Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

БИЛЕТ № 4. 1 страница

Читайте также:
  1. АЛЬМИНА ЛЕБЕДЕВА 1 страница
  2. АЛЬМИНА ЛЕБЕДЕВА 2 страница
  3. АЛЬМИНА ЛЕБЕДЕВА 3 страница
  4. АЛЬМИНА ЛЕБЕДЕВА 4 страница
  5. Билет (см. в 8 билете)
  6. Билет . Виды деятельности и творчество. Игра и творчество.
  7. Билет . Государственное устройство и церков в период петровских преобразований.
  8. Билет ..Какова структура философского знания?
  9. Билет 1
  10. БИЛЕТ 1

1. Предназначение, смысл и функции философии.Смысл. Слово «философия» было предложено Пифагором. Буквальный перевод, это любовь к мудрости. Мудрость - это умение владеть знаниями, умение выявлять типологию мира и обнаруживать в нем порядок и связь. Согласно Платону философия начинается с изумления. Поэтому философия представляет собой активное вопрошание о месте человека в мире. Она требует свежего взгляда на мир и на место в нем человека. Древнеримский мыслитель Цицерон говорил, что философия - это культура ума. Философское знание - это знание особого рода (ведение): философия постоянна, учитывает присутствие в знании того, кто это знание создает. Немецкий философ Эдмунд Гуссерль дал конечно определение философии. Философия - это свободная и универсальная теоретическая рефлексия (рефлексия - это мышление о мышлении). Таким образом, Философия - это наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества, сознания. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: - онтология (учение о бытие), - гносеология (учение о познании), - человек (антропология), - общество (социальная философия). Предназначение. Философия:- рассматривает наиболее важные связи в системе «мир-человек». - ищет причину внутренней связанности мира. - призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. - заключается в стремлении к духовной цельности человеческого существования - поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. - в отличие от науки как знании о мире объектов философия принципиально плюралистична, она учит видеть альтернативы, выявляя предпосылки рассуждений, она способствует усилению мышления.И. Кант предложил три рекомендации: 1. Мыслить самому, 2. Всегда мыслить в общении с другим себя на месте этого другого, 3. Всегда мыслить в согласии с самим собой. Он полагал, что философия должна ответить на 4 вопроса. 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? Что я обязан? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек? Функции философии 1. Эвристическая. Философия выполняет по отношению к науке важную методологическую роль: она систематизирует и интегрирует научное знание, а также предлагает нестандартное решение и подходы. 2. Философия оживляет гуманистические основания культуры. Она ставит задачу стать подлинным человеком посредством понимания бытия. Оборотной стороной технического прогресса выступает самонепонимание, отчуждение человека от самого себя. Философия напоминает человеку, что он не вещь среди вещей, не часть среди частей и не объект среди объектов. 3. Методологическая функция – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем). 4. Прогностическая, формулирующая гипотезы о развитии материи и сознании человека и мира. 5. Критическая, основанная на принципе сомнения и играющая антидогматическую роль. Благодаря своей критической функции и способности обозревать объекты далеко выходя за их границы как во времени, так и в пространстве, философия выполняет важную работу исторического напоминания, схватывания духа и смысла эпохи, упреждающего выдвижение перед обществом назревающих глубинных проблем. 6. Аксиологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности). 7. Объяснительная – когнитивная.

2. Философский смысл проблемы бытия. Виды бытия Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического основания действительности. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категории Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Для выражения единства бытия имеется особая категория субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразие вещей, существующие через них и по средствам их. Субстанцией признавали то материальное, то идеальное. В одних учениях – много субстанций, в иных – одно. Дуализм – исходит из двух основ, двух субстанций, одна из которых материальная, другая – идеальная. Учение, признающее одну субстанцию, называются монистическими. Они представляют монизм.Проблема Бытия остро возникает тогда, когда фундаментальные предпосылки жизни и сознание начинает «уплывать», становится предметом сомнений. Природа и стабильная жизнь постоянно изменяются и дают человеку поводы для сомнений в вечном и неизменном существовании мира. Все-таки идея о непреходящем существовании природы более стабильно в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи, процессы – конечны. Мир, действительность имеет логику своего внутреннего развития,своего существования. Мир существует до сознания, до Бытия отдельных людей, их осознание, их действий.Видов бытия много: материальное (физическое, химическое, биологическое), идеальное, социальное, духовное (психическое); ноуменальное - бытие, которое реально существует независимо от сознания субъекта; феноменальное – бытие, каким его видит познающий субъект (или просто: природное, социальное и духовное).Формы бытия:• Бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на бытиевещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого; бытиевещей и процессов, произведённых человеком.• Бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей испецифически - человеческое бытие.• Бытие духовного (идеального) - которое делится наиндивидуализированное духовное о объективизированное духовное.• Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытиеотдельного человека в обществе и истории) и бытие общества.

 

БИЛЕТ № 5.1.Философия наука или мировоззрение.Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена. Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:— на первоначальные позиции ученого;— его отношение к миру и познанию;— на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).Благодаря философии, - способности размышлять, создавать синтез, анализировать происходящее, учиться у других и на чужих ошибках, образуется мировоззрение, которое и определяет стезю нашей жизни. Да, - это наука познания истины жизни.

2. Уровневая организация мира. Современная наука о строении материи. Современным научным данным в структуре материи можно выделить два крупных основных уровня (блока): неорганическая материя (неживая природа) и органическая материя (живая природа).Неорганическая природа включает следующие структурные уровни:1. Элементарные частицы — мельчайшие частицы физической материи (фотоны, протоны, нейтрино и др.), каждая из которых имеет свою античастицу. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц (включая античастицы), в том числе и так называемые «виртуальные частицы», существующие в промежуточных состояниях очень короткое время. Характерная особенность элементарных частиц — способность к взаимным превращениям.2. Атом — мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства. Он состоит из ядра и электронной оболочки. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.3. Химический элемент — совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Известно 107 химических элементов (19 получены искусственно), из которых состоят все вещества неживой и живой природы.4. Молекула — наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическими связями,5. Планеты — наиболее массивные тела Солнечной системы, движущиеся по эллиптическим орбитам вокруг Солнца.6. Планетные системы.7. Звезды — светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу; в них заключена большая часть вещества Вселенной. Образуются из газопылевой среды (главным образом из водорода и гелия).8. Галактики — гигантские (до сотен млрд. звезд) звездные системы, в частности, наша Галактика (Млечный путь), которая содержит более 100 млрд. звезд.9. Системы галактик.Органическая природа (биосфера, жизнь) имеет следующие уровни (виды самоорганизации):1. Доклеточный уровень — дезонуклеиновые кислоты, рибонуклеиновые кислоты, белки. Последние — высокомолекулярные органические вещества, построенные из 20 аминокислот, составляют (наряду с нуклеиновыми кислотами) основу жизнедеятельности всех организмов.2. Клетка — живая элементарная система, основа строения и жизнедеятельности всех растений и животных.3. Многоклеточные организмы растительного и животного мира — отдельные особи или их совокупность.4. Популяция — совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений.5. Биоценоз — совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема.6. Биогеоценоз (экосистема) — однородный участок земной поверхности, единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания.Современная наука не только выделяет типы материальных систем, но и раскрывает их связь и взаимодействие. По этому критерию выделяют три уровня строения материи:1. Макромир — совокупность объектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах, километрах, а время — в секундах, минутах, часах, годах.2. Микромир — мир предельно малых, непосредственно ненаблюдаемых микрообъектов, пространственная размерность которых исчисляется до 108 — до 16 |6 см, а время жизни от бесконечности до 1024 сек.3. Мегамир — мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами (а скорость света 300 000 км/с), а время существования космических объектов — миллионами и миллиардами лет.

БИЛЕТ № 6.1.Основной вопрос философии. Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии — материализму или идеализму. Материализм — научное философское направление. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая таким образом познаваемость природы. В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философского материализма. При постановке основного вопроса философии возникает вопрос не только о приоритете материального или духовного, но и относительно того, что считать материальным, а что духовным. Отсюда проистекает возможность многочисленных модификаций в решении основного вопроса философии как в материализме, так и в идеализме. Гегель, например, принимает за первичное некое вне человека существующее мышление («абсолютную идею»), А. Шопенгауэр исходит из представления о бессознательной космической воле, Э. Мах считает, что все вещи состоят из ощущений.

2.Генезис учения о материи. Вопрос о материи является одним из основных вопросов на всем протяжении развития философии естествознания. Понятие «материя» является основным, но оно не оставалось неизменным на всех этапах развития материалистической философии. Существуют 3 этапа:1) Наивно-материалистический — материя то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их "начала" или "элементы";2) механический — материя это масса или вещество, сами вещи, состоящие из элементов (частиц, атомов, молекул и т. п.); 3)диалектико-материалистический — материя это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем. Материя имеет и сложное структурное строение. На основе достижений современной науки мы можем указать некоторые ее виды и структурные уровни. Во-первых, следует выделить три основных вида материи, к которым относятся: вещество, антивещество и поле. Известны электромагнитные, гравитационные, электронные, мезонные и др. поля. Вообще говоря, с каждой элементарной частицей связано соответствующее ей поле. К веществу относятся элементарные частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро-и мегатела, т.е. все то, что имеет массу покоя. Все указанные виды материи диалектически взаимосвязаны между собой. Во-вторых, в самом общем виде можно выделить следующие структурные уровни материи: 1. Элементарные частицы и поля. 2. Атомно-молекулярный уровень. 3. Все макротела, жидкости и газы. 4. Космические объекты: галактики, звездные ассоциации, туманности и т.д.5. Биологический уровень, живую природу. 6. Социальный уровень - общество. Каждый структурный уровень материи в своем движении, развитии подчиняется своим специфическим законам. Так, например, на первом структурном уровне свойства элементарных частиц и полей описываются законами квантовой физики, которые носят вероятностный, статистический характер.Всякий более высокий уровень материи включает в себя более низкие ее уровни. Например, атомы и молекулы включают в себя элементарные частицы, макротела состоят из элементарных частиц, атомов и молекул. В-третьих, исходя из приведенной выше классификации, можно выделить три различных сферы материи: неживую, живую и социально-организованную - общество. Выше мы рассматривали эти сферы в иной плоскости. Дело в том, что всякая классификация относительна, а поэтому в зависимости от потребностей познания можно давать самую различную классификацию уровней, сфер и т.д., отражающих сложную, многогранную структуру материи. Подчеркнем, что избранное то или иное основание классификации есть лишь отражение многообразия самой объективной реальности. Можно выделить микро-, макро- и мегамир. Этим классификация структуры материи не исчерпывается, возможны и другие подходы к ней.

БИЛЕТ № 7.1.Предпосылки возникновения философии. Философия возникла в период разложения первобытно - общинного строя и становления классового общества. Ее предпосылками были мифология и религия. Ее возникновение было обусловлено тем, что по мере осознания человеком своего отношения к миру и к себе, мифологических и религиозных представлений о мире и о человеке, сформировавшихся на основе воображения, оказалось недостаточно для осмысления сущности мира, сущности человека. Возникла потребность в формировании мировоззренческих ориентиров, основанных на исследовании реальной действительности, при помощи которых человек смог бы определять свое отношение к окружающей действительности и к себе. Эта потребность была обусловлена и тем, что рациональное сознание, выраженное в логической понятийной форме, было связано с проникновением человека в познание сущности предметов и явлений, что позволяло перейти от познания явлений к познанию сущности. Первой формой мировоззрения явилась мифология. Однако в мифологии осознание человеком своего отношения к действительности формировалось на уровне чувственно-образного мышления. В этих условиях познание человеком окружающего мира ограничивалось, в основном, фиксацией чувственно воспринимаемых связей и отношений между предметами, явлениями, процессами. Это обусловлено тем, что становление, формирование человеческого сознания начиналось на основе накопленного практического жизненного опыта. Основными чертами мифологического мировоззрения являются: 1. Представление о родственных связях естественных сил и явлений и человеческих коллективов. 2. В развитых формах мифологии происходит персонификация, обособление естественных сил и способов человеческой деятельности. 3. Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует образами, а не понятиями. 4. Мифы воспринимались людьми как действительная жизненная реальность, они передавались из поколения в поколение как пересказ, который не подлежит сомнению. 5. Человека понимали как игрушку в руках божественных сил, его жизненный путь определялся неизбежной судьбой, фатумом. Религия в своем возникновении также формировалась на уровне воображения. Для религии характерным становится поиск ответов на вопросы о том, что такое мир, как он возник, какое место в нем занимает человек. Не располагая достоверными знаниями, человек объяснял все явления действительности по аналогии с собой. Если все, что нужно ему для обеспечения удовлетворения своих потребностей, создается его трудом, то, естественно, кто-то должен создать и все, что его окружает.Зависимость человека от стихийных сил природы и общества, бессилие перед ними и страх, порожденный этой зависимостью и бессилием, привели к тому, что он начал наделять эти силы своими качествами – способностями к созидательной деятельности, масштабы которой распространялись на весь мир. Из сил естественных они превращались в сверхъестественные. Они олицетворялись и выступали в качестве не просто внешних сил, а в виде первопричины всего сущего. Бог был наделен человеком всеми особенностями, присущими самому человеку, в том числе и присущим ему внешним обликом.

2. Проблема движения в философии. В философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов. Мир, в котором мы живем – это материальный мир, а материя в нем движется. Взаимоотношения материи и движения не решены до сих пор. Учение о сущности движения разрабатывалось в течении долгого времени. В основе диалектики материального движения лежат следующие положения.- Движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство материи, движение – это способ существования материи. Это говорит о неразрывности материи движения, что означает его абсолютность. Если материи без движения нет, это движение абсолютно. - Движение определяется как любое изменение, а если это изменение, то оно происходит относительно чего-то, а это значит,что движение относительно. Таким образом, мы приходим к парадоксу, что движение абсолютно и относительно одновременно. - Движение есть противоречие, а источник противоречия – взаимодействие противоположностей. Борьба противоположностей вызывает движение от одного состояния к другому(Закон единства и борьбы противоположностей). Любой вид движения подчиняется законам движения, по разному связанных друг с другом. Связь форм движения с определенными материальными носителями:1) Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но не любое, а имеющее свою траекторию.(распространение магнитного поля) 2)Физическое движение – теплота, электромагнетизм, гравитация. 3)химическое движение – превращение атомов и молекул, связанных с перестройкой электронных оболочек атомов. 4)Биологическое движение – это специфика живых процессов. Жизнь – способ сущ-ия белковых тел и нуклеидовых кислот, содержанием которых является непрерывный обмен веществ,процессы размножения и саморегуляции.5)Социальное движение – процессы, происходящие в обществе. Этот порядок форм движения является ранжированным, каждая последующая форма включает в себя предыдущие.

Билет №8:1.Индийская философия. Классификация Примерно в 1700 годах н.э в Индию вторглись племена Ариев. Завоеватели разрушили остатки цивилизации, сильно истребили население, а оставшихся перевели в отряд низших слоев населения. Таким образом для Индии характерно деление на 4 касты (варны). Первые 3 являлись высшими, они приобщались к священному знанию, заключенному в ведах.1)Самая высшая – брахманы – хранители священного знания2)Кшатрии – (перев. Господство, власть)3)Вайшью – (перев. Преданность, зависимость) – ремесленники и земледельцы - Шудры (слуга другого) - Неприкасаемые. – Рабы.Все это знание было заключено в ведах:1)Мантры (гимны, магические формулы, заклинания).2)Брахманы (ритуальные предписания)3)Ораньяки (лесные книги)4)Упанишады.Все они составляли основы Брахманизма. Жизнь человека делилась на 4 стадии:1)Юношество (изучение мантр)2)Когда он становится главой семьи, вступает в брак3)Когда рождается первый внук4)Превращается в мудрого гуру в конце жизни

2.Пространство и время как философские категории Пространство – это совокупность отношений, выражающих координации материальных объектов, их расположение друг относительно друга. Оно выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность.Время – это совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний, их последовательность и длительность.Пространство и время не возможно рассматривать в отрыве от материи, зависимость их от неё определяет их основные свойства: 1) Пространство и время объективны (Беркли считал, что пространство есть сосуществование операций в субъекте, а время последовательность ощущений) 2) В силу вечности существования материи пространство и время также вечно (Гегель считал, что природа развертывается сначала в пространстве, а потом во времени) 3) Пространство и время бесконечно и безгранично. Бесконечность заключается в том, что всегда сохраняется родо-видовые отношении: всегда найдётся система-род, которая включала бы рассматриваемы в качестве элемента вид. Это касается как миктро- так и макромира. 4) Пространство и время обладают своими свойствами абсолютности и относительности. Абсолютность проявляется в том, что вне зависимости от смены явлений, пространство и время существуют объективно, то есть любой материальный объект не может оказаться вне пространства и времени (А. Эйнштейн доказал, что в разных ИСО длина отрезков и промежутки времени различны). 5) Пространство и время непрерывны и прерывны одновременно. Непрерывность заключается в том,что между любыми двумя отрезками пространственной протяженности имеется третий, соединяющий их в единую протяженность, то же самое со временем. А прерывность заключается в том, что он состоят из элементов, различающихся по своей структуре.

Билет №9:1.Китайская философия и её специфика Китайская философия возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом «основной состав» лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках китайской, сложившихся в первой половине I тысячелетия до н.э., что иногда служит основанием для утверждений о возникновении философии в Китае в начале I тысячелетия до н.э. Данная точка зрения мотивируется также тем, что в состав указанных произведений входят отдельные самостоятельные тексты, имеющие развитое философское содержание.Первым исторически достоверным творцом философской теории в Китае был Конфуций (551–479), осознавший себя выразителем духовной традиции «жу» – ученых, образованных, интеллигентов («жу» впоследствии стало обозначать конфуцианцев).С самого начала установкой Конфуция было «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее». При этом акт передачи древней мудрости грядущим поколениям имел культуросозидательный и творческий характер, хотя бы потому, что архаические произведения (каноны), на которые опирались первые конфуцианцы, были уже малопонятны их современникам и требовали истолкований. В итоге доминантными формами творчества в китайской философии стали комментаторство и экзегеза древних классических произведений. Даже самые смелые новаторы стремились выглядеть всего лишь истолкователями старинной идеологической ортодоксии. Теоретическое новаторство, как правило, не только не акцентировалось и не получало явного выражения, но, напротив, намеренно растворялось в массе комментаторского (квазикомментаторского) текста. Специфику китайской классической философии в содержательном аспекте определяет прежде всего господство натурализма и отсутствие развитых идеалистических теорий типа платонизма или неоплатонизма (и тем более классического европейского идеализма нового времени), а в методологическом аспекте – отсутствие такого универсального общефилософского и общенаучного органона, как формальная логика (что является прямым следствием неразвитости идеализма).

2.Основные принципы диалектики и ее противоположность метафизике, догматизму и релятивизму. Философское учение о диалектике осуществляется через онтологические(отражает общие свойства, связи и отношение присущие объективному миру) и гносеологические принципы. Онтологические:1.Принцип всеобщей взаимосвязи явлений – все вещи,все явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности. Не существует абсолютно изолированных тел. Все тела связанны пространственными и временными отношениями. Разрушение одних тел приводит к рождению других. 2.Принцип развития – все явления всех сфер действительности находятся в движении и в развитии. Понятие развитее следует понимать как изменение3.Принцип системности – каждый объект в мире представляет собой определённую систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, обладающий определенной структурой и являющуюся нечто единым.4.Принцип материального единства мира – существует только естественный материальный мир, все происходящее в нем, каким бы странным не казалось, есть проявление свойств материи, сверхъестественных миров не существует. Гносеологические: 1.Принцип конкретного и всестороннего рассмотрения вещей и явлений. Конкретность предполагает рассмотрение явлений такими какие они есть, а всесторонность обязывает учитывать и выявлять все существующие связи и отношения изучаемого явления.2.Принцип иторизма- является отражением принципа развития. Предполагает рассмотрение изучаемого явления в его истории3.Принцип системности – выражает требование, рассматривает любой объект как систему с её структурными связями.4.Принцип объективности – не выдавать желаемое за действительное.

Билет №10:1.Основные философские школы и направления античной философии Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.Первый из ионических философов — Фалес из Милета — жил приблизительно в 640—562 гг. до н. э. Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).Акцент неизменчивости мира стал тревожить многих философов. Абсолютизация привела к тому, что общество перестало видеть ценности(добро, зло и т.д) Само понятие философии–что это такое? Эту проблему пытались разрешить представители эллейской школы: Ксенофан, Парменид, Зенон. Парменид–прямо противоположное: ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщения утвержде­ние Парменида: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто». Ксенофан -(около 565–473 до н.э.) философ, поэт – изложил учение стихами. Всю жизнь(почти сто лет) был очень бедным, скитался по раз­личным городам. Он и не стремился к богатству, основатель эллейской школы.Философские воззрения Ксенофана особо значимы для нас по­тому, что он стоял во главе монотеистов(единобожие) и во главе скептиков(подвергается критике возможность познания знания мира). Именно из его уст вырвался крик отчаяния: ничего нельзя знать достоверно! Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов зна­ния, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость:«над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно», утверждает мыслитель. Состояние его души выражено фразой Аристотеля: «Вперив свой взор в беспредельное небо, он объявил, что единое Бог». Это–центр бытия, это само бытие, оно есть Единое, недвижимое, в лоне его движения Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно–Бог. Ксенофана можно назвать монотеистом пантеистического толка.(Пантеизм–учение, максим. сближающее понятие бог и природа с тенденцией к их отождествлению). Парменид (конец VII–VI в. до н.э.)–философ и политичес­кий деятель, центральная фигура Элейской школы'. Он родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, а когда пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве на­слаждений, он стал созерцать «ясный лик истины в тишине слад­кого учения». В центре его учения–неизменная, непреходящая субстанция, неделимый огненный шар. Движение в мире отсутствует, оно нам только ка-жется. Все системы миропонимания базируются на 3 посылках:1. Есть только бытие, небытия нет. 2. Есть и то и другое 3. Бытие=небытие. Софисты.Сократ. Это разграничение знаний переносит в антропологическую область, отказывается от обсуждение вопросов о сущностиПротогор.Перерабатывает разграничение истины и знание. «люди судят о мире по разному»один и тот же ветер может одному холодный, другому приятный. Поэтому ни в чем нельзя быть уверенным до конца, но сомнение имеет предел. Человек есть мера всех вещей.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 99 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав