Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Читайте также:
  1. A. Образование карбоксигемоглобина
  2. C)& сложная форма государственного устройства, состоящая из государственных или национально-государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью
  3. D)& сложная форма государственного устройства, состоящая из государственных или национально-государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью
  4. I. "СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ НАШЕМУ".
  5. I. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных
  6. I. Образование Монгольской империи.
  7. I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  8. II Методы очистки выбросов от газообразных загрязнителей.Метод абсорбции.
  9. II ОЗНАМЕНОВАТЕЛЬНОЕ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО ТВОРЧЕСТВА
  10. II Способы ценообразования на товар, факторы его выбора

Ответы на экзаменационные билеты по литературе

СОДЕРЖАНИЕ

 

Билет 1

Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Билет 2

За что и как наказана госпожа Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Билет 3

Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве»

Билет 4

Что сближает балладу В.А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора?

Билет 5

Роль сцены бала в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Билет 6

Как в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы?

Билет 7

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

Билет 8

Тема любви в лирике А. С. Пушкина.

Билет 9

Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина.

Билет 10

В чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»?

Билет 11

Каковы черты пушкинского идеала воплощённого в образе Татьяны Лариной?

Билет 12

Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке?

Билет 13

Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Билет 14

Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Билет 15

Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

Билет 16

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова

Билет 17

В чем своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова?

Билет 18

Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Билет 19

Билет 20

Билет 21

Билет 22

Билет 23

Билет 24

Билет 1

Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

 

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» одной из основных проблем является положение человека в обществе, который по своему воспитанию, взглядам, мировоззрению отличается от всех остальных. Уже в самом названии комедии сформулирован основной конфликт - непонимание обществом человека, который превосходит своим умом других. Горе умного человека заключается в том, что он принужден жить в обществе, где лучшие человеческие качества, такие как ум, любовь, стремление человека к творчеству, гибнут. Чацкий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, преследуются. Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею с фамусовским обществом - неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье.

 

На самом ли деле Чацкий - самый умный герой?

 

А. С. Пушкин в своем письме к А. А. Бестужеву в конце января 1825 года замечает, что Чацкий «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями и остротами...». И. А. Гончаров, наоборот, утверждает, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Каково бы ни было мнение современников Грибоедова о Чацком, для читателя очень важно понять одно - герой комедии попал в общество, где оказался непонятым. Он одинок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».

 

Чацкий соединяет все линии противостояния в пьесе. Более того, можно сказать, что он сам становится причиной развития и движения действия в пьесе. История Чацкого - это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире обмана и лжи.

 

В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонимание, перерастающее затем в раздражение. Он очень уязвим для осуждения, для косых взглядов, не защищен привычной для фамусовского общества формулой поведения «как все». Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.

 

Но при всей кажущейся последовательно положительной характеристике герой обладает некоторыми «нелепыми» чертами характера. Почти невозможно понять, почему, любя Софью, он покидает Москву, отправляется в неизвестном направлении, и при этом от него нет никаких известий в течение трех лет. Также плохо поддается объяснению его уверенность в том, что после возвращения он найдет все оставленное без изменения: расположение к себе Софьи, симпатии и уважение со стороны Фамусова и т. п. Объяснение находим в специфике психологического рисунка героя, если лишить Чацкого этих «нелепостей», он станет похож на некоторую «положительную модель». Живым и неповторимым его делают такие черты характера, как юношеская увлеченность, легкомыслие, доверчивость, умение увлекаться.

 

Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву с большой надеждой найти, с одной стороны, то же отношение к себе со стороны Софьи, а с другой стороны, надеется, что в жизни и обществе произошли существенные изменения и его новые взгляды будут восприняты, по крайней мере, с пониманием. Позиция Чацкого в отношении наиболее острых и значительных проблем определяется не столько желанием разрушить, обличить. Он возвращается в дом, который считает для себя почти родным, он хочет любить и быть любимым таким, какой он есть - веселым острословом, не всегда «удобным».

 

Расходится Чацкий с представителями фамусовского общества в оценках гражданского долга, службы, армии, крепостничества, образования и воспитания, авторитетов прошлого, патриотизма и подражания иностранным образцам. Основное разногласие заключается в том, что Чацкий выступает против подмены действительного содержания таких понятий, как Отечество, долг, патриотизм, героизм, нравственный идеал, свободная мысль, искусство, любовь.

 

Служба для героя - это не способ добиться чинов и положения в обществе. Служить - значит приносить ощутимую пользу, что-то изменять в вековом укладе.

Особое отношение у героя к крепостничеству. Чацкий уверен, что, если крепостничество лишает людей свободы, оно раскалывает нацию, отрывает дворянство от народа. Чацкий выступает и против пустого подражания всему иностранному. Он видит в этом предательство. Русские перестают быть русскими, они не становятся европейцами, скорее становятся шутами.

 

Чацкий выступает за верность России, своей истории, языку. Многие современники Грибоедова видели в Чацком декабриста. Монологи Чацкого отвечали той культурной ситуации, в которой создавалась комедия. Для декабристов прямое высказывание своих взглядов было почти обязательным, своеобразным выполнением просветительского долга перед современниками.

 

Фигура Чацкого близка автору. Именно его автор наделяет сильным словом, делает его убедительным, жизненным. Монологи, в которых он высказывает свои взгляды и убеждения, пылки и даже страстны. С гневом и болью говорит он об отсутствии таких понятий, как честь, гордость, патриотизм.

 

В каждом новом монологе или диалоге Чацкого его пыл и негодование усиливаются. Чувства Чацкого накалены ещё и потому, что он безуспешно пытается разгадать поведение Софьи, которую нежно любит, но не находит в ней прежнего чувства к себе. Скорее всего, из-за этого настроение Чацкого воспринимается окружающими как неадекватное: он пугает всех прямотой и резкостью своих суждений. Общество «защищается» от пугающей их правды Чацкого тем, что объявляет его сумасшедшим. Источником этих слухов является Софья. Общество за слух о сумасшествии Чацкого хватается, как за соломинку. Все, что нельзя понять, - ненормально. Ум противопоставлялся тупости, необразованных невежд. В самом названии пьесы Грибоедов «зашифровывает» несколько смыслов.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 60 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав