Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Структура философского знания

Читайте также:
  1. A. підприємство - це відокремлена економічна структура, яка займається виробництвом та реалізацією певних товарів та послуг з метою отримання доходу; Верно
  2. Cвязь языкознания с другими науками
  3. I. Дистрибутивный анализ. Дистрибутивная структура языка на фонемном уровне.
  4. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  5. I. Пражский структурализм.
  6. II. Копенгагенский структурализм.
  7. II. Методы теоретического познания.
  8. II. Первые исследования в области сравнительно-исторического языкознания.
  9. II. СТРУКТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
  10. II. Структура уроков

Содержание функций философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

8. Структура философского знания.

Структура философского знания

1. Онтология (называние происходит от гр.онто - "бытие") - раздел философии, изучающий бытие (его наиболее общие законы и принципы развития)

2. Гносеология (гносис "знание" гр.) - раздел философии занимающийся проблемами познания (Что такое познание? Каковы законы познания? Можно ли познать истину?)

3. Этика - раздел философии изучающий законы, принципы и нормы взаимоотношение людей друг с другом, способы достижения счастья.

4. Эстетика - раздел философии изучающий прекрасное, красоту (Что такое красота? Каковы законы прекрасного?)

5. Социальная философия - раздел философии изучающий наиболее общие законы развития общества (Каковы причины возникновения общества? Каковы законы общего развития? В чем состоит цель общества?)

6. Логика раздел философии изучающий основные законы и формы мышления.

7. Аксиология - учение о ценностях (Что такое ценность? Существуют ли общечеловеческие ценности?)

8. Философия истории - раздел философии изучающий основные законы исторического развития (Каковы исторические законы? В чем цель истории?)

9. Философия науки - раздел философии изучают законы научного развития (Каковы критерии научности знания? Каковы законы развития науки? Может ли наука дать человеку истинное познание окружающего мира?)

9. Философский смысл проблемы бытия.

Человеку присуща естественная убежденность в том, что мир существует как нечто целое. Не вызывает сомнения и бытие того, с чем человек сталкивается в своей жизни. Эта убежденность зафиксирована в языке. Во многих языках самым употребительным словом является глагол «быть». Связка «есть» (is, ist) в русском языке опускается, но она подразумевается (Иван — человек, роза — цветок). Но для философии одной очевидности недостаточно. Так как философия — это рациональное представление мира, необходимо логически доказать существование бытия. Это значит, надо ответить на следующие вопросы: Существует ли мир на самом деле и все вещи в нем, в том числе человек и общество? Существуют ли мышление, сознание? То есть, существует ли то, что мы считаем существующим? Вопрос, конечно, не в том — существуют ли они на самом деле, а в том, как это выразить на языке философских понятий. Философа, утверждающего, что мир реально не существует, всерьез никто не примет.

Противоположным понятием для бытия является понятие «небытие». Поэтому проблема бытия есть в то же время и проблема объяснения небытия. То есть существует ли небытие? Если да, то как оно связано с бытием?

Элеаты (Парменид, Зенон) первыми дали ответ на эти вопросы. Они уже употребили понятие «бытие» в философском смысле. Они считали, что небытия не существует, так как небытие есть несуществующее. Несуществующее не существует. О нем нельзя даже помыслить, так как мышление всегда есть мысль о чем-то существующем. Раз небытия нет, значит, есть только бытие. Раз нет небытия, значит, ничто не может возникнуть или исчезнуть. Значит, бытие неизменно. Раз нет небытия, значит, нет пустоты, значит, все заполнено, и двигаться негде. Значит, бытие неподвижно и неизменно.

В таком случае, что же такое окружающий мир, который движется и изменяется? По мнению элеатов, это вид небытия, постигаемый чувствами. Бытие же постигается только мыслью. Между двумя картинами мира нет ничего общего. Этот вывод парадоксален, но надо иметь мужество (говорили они) принять это. К этому принуждает мышление. Мысль о предмете и предмет мысли — это одно и то же. Значит, истинно существует лишь то, что мыслится. Тот, кто не согласен с этим, должен объяснить существование движения, возникновения и уничтожения.

Элеаты противопоставляли свои взгляды Гераклиту, утверждавшему, что все течет, все меняется, и одна и та же вещь существует и не существует, возникновение есть переход вещей в свою противоположность. Элеаты же вынуждены были допустить существование небытия, но не в мышлении, а во мнении. Существование небытия-пустоты вынужден был допустить и Демокрит для обоснования движения атомов. А соединением и разъединением атомов он объяснил возникновение и исчезновение вещей.

Проблема взаимосвязи бытия и небытия — вечная. Советский философ А.Н. Чанышев считал небытие абсолютным и первичным.

Но как можно признать существующим несуществующее? Он отвечает: «А где вы видели существующее существующим?»

А. Н. Чанышев указывает способы доказательства небытия. Например, доказательство от времени (существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего, то есть того, чего нет), доказательство от пространства (существование чего-либо в том или ином месте предполагает несуществование его в другом месте), доказательство от движения (движущееся тело есть там, где его нет, и его нет там, где оно есть), доказательство от возникновения нового (новое это то, чего не было в причинах и условиях, это новое породивших. Но где оно было, когда его не было? В небытии).

А. Н. Чанышев писал о небытии так: «Небытие окружает меня со всех сторон. Оно во мне. Оно преследует и настигает меня, оно хватает меня за горло, оно на миг отпускает меня, оно ждет, оно знает, что я его добыча, что мне никуда от него не уйти. Небытие невидимо, оно не дано непосредственно, оно всегда прячется за спину бытия. Небытие убивает, но убивает руками бытия. Неслышными шагами оно крадется за бытием и пожирает каждый миг, отставший от настоящего, каждое мгновение, становящееся прошлым. Небытие гонится за бытием по пятам. Последнее стремится вперед, не разбирая дороги, теша себя мечтой о прогрессе, но впереди находит только небытие».

Как видим, попытка философского решения проблемы бытия сразу ставит проблему объяснения существования вещей, движения, возникновения, уничтожения, а значит, и многообразия. В их разумном (с помощью доказательства) объяснении и заключается философский смысл проблемы бытия.

10. Онтология и метафизика в системе философского знания.

Онтология - раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.:

1.Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной. 2. Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю. 3. Бытие как-то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). Поскольку мышлением и постижением возможностей бытия обладает только человек, то в последнее время (в феноменологии и экзистенциализме) именно он отождествляется бытием. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек как бытие обладает свободой и волей. Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное

1. Метафизика - центральное учение всей философии, в которой ставятся фундаментальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире.
«Первая философия» Аристотеля, названная впоследствии метафизикой, исследует сущее и бытие сущего, отличается от «второй философии» или «физики». В средневековой философии метафизика выступает как высшая форма познания бытия, которая подчинена сверхразумному знанию, данному в откровении. Фома Аквинский отождествляет первую философию, метафизику и теологию (учение о божественном). Специфика метафизики Нового времени определена тем, что вся традиционная проблематика рассматривается здесь под углом зрения новой науки, метафизика превращается в метафизику познания. Кант четко уловил внутренние проблемы предшествующей метафизики и предпринял попытку ее критического анализа. Ошибки старой метафизики порождаются некритическим распространением деятельности рассудка за пределы возможного опыта. Философия в ХХ в. стремилась отказаться или преодолеть всю предшествующую метафизику. Был поставлен вопрос о конце философии как метафизики, и даже о конце философии как таковой.
Метафизика как теория включает в себя философское учение о бытии - онтологию и теорию познания - гносеологию.
2. Философское учение о бытии называется онтологией (онтос - сущее, логос - слово, закон, знание). Категория бытия является исходной в философском осмыслении мира. Онтологический анализ мира проводится с помощью довольно обширной системы философских категорий, но центральными из них выступают понятия бытия и небытия. Понятие бытие можно определить как всеохватывающую реальность, как все то, что существует, или все, что есть. Таким образом, категория бытия обозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их существование. Категория небытия обозначает отсутствие, нереальность любого конкретного сущего.
Вопрос о бытии возникает одновременно с самой философией. Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид: бытие не возникло и неуничтожимо, оно неподвижно и нескончаемо во времени. Парменид отождествлял бытие и мысль. Бытие есть, а небытия нет. Демокрит учил, что все сущее состоит из атомов, т.е. бытия и пустоты, или небытия. Платон противопоставлял истинное бытие (мир идей, мир духовных сущностей) миру чувственных, изменяющихся вещей, в котором соединяются бытие и небытие. У Аристотеля материя есть лишь бытие-в-возможности. В средневековых учениях в качестве бытия, как правило, выступал Бог. Сам разум, сознание человека занимают в онтологии Нового времени место бытия. Человек, его сознание, его потребности, его жизнь стали восприниматься как единственно несомненное подлинное бытие. М.Хайдеггер рассматривает существование человека как базисное бытийное условие всей его активности. Основные формы бытия: Бытие вещей, Материальное бытие человека, Духовное бытие, Бытие общества или социальное бытие. Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, обозначаемой категорией субстанция.

11. Типы философских онтологий.

В основе структуры мира 3 вида бытия: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.

Бытие природы — первая форма реальности, универсума. Включает все существующее кроме человека, является следствием длительной универсальной эволюции.

Бытие социальное — второй вид бытия. Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция). Структура социального понятия бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

Бытие идеальное, духовное — третья форма реальности. Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума. Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей. Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.

 

12. Донаучные, жизненные корни проблемы бытия.

 

13. Развития категории бытия в античной и средневековой философии.

 

14. Развитие категории бытия в новоевропейской философии.

 

15. Категория бытия в философии ХХ века

ХХ ВЕК: СУДЬБА ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ

 

Новое время – начало трансформировать античную идею объективного бытия:

бытие стало субъективным. В ХХ в. этот процесс углубился и теперь даже

Абсолют – Бог стал зависеть т априорной внутренней установки человека на

поиски безусловного. И все же новое время не отказалось от античной

традиции поиска опоры для человеческого существования. Место Бога занял

человеческий разум. Пустынность и неуютность мира без Бога-опоры была

закамуфлирована верой в могущество разума. И хотя речь при этом шла не о

Разуме, Логосе, а о конечном разуме, имеющем человеческую размерность, но

не вселенски-космическую (как это было у Парменида); попытка найти в разуме

опору имела явно античные корни.

ХХ век ознаменовался крестовым походом против разума, а это означало

разрыв с античной традицией. «Наше ученичество у греков кончилось: греки не

классики, - заявил в начале века Ортега-и-Гассе, - они просто арханичны –

арханичны и конечно же... всегда прекрасны. Этим они особенно интересны

для нас. Они перестают быть нашими педагогами и становятся нашими друзьями.

Давайте станем беседовать с ними, станем расходиться с ними в самом

основном. [2 с.149]. Что же представляет собой это «самое основное»? Во-

первых греческое понимание бытия как чего-то сущного, неизменного,

неподвижного, субстанциального. Отказ от всякого рода субстанциальности

стал нормой философствования в ХХ в. Во-вторых, признание разума в качестве

опоры человеческого существования; разуму было отказано в кредите доверия

со стороны человека и общества ХХ в.

 

4.1. Поход против разума.

Отказ от античных рационалистических традиций начался еще в середине ХIX

в. Современник и ученик Гегеля, датский философ С.Кьеркегор выступил против

притязаний разума еще при жизни самого учителя, а Ф.Ницше объявил разум

«больным пауком», ткущим паутину, опутавшую жизнь людей и превращающую ее

тем самым в нечто высохшее и обескровленное, в то время, когда К.Маркс

разработал теорию разумного устройства общественной жизни.

ХХ век востребовал идеи критиков разума и переместил их в центр

интеллектуального пространства. Кьеркегор, Ницше, Паскаль и другие

реабилитированы и стали почитаемы.

Люди всегда знали о том. Что существует безумие, секс, бессознательное,

тюрьма. Но вплоть до конца XIX в. высокая классическая мысль не впускала в

пространство своего осмысления и публичного осуждения эти темы. Государство

же относилось к этим сторонам жизни недоброжелательно и часто репрессивно.

Причина такого отношения - уверенность в том, что все указанные формы

жизни по сути свое антиразумны, а потому разрушительны как для отдельного

человека, так и для всего общества. Однако в конце XIX в. во многих

европейских странах проблемы секса, безумия, бессознательного легализуются.

В ХХ в. они становятся доминирующими на всем европейском континенте,

заполняя собой все виды искусства, проникая в массовое сознание. Так,

М. Фуко пишет еще в начале ХХ в. историю безумия, сексуальности, базируясь

на работе Ф. Ницше «Генеалогия морали». Самое загадочное заключается в том,

что люди оказались как бы уже готовы отнестись к этой стороне жизни с

серьезным почтением, столь серьезным, что в наши дни проблемами

сексменшинств, детской сексуальности занимаются парламенты, дебатируя о

возможности юридического узаконивания браков между лицами одного пола, о

выделении специальных парков и мест для «свободной» любви. Ученые и

общественность заняты поисками средств пропагандирования знаний по детской

сексуальности ребенку с пятилетнего возраста. Эти процессы зафиксировал

язык – самый чуткий индиктор изменений и мироощущений людей: слово «любовь»

уходит из лексики, уступая место слову «секс». Налицо факт: в ХХ в.

изменились люди, вернее их мироощущение, мировоспитание, их душевно-духовно-

мыслительные установки.

Выступив против разума, мыслители выразили нарастающее в обществе

осознание бессмысленности и безопорности существования.

 

4.2. Культурные последствия отказа от античной традиции в понимании

бытия.

Отказавшись от Бога («Бог умер» - Ницше), не надеясь более на разум,

человек ХХ в. остался один-на-один со своим телом. Начался культ тела,

сменивший культ духа и разума, а это – главный признак язычества.

Язычество, или, вернее, неоязычество конца ХХ в. быстро распространилось

по планете, благодаря телевидению и другим средствам массовой информации.

Процессы своеобразного оязычивания проникли во все виды искусства.

Некоторые авторы считают, что, к примеру, рок-культура представляет собой

аналог архаики (гр. - древний) – раннего этапа в развитии искусства в

Древней Греции и Египте, а также Африки. В этом смысле архаичен и

авангардизм. Его приверженцы попытались вернуться к изначальным, самым

древним формам жизненной и художественной практики, к архаике, к спрятанным

в глубинах человеческой психики бессознательным началам всякой

интеллектуальной и эмоциональной активности.

Языческое мироощущение проявилось в музыке А.Н. Скрябина, о чем писали

отечественные мыслители А.Ф. Лосев и Г. Флоровский, хочется броситься куда-

то в бездну, хочется вскочить с места и сделать что-то небывалое и ужасное,

хочется ломать и бить, убивать и самому быть растерзанным. Нет больше

никаких норм и законов, забываются всякие правила и установки... Нет

большей критики западноевропейской культуры, как творчество Скрябина, и нет

более значительного знака «Заката Европы» (А.Ф. Лосев). [2, c.152].

Примеров мировоззренческих изменений, последовавших вслед за отказом

признавать разум человека предельным основанием его бытия и гарантом его

нормального существования, можно приводить бесконечно много. Но приведенные

выше свидетельствуют о начавшемся разрыве культур. ХХ век отверг все

основания существования мира и человека, которые признавались прежде, не

успев, или не пожелав, предложить новые опоры жизни. Человечество вновь,

как и во времена Парменида, испытывает шок открывшегося сиротства,

неприкаянности, неукорененности ни в чем.

В ХХ в. Европа окончательно отказалась от античных традиций в понимании

бытия. Люди вдруг ощутили себя живущими в мире, где нет никаких гарантий и

никаких опор, где все зыбко и плохо устроено. Разум не сумел предотвратить

страшных войн ХХ в. и более того, сам поработал над созданием средств

массового уничтожения людей, создав невиданные ранее виды оружия. Он не мог

обеспечить гармонию и порядок в мире. Возникло ощущение безопорности во

всех сферах жизни в экономике, в политике, морали и т.д. Сформировалась

эпоха тотального плюрализма, для которого нет никакой иерархии ценностей.

Плюрализм стал главной идеей общественного устройства, согласно которой

общественно-политическая жизнь есть состязание множества социальных групп и

представляющих их интересов, плюрализм ценностей стал основой жизни

человека и общества: все стало равно всему, исчезли приоритеты:

нравственные, политические, государственные, экономические, классовые и

т.д.; общество атомизировалось в атомы-индивиды, разрушив ценностную

вертикаль, где был низ – верх, конец – начало, спроецировали все ценности

на горизонтальную поверхность, уравняв их в пространстве и времени своего

бытия.

Изменение мировоззрения в ХХ в. повлекло за собой не только новую

постановку вопросов о бытии, но пересмотр стиля и правил интеллектуальной

деятельности.

 

4.3. Философия постмодерна: новая идея бытия.

Постмодерн в философии – это отказ от греческой традиции, который

обозначил, сделал явным тот факт, что в мировоззрении людей в их

менталитете произошли глубинные подвижки-изменения.

Еще в середине XIX в. ученик Гегеля Кьеркегор отошел от классической

философии, выступил против разума, отказался работать в классических

философских категориях, что потребовало перехода на новый философский язык,

изменило привычный философский текст.

В V–IV вв. до н.э. Парменид ввел в философию проблему бытия как чего-

то устойчивого, неподвижного, вечного, находящегося за миром конечных

явлений.

Гераклит – предложил грекам иное толкование бытия. Он заявил, что

бытие по своей сути есть вечное изменение, процесс, развитие, движение.

Постмодерн востребовал гераклитовскую версию бытия, что сразу же

повлияло на сложившиеся традиционные для Европы формы философского

мышления, а также на его словесное выражение в тексте: философские тексты

потеряли границы, отличающие их от иных текстов, например, художественных.

К середине ХХ в. стало ясно, что философы. Развивающие идею бытия как

становления, попытались, во-первых, обосновать эту идею, доказать ее право

на доминирование в культуре, а во-вторых, найти соответствующую словесную

терминологическую форму для выражения идеи.

Философия давно знала, что мысль существует как бы в двух временных

интервалах: есть время мышления, когда оно еще не оформлено, еще хаотично и

пульсирует, нагромождая мысль на мысль, перебивая их образами; мысль течет,

не придерживаясь строгих логических правил и требований категориальной

упорядоченности. Мысль как бы нащупывает подступы к решению проблемы, ее

форма находится в становлении, она еще не прояснила для себя самой своего

содержания. И есть другое время существования мысли, когда она пытается

привести свое содержание в порядок, в систему, опираясь на логические

законы и категории. И если в первом случае мысль не предназначалась для

внешнего наблюдателя или читателя, то во втором случае она обозначена тем,

чтобы обдуманно выстроить свои доводы, расположить аргументы «за» и

«против»логически четко и точно и этим сделать свое содержание понятным для

внешнего наблюдателя.

Философия постмодерна опираясь на идею бытия как становления, взяла на

себя задачу показать, объективировать мысль, находящуюся в становлении.

Философ постмодерна отказывает разуму в правах, всякую претензию на

поиск истины объявляет ложной, отказывается от построения философской

системы, не признает подчинение мышления заданным формам и законам,

утверждает, что словесно-языковое выражение мысли всегда случайно, считает,

что наиболее адекватной формой выражения становящегося мышления служит

внерациональная словесная текучесть. Эти особенности философского текста

прямо связаны с изменением отношения к бытию. В постмодернистском

философском произведении отсутствует все объясняющий концепт: за

описываемыми явлениями нельзя обнаружить никакой глубинной сущности, будь

то Бог, Абсолют, смысл жизни, Истина, Разум и т.д., которая, во-первых,

служила бы условием возможности существования этих явлений, во-0вторых,

гарантировала бы возможность их постижения, в-третьих, являлась бы

смысловым центром как для автора, так и для читателя, не допуская

возможности бесконечного множества интерпретаций, или истолкований

содержания текста.

Философия теряет свои границы, очертания философского текста

размываются и философия начинает существовать в каком-то «рассеянном» виде

– внутри стихов, фильмов, музыки и т.д. Возникает ситуация, когда акт

философствования практически уже не зависит от профессиональной подготовки

и более того, последняя рассматривается как помеха этому акту. Философия

становится уже не профессиональной деятельностью, к числу философов

постмодерна ХХ в. относят писателей, например, А. Белого, В. Хлебникова,

М. Пруста, Е. Шварца, кинорежиссеров – С. Эйзенштейна, Феллини и др. «Все

дозволено», «ничего не гарантировано» - главный пафос сознания постмодерна;

все «священное» и «высокое» воспринимается как результат самообмана людей,

иерархия «тело – душа – дух» давно разрушена, а духовность и душевность

воспринимаются как признаки слабоумия и шизофрении. Человек больше ни во

что не верит и ему уже «нечем» верить.

Философия больше не работает с категориями сущность, закон, причина и

др., с помощью которых воспроизводился устойчивый порядок бытия, его

определенность; главной характеристикой общества и природы объявляется

неопределенность. Возникло целое научное направление – сипергетика, которое

исходит из признания в качестве принципа самодвижения материи возникновение

порядка из беспорядка, хаоса.

Изменение отношения к бытию сопряжено с глубинными мировоззренческими

сдвигами, которые философия осмысливает, каждый раз заново перетолковывая

тему бытия на своем языке и своими специфическими средствами.

Постмодернистская философия в своем понимании бытия не начинает, а

завершает старую линию развития той культуры, в которой «Бог умер».

Подлинно новое толкование бытия в философии будет возможно в том случае,

если сформируется мировоззрение, в корне отличное от современного. Но это

вопрос будущего.

 

16. Бытия как сущность, бытия как субстанция, бытия как жизнь, бытия как экзистенция, бытия и время.

Бытие как сущность противостоит небытию. Этот тезис принадлежит Пармениду. Он полагал, что источником небытия являются множественность, возникновение и уничтожение. Их действие не распространяется на сущность-бытие, ибо оно едино (одно) и не меняется. Кроме того, бытие умопостигаемо, а небытие мыслится противоречиво, значит, его в бытии нет. Небытие охватывает несущностные явления чувственной жизни.

Понятие бытия тесно связано с понятием субстанции. Понятие субстанции (от лат. substantia - сущность) имеет два аспекта:

1. Субстанция - это то, что существует "само по себе" и не зависит в своем существовании ни от чего другого.
2. Субстанция - это первооснова, от ее существования зависит существование всех других вещей.

Из этих двух определений видно, что содержание понятий бытия и субстанции соприкасается. Вместе с тем содержание понятия субстанции более артикулировано, объяснительная функцияпонятия "субстанция", в отличие от "бытия", - ясна. "Естественным образом" происходит подмена содержания одного понятия другим: говоря о бытии, мы чаще всего говорим о первооснове мира, о субстанции. Дальнейшая конкретизация ведет к тому, что философы начинают говорить о бытии как о чем-то вполне определенном - духовном или вещественно-материальном первоначале. Так вопрос о бытии как вопрос о смысле человеческого существования подменяется вопросом о происхождении всего существующего. Человек превращается в простое "следствие" материального или духовного первоначала.

17. Базовые онтологические различия: бытия и сущее, бытие и ничто.

Откуда берётся различие бытия и ничто? Отсутствие у Гегеля ответа на этот вопрос показывает, что негативность не удаётся осмыслить исходя из ничто. "Поскольку ничто есть неразличённое, негативность же - "различие", постольку как раз нельзя прояснить негативность из ничто"

В несомненности такого отношения человека к бытию (или, как говорит Хайдеггер, истолкования бытия) осталось "неспрошенным" и "нерешённым" (41) само отношение человека к бытию и различие между бытием и сущим (онтологическая дифференция). Заключительная часть сочинения "Негативность" подготовляет развёрнутую постановку вопроса о бытии как "просвете". "Но этот просвет необъясним исходя из сущего, он есть " между " и между тем (в пространственно-временном смысле изначального пространства-времени). <...> Просвет есть безосновность как основа, ничтожение всего сущего" (45), иначе говоря, "ничто сущего". Правда, выход к "позитивному" рассмотрению ничто отнюдь не является нигилизмом. "Сущность нигилизма состоит как раз в забвении ничто..." (15). Напротив, бытийно-историческое мышление (как Хайдеггер именует свою философию) признаёт, что "ничто", "безосновность" (Abgrund) - не голое отрицание сущего, не "ничтожное", а само "Бытие", но "не по направлению к сущему, и не прочь от него, а из своей истины" (48). Так в глубине гегелевского размышления о негативности возникает возможность "другого начала" философствования, которое не просто возвращается к истоку в греческой мысли и не повторяет его, а начинает мыслить заново.

18. Виды сущего. Проблема вещи в философии

19.Материя как философская категория. Материальное бытие.

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображаетсянашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носитгносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.

Термин использовался ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире из которого «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита.

В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения былД. Дидро.

Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Определение, лежащее в основе современных формулировок термина, дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 10 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.039 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав