Читайте также:
|
|
Патристика
Ранний теоцентризм средневековой философии, IV – VIII века. В это время отцами церкви разрабатывались основы христианской догматики. Исходным основанием любого знания считалась вера, а единственной достойной целью для человеческого ума – познание Бога.
Схоластика
От греч. «школа», «ученый» – IX – XV века. Основная особенность этого периода – обращение к рациональным методам при рассмотрении сверхрациональных предметов, поиск доказательств существования Бога. Главный принцип схоластики: «понимаю, чтобы верить». Формируется теория «двух истин», согласно которой наука и вера не противоречат друг другу, а гармонично сосуществуют. Мудрость веры – это стремление познать Бога, а наука – средство для этого познания.
АВГУСТИН Аврелий — христианский теолог. Августин — автор трактата по эстетике «О прекрасном и пригодном», вкотором, опираясь на идеи Аристотеля, развивал положение о том, что красотапредставляет собой единство в многообразии. Однако этот принципразрабатывался им на принципиально отличной от античной эстетики основе.Красота в мире, по Августину, существует не сама по себе и не как отражениеидеальной красоты, сосредоточенной в мире высших смыслов, а как проявлениеи свидетельство попечения Творца о твари, постоянное участие Бога в делахмира. Аврелий Августин обсуждает вопросы долготы и краткости времени,длительности прошлого, измерения времени, психологические подходы квремени? Время разбивается на прошлое, настоящее и будущее, причем первогоуже нет, третьего еще нет, а настоящее неуловимо, непрерывно проходит. Фома:
Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения.
Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.
Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную ((божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя.
Антропоцентризм - Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.
В философии под антропоцентризмом понимается сосредоточие философских исследований на проблематике человека.
Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму, господствовашему в Средние века), где центром всего является Бог, а также античной философии,где в центре всего находится космос. В эпоху Возрождения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.
В представлении Н. Кузанского Бог не является некоей персонифицированной личностью. Он есть Абсолют, Единое, которое находится вне всяких противопоставлений. Философ ищет понятие, которое могло бы описать единство противоположностей; так как понятия, для которых можно всегда найти им противоположные, конечны. Поэтому искомое понятие (для описания Бога) должно быть не-конечным: «приступающий к Тебе должен возвыситься над всяким пределом и концом, над всем конечным».
Дж.Бруно
В философских работах Бруно содержатся как логические рассуждения, так и мистические элементы. Большое влияние на Бруно имели атомистические представления поэмы Лукреция О природе вещей,
В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале имировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов ипифагорейцев.
9. Социальная философия Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанеллы.
Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) полностью освободился от религиозных иллюзий. Объектом изучения для него стала политическая история: причины возвышения и гибели государств, мотивы человеческих поступков, влияние личности на ход тех или иных событий. Главными философскими произведениями в его наследии являются: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь». Исследуя государство и природу царящих в нем законов, Макиавелли выводит их из разума и опыта, отбрасывая идею Божественного предопределения политического существования. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т. е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.
Томас Мор (1478 - 1535) в своей «Утопии» развивает идею платоновского «Государства», будучи убежденным, что от «правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое»4. Главнейшей опорой государства является справедливость. Жизнь угопийцев организована на принципах республиканской демократии, выборности начальства, отсутствии религиозного преследования.
Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей. Он полагал, что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Все граждане должны одинаково трудиться и одинаково получать по потребностям продукты труда. Они отвергают войны, но если же нападают на них, они все встают для защиты Отечества, включая и женщин.
10. Основные направления и проблематика философии Нового времени.
Философия Нового времени охватывает период ХУ 1-ХУ111 вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаются в самостоятельные науки. Линия, намеченная в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие. Вместе с тем возникают новые задачи и приоритеты в философии. В центре внимания новой философии - теория познания и выработка общего для всех наук метода познания.
Для философии данного периода характерен ряд установок:
Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука (=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф.Бэкон).
11. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени: Ф.Бэкон, Р.Декарт,
Основными направлениями философии Нового времени являются эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм - направление в теории познания, которое отдает приоритет чувственному познанию, полагая, что истинное знание о мире можно получить только с помощью опыта. Представители эмпиризма XVII века: Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704); в XVIII веке развитие эмпиризм получил в работах Джорджа Беркли (16851753) и Дэвида Юма (1711-1776).
Рационализм - направление в теории познания, согласно которому подлинное знание о мире можно получить только при помощи разума. Представители рационализма: Рене Декарт (1596—1650), БенедиктСпиноза (1632-1677), Готфрид Лейбниц (1646-1716).
Ф. Бэкон выступает против схоластической философии средневековья, полагая, что философия и наука должны служить жизни и практике. Именно в этом они находят свое оправдание. Цель научного знания - приносить пользу и увеличивать власть человека над природой. Наука является средством, а не целью самой по себе. Она должна познать причинную связь природных явлений, чтобы затем использовать эти знания для блага людей.
12. Механико-метафизический материализм XVII в.: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц.
Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механикадля Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия.
Свою метафизику Спиноза строит по аналогии с логикой в «Этике», его основном произведении. Что предполагает:
1. задание алфавита (определение терминов),
2. формулировку логических законов (аксиом),
3. вывод всех остальных положений (теорем) путём логических следствий.
Такая форма гарантирует истинность выводов в случае истинности аксиом.
Применительно к «Этике» Спинозы следует, однако, упомянуть, что она, чётко ориентируясь на этот идеал, не всегда полностью удовлетворяет ему (это относится к доказательству отдельных теорем)
Важнейшими требованиями предложенной Лейбницем методологии были универсальность и строгость философских рассуждений; по Лейбницу, выполнимость этих требований обеспечивается наличием не зависящих от опыта «априорных» принципов бытия, к которым Лейбниц относил[12]:
· непротиворечивость всякого возможного или мыслимого бытия (закон противоречия);
· логический примат возможного перед действительным (существующим); возможность бесчисленного множества непротиворечивых «миров»;
· достаточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не какой-либо другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое (закон достаточного основания, см. принцип достаточного основания);
· оптимальность (совершенство) данного мира как достаточное основание его существования.
Совершенство действительного мира Лейбниц понимал как «гармонию сущности и существования»: оптимальность отношений между разнообразием существующих вещей и действий природы и их упорядоченностью; минимум средств при максимуме результата
13. Философия Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро.
Философия французского просвещения вольтер развивал, пытаясь развенчать церковь и монархию, Вольтер порывает с христианской религией и переходит к деизму, с точки зрения которой, Бог творит Вселенную, сообщает ей движение, но затем не вмешивается далее в ее функционирование, позволяя Миру развиваться по собственным законам естества. Вольтер не отказывался от веры в Бога, считая его последним утешением обездоленных. Он заявляет, что если бы не было Бога, то его следовало бы придумать.
Такие же позиции разделял и Ж.Ж.Руссо, который полагал, что религия – это орудие правящей власти, которая поддерживает существующий социальный порядок, частную собственность. Руссо критикует христианскую церковь за религиозный фанатизм, неравенство в обществе, суеверия, чрезмерную обрядность.
Дидро. Он полагал, что большинство рождаются добрыми, но в зависимости от тех или иных воздействий законов общества, формируются в добрых или злых. Д.Дидро считал, что нравственность зависит явно от общественного обустройства: если законы общества хороши – хороши и нравы и наоборот, если эти законы дурны, то и дурны и нравы.
14. Немецкая классическая философия: основные представители и проблематика.
К основоположникам Немецкой классической философии относят таких философов: И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляют собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
- Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры
- Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.
- Все представители немецкой классической философии относились к философии как специальной системе философских дисциплин, категорий, идей.
- Немецкая классическая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.
- Немецкая классическая философия предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность, провозглашая человека господином природы и духа, утверждающего могущество разума. Немецкая классическая философия – одно из важнейших выражений духовной культуры 19 века.
15. Философские взгляды И.Канта.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
– докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
– критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.
Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:
– «Критика чистого разума»;
– «Критика практического разума»;
– «Критика способности суждения».
Три коренных вопроса, с помощью которых Кант расчленяет содержание своей философии, имеют обязательную (необратимую) последовательность. Необходимой предпосылкой сознательной ори ентации в мире является, по Канту, не только честная постанов ка каждого из этих вопросов, но и сам порядок, в котором они ставятся.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 13 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |