Читайте также:
|
|
Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности.
Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др.
Введение термина "философия" традиция приписывает Пифагору. Возникновение античной философии относят к VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля.
Античная философия имеет более чем тысячелетнюю историю, которая завершилась в 529 г. н.э., когда византийский император Юстиниан закрыл языческие, т.е. нехристианские школы и разогнал их последователей. В истории античной философии выделяют следующие периоды:
1) досократический век(с VI в до н э) переходной этап от мифа к собственному теоретическому мышлению, несла отпечаток мифологических представлений о мире. В центре внимания проблема первоначала. Основная идея – мир един, несмотря на его видимое разнообразие. В качестве первоначала 4 стихии. Фалес, Анаксимандр, Гераклид, Парменид.
2) Гуманистический (Vв до н.э.) центральная тема – человек, человеческая субъективность. Софисты и Сократ. Человек в их учении есть существо активное, самостоятельное. Сократ продолжает идеи софистов, но является родоначальником совсем другой идеи. он стремится укоренить человеческую субъективность во всеобщих требованиях нравственности.
3) Классический (с конца V по конец IV в до н.э.) период рассвета древнегреческой философии. Создаются крупнейшие системы Платона и Аристотеля. Платон разделяет мир подлинного бытия и мир неподлинного бытия. 1 – мир идей, высших и низменных сущностей. 2 – мир чувственно воспринимаемых вещей.
4) Эленестический период(с III в до н.э. по III в н.э.) начало положено завоевательными походами А. Македонского. Особый интерес к нравственно-этической проблематике. 3 направления: эпикурейство, стоицизм, скептицизм
5) Неоплатонический период (с III в н.э. по VI в н.э.) развитие и систематизация идей Платона. Неоплатонизм оказал большое влияние на становление христианства. характерен пантеизм.
9 Парменид и Гераклит: проблема постоянного и изменчивого в мире
Парменид Элейский жил в конце VI - начале V века до нашей эры. Парменид сделал важный шаг в становлении философии. Проблема заключалась в самообосновании философии: может ли мысль, независимо от опыта, открыть объективную, общезначимую истину? Нужно было найти точку пересечения двух непересекающихся рядов — ряда вещей и ряда мысли, точку совпадения мышления и бытия. У Пифагора такой точкой было число, а у Парменида — бытие. Бытие — это начало всего, бытие есть, а небытия нет, все заполнено бытием. Бытие — причина самого себя, она ни от чего не зависит, наоборот, все зависит от него.
Бытие не возникает и не уничтожается, его не может быть больше или меньше, оно не может быть вчера или завтра, оно всегда сейчас. Оно неподвижно, про него невозможно сказать, что оно развивается, поскольку оно в каждый момент самодостаточно. И еще: бытие, и мысль, ее постигающая, — это одно и то же.
Гераклит из города Эфеса (520-420 гг. до нашей эры) утверждал, что все в мире из огня: «Мир есть, был и будет вечным огнем, мерами затухающий и мерами возгорающийся». Как огонь, так и весь мир, и вся жизнь зыбки, неустойчивы, непостоянны, изменчивы. Первое знаменитое изречение Гераклита: «Все течет, все изменяется, и нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Философы трактуют эту фразу, как пример изменчивости и текучести всего: бытие, в отличие от парменидовского понимания, это вечное становление.
10 Философия Платона – проект классической метафизики античности. Онтология, гносеология, социальная утопия Платона
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
• окружающий мир также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
• чистые идеи истинны, вечны и постоянны;
• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи
• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
• поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";
• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания;
• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
Государство Платона состоит из трех сословий:
· высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).
· сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).
· сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).
Правители-философы в ходе 50-летнего образования, совершенствуют свою особую одаренность. В их лице мудрость должна объединиться с властью. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших. Позднее Платон допустил некоторую частную собственность для всех сословий.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |