Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Чарвака как радикальная школа настики и ее основные тезисы.

Читайте также:
  1. I. Классическая школа управления.
  2. I. Основные богословские положения
  3. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  4. II. Лозаннская школа
  5. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  6. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  7. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  8. III. Английская школа (Джевонс, Эджуорт).
  9. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  10. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.

Истоки этой школы восходят к скептическим высказываниям о существовании богов в ведических гимнах, к учениям Бхарадваджы, к учению адживиков. Чарваки берут цитаты из ранних Упанишад, наприер из Брихадараньяки. Чарваки – самые яростные последователи учения Брихаспати. Локаята – учение, признающее только этот мир(переводится как «распространенный в этом мире»). Другое название этой школы – чарвака, от глагола «чарв»-глотать, т.к. эта школа «проглотила» такие категории как добродетель, грех, дхарма, бог и т.д, признаваемые другими школами. Локаята считает, что не существует ни бога, ни освобождения, ни дхармы, ни не-дхармы, и нет воздаяния ни за добродетельное поведение, ни за порочное. Прошлое не возвращается, перерождения нет. Отказ от видимого в пользу невидимого чарваки считают глупостью этого мира. По их мнению, то что называется душой, не отделено от тела, растворено в нем. После смерти тела не остается никакого сознания. Нет доказательств существования души отдельно от тела. Нереальны религиозные добродетели и грехи, которых верующие избегают. Первоначала в Чарваке – это 4 элемента(воздух, вода, огонь, земля). Чарваки не признают пятого элемента – эфира. Сознание(атман) возникает только из них, когда элементы распадаются, исчезает и сознание. Тело возникает из земли и других элементов. Единственное средство познания – чувственное познание(пратьякша). Чарваки критиковали веды. 3 веды страдают пороками – лживостью, противоречивостью, многословием. Все ритуалы установлены брахманами для собственного прокормления. Считали, что веды – это болтовня обманщиков, в них нет истины, а также нет никакого высшего божества кроме раджи. Существование раджи является очевидным для мира, он всемогущий. Ад – это страдания, порожденные земными горестями. Нет никакого иного освобождение кроме распада тела. Нет никакой судьбы(адришта). Все в мире совершается в силу внутренней природы(свабхава) самих вещей. Чарваки считали, что смысл жизни человека заключается в чувственных удовольствиях. Во власти человека использовать наибольшее число удовольствий и избежать сопутствующие им страдания. Многие люди следуют только учению чарваков, считая единственной целью жизни богатство и удовольствия и отвергая потусторонний мир. Даршана(школа) чарваков излагается в «Сарва-даршана-самграхе» Саяны Мадхавачарьи.

Билет № 2

1. «Памятник мемфисской теологии».

В Египте существовало несколько различных теологических школ, среди которых своей влиятельностью и значимостью выделялись: гелиопольская, гераклеопольская, мемфисская, получившие названия от крупнейших египетских городов. Мемфис некоторое время был столицей Египта. Птах в Мемфисе был главным богом, демиургом, творцом всех богов и мира. Мемфисское жречество создало и разработало свои космогонию и теогонию, которые содержатся в «Памятнике мемфисской теологии». Впервые «Памятник мемфисской теологии» был правильно понят Брестедом. Этот текст – это часть теологического аргумента в пользу приоритета бога Птаха и тем самым его жилища Мемфиса. Творение выражается в философских терминах: мысль, посетившая сердце бога, и произнесение повеления, воплощающего эту мысль в реальность. Такое творение при помощи мысленного представления и словесного произнесения имеет эмпирические корни в человеческой жизни: власть правителя создавать посредством повеления. Мысль и речь – древние атрибуты власти в Египте, олицетворенные в ранней литературе как божества. Сердце – орган, в котором мысль зарождается, язык – орган, который эту рожденную мысль превращает в чувственную реальность. Мемфисский текст использует мифы о творении: рождение Атума из Нун и создание Атумом Девятерицы богов. Птах приравнивается к Нун, первобытным водам, из которых возник Атум. Птах породил Атума. Девятка богов Птаха – это зубы и губы в его устах.Птах стоит во главе мемфисской эннеады(девятки) богов. 8 богов это – Нун и Наунет(инертность), Хух и Хаухет(беспредельность), Кук и Каукет(тьма над бездной), Амун и Амаунет(сокрытость). Всюду где присутствуют мысль и повеление – творит Птах. Произнесение имени – это акт творения (Птах назвал Шу и Тефнут и тем самым сотворил их). Творение сопровождалось и направлялось словом. Птах создал принципы существования человечества, социальную инфраструктуру(«он создал города, он основал номы…»)Им были созданы духи Ка и определены духи Хемсут, которые творят всю пищу и всю еду. Назначение зрения, слуха и обоняния – передавать информацию сердцу. После всех сотворений появился божественный порядок. Птах был удовлетворен своими творениями. Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.
2. Джайнизм и его история. Джайнское учение о субстанциях, их существенных и привходящих признаках.

Джайнизм произошел от слова «победитель». Джайнизм возник в то же время что и буддизм(6-5 в до н.э). Основатель современного джайнизма – Джина Махавира(«великий герой»). Он является 24-тым тиртханкаром(проповедником). Первым же тиртханкаром был великий царь Ришабха, живший во времена, когда люди ещё не умели писать и считать. По преданию Джина Махавира родился в семье кшатрия (его зародыш из тела брахманки перенесли посредством Индры в тело кшатрийки). Ещё в чреве матери Махавира начал практиковать ахимсу – не навредить ничему живому. Эмбрион Джины дал себе клятву не оставлять мира до смерти родителей. Махавира получил воспитание, подобавшее индийскому принцу. Супругой Махавиры была царевна Яшодхара, от которой он имел дочь. Родители Махавиры состарились и по рекомендации ордена Паршвы решили покончить с собой. После их смерти, в 30 лет, Джина Махавира начал подвижничество. Он раздал все свое наследство, покинул дворец и отдал свои волосы Индре. 12 лет вел жизнь аскета, очень много постился, мало спал и постоянно пребывал в медитациях. Его цель – освобождение. По одной из версий, Махавира сразу начал проповедовать великому множеству слушателей. Махавира установил уставы для монахов и монахинь, а также для мужской и женской группы мирян. На 14-ом году после просветления Махавиры, в общине произошел раскол. Джайнизм в 1-2 веке разделился на 2 направления: шветамбары(одетые в белое) и дигамбары(одетые в стороны света). Расхождения в каконе между ними. Канон дигамбаров включает в том числе «Чарануйону»(3 текста) – освящает вопросы практической этики и ритуала. В дигамбарской ветви джайнизма имя Кунда-кунды стоит в одном ряду с именами основателя джайнизма Джины Махавиры и его ближайшего ученика Индрабхути Гаутамы. Подлинное имя Кунда-кунды – Падманандин(«лотосовый бык»). По некотрым сведениям существует 5 имен Кунда-кунды, но это положение подвергуто критике. По одной из версий Кунда-кунда был сыном купца. Кунда-кунда являлся ачарьей – наставником учеников.(по книге Железновой «Учение Кунда-кунды». Джайнизм в Индии исчезал 7 раз и возрождался столько же. Джайнизм до сих пор является авторитетным вероисповеданием в Индии. Непричинение вреда живому (ахимса) – основной принцип джайнов. Джайнская философия формировалась достаточно самостоятельно. Она вбирала в себя многие понятия, которые имелись в других школах (понятия мокши, нирваны). Ведантисты критиковали философию джайнов. Буддизм критиковал джайнское учение. Буддисты считали, что большинство джайнов обратились в буддизм. Но на самом деле джайнская община была стабильна. На стороне джайнизма была знать. В джайнскую общину входили полимисты(умение вести полемику очень ценилось). Существует предание, согласно которому после смерти Джины Махавиры, каждый из его учеников составил книгу, 12 книг джайнского учения. Классический период джайнской философии восстанавливается благодаря памятникам канона дигамбаров. Крупный мыслитель 1-2 века – Умасвати. Он написал Атхигама Сутры(постижение категорий реальности). Учителем Умасвати был дигамбарский автор Кунда-кунда, его почитали и дигамбары и шветамбары. Базовое учение джайнизма – это учение о субстанции, их существенных и преходящих признаках. Субстанции вечны и неизменны. Основные субстанции – 5 или 6 субстанций, в зависимости от того или иного направления джайнизма: джива – все живое, джив бесконечно много; путгала – вещество, акаша – эфирное пространство, дхарма – условие движения, адхарма – условие покоя, кала – время, не всеми джайнами рассматривается в качестве субстанции, эту субстанцию признают только дигамбары. Эти субстанции вечные и неизменные, отличаются в своих признаках, признаки бывают существенный и преходящие. Материя состоит из атомов(ану). Все субстанции протяженные. Пространство является беспредельным, а вещество может распадаться. Все разнообразие вещей существует вне и независимо от сознания и может быть включено в состав одной из субстанций. Все субстанции, кроме вещества, неделимы, неосязаемы и бестелесны. Существующим называется то, что возникает, пребывает и проходит. Функция пространства – вмещение всего существующего. Пространство и дхарма разделяются на воображаемые единицы – прадеши. Дхарма сохраняется неизменной на протяжении всех событий, в которых она учавствует. Вещество – это единственная субстанция, которая соединяется и распадается. Вещественной природой обладают не только тела, но и звук. Атомами(праманами) именуют мельчайшие, неделимые частицы вещества. Из атомов складываются молекулы(скандхи). Время(кала) – основа развития, возникновения, пребывания и исчезновения всех проявлений всех субстанций в мировом пространстве. Время подразделяется на физическое, объективное, действительное, субъективное, условное, эмпирическое. Физическое время вечно. Время может проявляться только в пространстве. Существуют атомы времени – это условные единицы. Эмпирическое время – основа джайнских представлений о «мировой истории» и ее периодизации. Условия существования мира подвержены ритмическим колебаниям. Плавно чередуются периоды «прогресса» и «регресса». Джива(душа) является непротяженной и состоит из множества самостоятельных единиц. Джива вступает в соединение с веществом, но она является независимой от вещества. Дживы способны развиваться. Дживы обладают телами(шарира). У богов изменчивое тело, которое способно менять свои очертания по воле дживы. После смерти «пищевого тела», джива стремится ввысь. Джайнизму близка ньяя, признающая множественность душ, наделенных активностью. Джива заполняет любое протяженное тело.

Билет № 3

1. Соотношение понятий «джет» и «нехех» в древнеегипетской мысли.

Египтянам нравилось выражать целостные понятия через единство двух составляющих их компонентов. Так даже сам Египет по-египетски называется «Двумя землями», «Обоими берегами». Аналогичным образом представление о полноте времени выражается двумя словами – «джет» и «нехех», в совокупности означающими что-то вроде «объединенного двойного времени». Каждый из двух терминов отчасти заключает в себе смысл нашего понятия «время», а отчасти – нашего понятия «вечность». В 17 главе египетской «Книги Мертвых» выражение «все сущее» истолковывается как «нехех» и «джет». В последнее время некоторые египтологи переводят слова джет и нехех как пространство и время, но они ошибаются, оба термина однозначно передают временные понятия. В нашем языке нет соответствия этой паре. Наиболее близка к этим египетским понятиям пара понятий типа «изменчивость» и «завершенность». По-египетски изменчивость называется хепер, завершенность – тем. Эти 2 понятия воплощены в богах Хепри(Становящийся) и Атуме(Завершенный). Хепри и Атум отождествлялись с двумя компонентами времени – нехех(изменчивостью) и джет(завершенностью). О времени нехех часто говорится, что оно «идет»; это – время как непрерывный пульсирующий поток дней, месяцев, времен года и лет. Время джет напртив – «пребывает», «продолжается» и «длится». Это – время, в котором сохраняется завершенное, то, что уже осуществилось в потоке времени «нехех» и теперь перешло в другую форму времени, в которой нет никакого изменения и никакого движения. Понятие нехех можно довольно легко связать с нашим обыденным понятием времени. Правда, мы представляем себе время не столько идущим, сколько проходящим, уходящим. Джет можно охарактеризовать как продолжение бытия, того что уже завершилось. Письменность, монументальность гробничной архитектуры и мумификацию умерших – все это можно отнести к воплощениям ненарушимого и постоянного «запредельного» бытия. Осирис является богом временного аспекта джет. Он даже прямо именуется в текстах джет. У Осириса есть и другие аспекты, но именно как бог результативности, нетленного бытия, он носит эпитет Ваннафре, «пребывающий созревшим». Осирис – бог умерших, в нем воплощена идея бессмертия, вечного существования. Он царит в том временном измерении, где пребывает в неизменном и непреходящем состоянии все, что уже закончило свое бытие под лучами солнца, во временном измерении другого бога. Этот другой бог – Солнце. Он бог того времени, которое вечно движется и воспринимается как поток. Солнечного бога в текстах иногда называют нехех, желая подчеркнуть, что тот постоянно находится в движении, обладает ещё не реализованными потенциями. Человек не может выбирать между «временем Солнца» и «временем Осириса». Время, по представлениям египтян, сочетает в себе «время Солнца» и «время Осириса». «Джет» - завершенная всевременность в загробном мире, в царстве Дуат. А «нехех» - это «вчера-сегодня-завтра», «было, есть и будет».

2. Пять видов знания в джайнизме. Джайнская «доктрина неодносторонности»: найявада и сьядвада.

Виды знания(джняна):

1)чувственно-логическое-мати(память, понимание, мысль)

2)авторитетное(восходящее к слову авторитета – шрута)

3)ясновидческое(авадхи)-связано с преодолением кармической зависимости. Способность к ясновидению врожденна у существ, страдающих в аду и у божеств

4)телепатическое(манах-парьяя), возникает в случае преодоления кармы, которая мешала познанию.Телепатия достижима только для человека.

5)абсолютное(кевала-джняна)-всеведение, открывает путь к мокше. Это высшая цель знания. Познание совершенное, все постигающее, имеющее объектом мир и не-мир. Такое познание предстает как раскрытие изначально присущего душе свойства всеведения. Процесс восстановления абсолютного знания описывается как последовательное устранение его кармических препятствий.

Ошибки могут вскрасться лишь в первые 3 вида познания. Джайнизм рассматривает познание как отражение объекта в сознании субъекта. В результате правильного познания должно быть достигнуто «благое воззрение»(самьяг-даршана) – необходимое условие освобождения. В то же время правильное познание невозможно, если субъект познания не имеет хотя бы предпосылок «благого воззрения», ибо в противоположном случае знание неизбежно будет ложным. Многие джайнские философы обозначают термином «воззрение» акт получения общего представления о вещах, а термином знание – постижение конкретных деталей.

Джайнская доктрина неоднородности (анэкантавада). Всякая однородность приводит к ошибке, ибо сама действительность неоднородна, многогранна, многомерна. Конкретизируются основополагающие идеи анэкантавады в форме 2-ух отдельных доктрин: найявады и сьядвады. Найявада – это познания вещей и их отношений с помощью системы возможных подходов, точек зрения. По мнению джайнских мыслителей, любой способ познания, за исключением абсолютного, позволяет познать предмет только в некотором отношении, т.е с определенной точки зрения. Этот факт и обозначается термином найя(руководство). Умасвати выделяет 5 найй. Найгама-найя – понимание тех слов, которые общеупотребительны в народе, это нестрогое, ненаучное выражение бытовой речи, где можно говорить, не различая общего и частного, просто называя предмет каким он кажется с первого взгляда. Самграха – второй вид найи. Это рассмотрение вещи как принадлежащей к классу. Сьядвада: о любом объекте можно высказаться семью способами. А именно предмет высказывания:

1)некоторым образом существует (сьяд-асти)

2)некоторым образом не существует (сьяд-насти)

3)некоторым образом существует и не существует (сьяд-асти-насти).Например, стрела в полете.

4)некоторым образом не выразим (сьяд-авактавья). Предмет неописуем-например-«эти небеса не описуемы».

5)некоторым образом и существует и невыразим (сьяд-асти-авактавья ча). Т.е до конца неописуем.

6) некоторым образом и не существует и невыразим(сьяд-насти авактавья ча)

7)некоторым образом и существует и не существует и невыразим(сьяд-асти-насти-авактавья ча). Например, стрела для слепого человека.

Билет № 4




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав