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания.
В современной культуре наряду с понятием природа используется категория образ природы (в естествознании ее аналогом выступает понятие картина природы, обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке). Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения и т. п.
Греческая философская традиция ориентирована на умозрительное познание природы как целостности. Так, у Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты. С позиции Сенеки, разделившим философию на три части: нравственную, естественную и ту, что посвящена человеческому разуму, четкообозначается философский подход. Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает вершин философия природы (натурфилософия), ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон
СРЕДЕНЕВЕКОВЬЕ - развивается концепция ущербности природы как результата грехопадения человека; отношение к природе негативное. В эпоху Возрождения человек отождествляет Бога и природу.
Динамика образов природы в классической и неклассической науке.
Научная картина природы строилась на принципах объективности, когда мир виделся как совокупность объектов; в модельных схемах мир представлялся как закрытый, линейный и конечный; т ут доминировал дискурсивный, логический, линейный тип мышления.
Наука второй половины XX в. Вселенная предстала как иерархически организованное сложное динамическое единство. Определяющую роль в утверждении нового понимания природы сыграл синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин, В. Эбелинг), сформированный благодаря важнейшим открытиям неравновесных структур, возникающих в результате необратимых процессов, способных к самоорганизации своих связей. Позже Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный.
Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира – восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.
Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания
Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. В данном конкретном смысле естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное – с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой).
В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т.д.). Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство – основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, т.е. «вторая природа», «неорганическое тело цивилизации» согласно К. Марксу. В объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком: любые неорганические предметы, живые системы, произведенные путем селекции, генной инженерии и т.п.
26. Биосфера, её структура и закономерности развития.
Термин «биосфера»впервые был употреблен еще в 1804 г. французским ученым Ж. Б. Ламарком в труде для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар.
В конце XIX в. его использовали австрийский геолог Э. Зюсс и немецкий ученый И. Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк.
Сегодня это понятие имеет несколько возможных толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат исторического взаимодействия живого и неживого. Современные представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классических представлениях В. И. Вернадского и его последователей, а также позднейших исследователей (М. М. Камшилов, В. Я. Шипунов, М. И. Будыко, Н. Н. Моисеев, Дж. Андерсон, П. Дювиньо и др.).
структурные уровни:
· мол екулярный,
· клеточный,
· тканевой,
· организменный,
· популяционный
· биогеоценотический.
Исследования биосферы свидетельствуют о ее природной динамике: 1) морфологические изменения усложняют ее структурную организацию; 2) увеличивается видовое разнообразие живых существ; 3) при сохранении прогрессивной направленности ее развития нарастает устойчивость биосферы; 4) наблюдается общая миниатюризация форм жизни.
Философский смысл понятие биосфера получило у В. Вернадск ого, который ввел термин живое вещество, охватывающий совокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере существует пленка жизни с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми (косными) природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванным живым веществом. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее. Неживое вещество доминирует в структуре биосферы.
В.И. Вернадский, изучавший взаимодействие живых и неживых систем, выдвинул принцип неразрывной связи живого и неживого, переосмыслив понят. Вернадский ставил в один ряд живую и неживую природу, как участников единого геологического процесса, то есть раскрывал глубинные взаимосвязи органического и неорганического миров ие биосферы. Он понимал биосферу как сферу единства живого и неживого.
Такое толкование определило взгляд Вернадского на проблему происхождения жизни на Земле. Рассматривались следующие варианты: 1) жизнь возникла до образования Земли и была занесена на неё; 2) жизнь зародилась после образования Земли; 3) жизнь зародилась вместе с образованием Земли. Вернадский придерживался последней из этих точек зрения и считал, что нет убедительных научных данных о том, что живое когда-либо не существовало на нашей планете. Иными словами, биосфера была на Земле всегда.
27. Проблема коэволюции человека и природы. Понятие «ноосферы»
Теорию коэволюции природы и человека предложил Тимофеев-Ресовский. Теория подразумевает тоже самое что и диалоговая модель взаимоотношения чел и природы, котора я стооит в ряду с мифологической и научно-технической. («диалоговая модель»- чел и природа должны быть на равных. Чел и природа- собеседники, человек, беря что-то от природы, должен отдавать что-то ей, меняя ее -должен меняться и сам.)
Деятельность человека по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.
Этапы коэволюции:
· древнейший (собирательство)
· аграрный (земледелие, животноводство)
· промышленный
· техногенный
Понятие ноосфера ( греч. noоs – разум, sphaira – шар) впервые – франц. математик Э. Леруа в 1927 г., оно возникло у него под влиянием лекций В. Вернадского о биосфере Земли.
«христианского эволюционизма» французского естествоиспытателя и мистика П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е. «мыслящий пласт».
Черты:
· соединил идею Бога как творца сего сущего с научными исследованиями.
· рассм. ноосферу как мыслющую оболочку земли, породжением которой является человек.
· ноосфера возникла в третичном периоде на ряду с барисферой, литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой
Панпсихизм - божествен. начало, есть во всем.
У В. Вернадского ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии. Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека.
Черты:
· заселение человеком всей планеты
· усиление связей между государствами
· равенство расс, религий
· свобода научной мысли
· выход в Космос
· преобладание человека над другими видами.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 71 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |