Читайте также:
|
|
сущность и явление, содержание и форма. причины и следствия (детерминизм). возможность и действительность
№ 27. Проблема познаваемости мира в философии. Агностицизм и гносеологический оптимизм. См. билет №28 (часть не рассказывать)
№ 28. Познание как процесс. Чувственное и рациональное познание, их основные формы.
Познание - это творческая деятельность субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире, постижение жизни. В познавательном процессе выделяют два уровня: чувственный и рациональный, противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение рационализма, признающего приоритет разума над чувственными формами познания, и эмпиризма, считающего источником всех знаний чувственный опыт.
Основные формы познания:1.Чувственный уровень вкл:
- ощущения (реакция на внешнее воздействие);- восприятие (складывается целостный образ на основе сов-ти ощущений, непосредственный контакт субъекта (мы) и объекта (аудитория));
- представление (образы, кот. складываются в процессе восприятия, хранятся в нашей памяти).
Является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Присуще и животному, и человеку. Являясь основой познавательной деятельности в целом, чувственный уровень познания особое значение имеет в искусстве и обыденной практике.
2.Рациональное познание (то знание, кот. получено рациональным путем) вкл:
- понятие (выделяется то общее, что хар-ет группу предметов и что отличает друг от друга);
- суждение (связь между понятиями);- умозаключение (способ получения нового знания, суждения).Присуще только человеку.
Всеобщие методы познания:
Диалектика (Гераклит, Сократ, Лейбниц, Гегель, Маркс):
Метафизика (Бэкон, Гоббс, Дидро, Фейербах):
это и догматизм, момент покоя, устойчивости в развитии; это и релятивизм,абсолютизирующий момент изменчивости; это и эклектика, представляющая собой соединение различных, нередко противоположных взглядов и принципов; это и софистика как сознательное применение неправильных, произвольных доводов.
Отриц. черта метафизики: недопустимо, когда момент покоя или одна характеристика, сторона, вырывается из всеобщей связи и превращается в абсолют.
Истина - цели познания. М.б. абсолютной– дата рождения) и относительной (наукой доказано).
Позиции:познавательного оптимизма (признание возможности постижения истины), скептицизма и агностицизма Для классической философии процесс познания - пассивную роль Начиная с немецкого идеализма (И. Кант) философия актуализирует активную роль субъекта Для современной неклассической философии характерна познания как творческой деятельности субъекта практической природе познания для марксизма
№29. Общество как объект философского анализа. Теоретические модели общества и их особенности.
Общество – общество конкретного исторического периода (античное, средневеков., современ. и т.п.). Человеческое О. в целом – подразумевается всё поколение.
Общество – совокупность всех связей, которые объединяют людей (общественные связи, матер-экон., политич., религиозные, нравственные).
Первый философ, представивший общество как развитие, - Платон, который в развитии общества выделял 3 этапа: 1) естественно-природный период, т.е. еще дообщественная орг-ция, когда не было никакого гос-ва и гражданского общества; 2) общественный период, к которому относил и свое гос-во. Этот этап считал общественным, но не соответствующим природе человека. 3) разумное общество (идеальное) – общество будущего, которое должно было соответ-ть всем потребностям человека.
Теоретические модели:
Идеалистическая модель. (до сер.19 века) Гегель, Риккерт.
1)изучает сознание по отношению к другим сторонам чел. деят-ти. Главный фактор – духовная деят-ть, сознание, культура;
2) отрицание закономерного характера развития;
3) движущие силы – духовное меньшинство, элита.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 59 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |