Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Познание как философская проблема. Основные типы учений.

Читайте также:
  1. I. Основные богословские положения
  2. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  3. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  4. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  5. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  6. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  7. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.
  8. III. Основные положения синтетической теории эволюции
  9. III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.
  10. IV. Основные направления реализации настоящей Стратегии

Познание – получение знаний о себе и о мире. Основными вопросами в философском осмыслении познания стали: Что человек познает? Как происходит познание? Что такое знание? Каковы виды знаний с учетом их жизненного предназначения? Что такое истина? В чем сущность познания? Гносеология - область философии, отвечающая за теорию познания. В западноевропейской философии часто используется понятие когнитология (от лат. Cognition – знание, познание), чтобы подчеркнуть познавательный аспект. Существует также термин эпистемология – совокупность философских учений о том, на какой основе и какими путями осмысливать полученные человеком знания. Все три термина вполне взаимозаменяемы. Античные гносеологические традиции определили на многие столетия постановку познавательных проблем в философии. Платон считал, что человек познает не природный, а свой внутренний мир, поскольку бессмертная душа до вселения в тело созерцала высший и заключающий в себе абсолютное содержание мир эйдосов. Аристотель признавал, что познание направлено на мир окружающих вещей, при этом душа, точнее разум, умеет сквозь внешнюю оболочку воспринимаемую органами чувств, проникать и в сущности этих вещей. В эпоху Средневековья главным центром познавательных усилий человека признавался Бог и его творения, вершиной которых человек и являлся. Познание- процесс движения к Богу. Разум инструмент обоснования постулатов богословия. В период Возрождения складываются внерелигиозные способы осмысления процесса познания. Человек воспринимается уже как высшее явление природы, которое способно реализовывать в природной среде свои безграничные творческие возможности. В то время утверждается концепция двойственной истины т.е различие истин веры и истин разума. В эпоху Нового времени сложились три основные гносеологические концепции: эмпиризм (Ф. Бэкон), рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц: разум бесстрастен, надсубъективен, устойчив и поэтому прав) и сенсуализм (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм: познание происходит органами чувств). Представители этих течений уравнивали познание в целом с научным познанием, и большое внимание уделяли разработке методов познания. В немецкой классической философии И. Кант построил целое учение о познании, в котором пытался ответить на вопрос: насколько возможно познание вообще? Он разделял в вещах аспект явлений и аспект сущности. Явления мы познаем органами чувств, а сущность пытаемся понять разумом, но в целом это недостижимо, считал Кант, противоречия (антиномии), в которые впадает разум доказывает это. По Гегелю, знание вообще как бы предзадано во всеобъемлющем мировом духовном начале – Абсолютной идее. В марксистской гносеологии в основу положена теория отражения. Сознание и познание – это высшая форма всеобщего свойства всей материи-отражения. Отражение- это воспроизведение свойств одного объекта в другом при их взаимодействии. В иррационалистических учениях осмысливаются некие внутренние, скрытые и чаще неконтролируемые факторы и акты процесса познания, т.е познавательная деятельность переносится в сферу бессознательного.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав