Читайте также:
|
|
Предпосылки:
матер.-эконом.:
развитие мореплавания – развитие торговли
формирование буржуазии
астрономич. система Коперник
соц.:
возрождение идей и положений античного рационализма
светский характер философии
дух.:
развитие естествен. и гуманит. наук
3 периода: гуманистический, неоплатонический, натурфилософский.
Становление гуманизма было связано с Данте Алигьери, Ф. Петрарка, К Салютати, Л. Бруни. В Западной Европе — Эразма Роттердамского, Т. Мора, М. Монтеня. Чел. — как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.
Во 2ой пол. XV в. — период неоплатонизма. Для него характерно возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма, растворение природного универсума в Мировой душе, перенос внимания с Бога на проблему устройства Вселенной. Наиболее значимую роль в развитии неоплатонических идей сыграли М. Фичино, Д. Пико делла Мирандола и Николай Кузанский. Неоплатонизм подготовил почву для следующего, наиболее конструктивного периода в философии этого времени.
3 этап: натурфилософии — Леонардо да Винчи, И. Кеплера, Парацельса, Д. Бруно и Николая Коперника. Согласно идее тождества макро- и микрокосма, устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством челов. организма. В этот период доминировала качественная, органицистская модель природы. Основоположник экспериментального естествознания Леонардо да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математ. анализом. Благодаря астроном. открытиям Н. Коперника — идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религ. космологию и учение о творении. На этом основании Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него.
Характерные черты.
гуманистический антропоцентризм. Человек — совершенное единство духа, души и тела, центральное звено космоса. Бог поставил человека в самом центре мироздания, сделав его судьей мудрости, величия и красоты воздвигнутого им космоса.
натурфилософский пантеизм. В онтологич.концепциях Ренессанса Бог понимался как переполненное благом, переливающееся через край бытие, которое не может существовать и мыслиться без природы и тем более без чел. Мировая душа Anima, как последняя бестелесная ипостась, ближе всего к излучаемому ею телесно-земному миру. Натурфилософии Ренессанса были присущи качественная трактовка природы и органицизм в понимании строения и способа бытия природных явлений.
становление идеалов свободы, равенства и братства. Особую роль в гуманистической философии — понятие челов.деятельности. Человек стал рассм. как творец своей судьбы. Общество — как союз свободных и равных творч. личностей. Фил. обоснование принципов дружбы, любви, человечности отражало республик. идеалы итальянских городов-государств.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |