Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Картина мира и философия Античности.

Читайте также:
  1. N6 Философия Средних веков и Возрождения
  2. Quot;Критическая" философия И.Канта
  3. quot;Философия права".
  4. VСимптоматика и клиническая картина.
  5. Ақын-жыраулар философиясы
  6. А. Классическая немецкая философия
  7. Адам және қоғам өміріндегі философияның рөлі және мәні
  8. Адам, қоғам және мәдениет ұғымдарына философиялық сараптама
  9. Азіргі ғылымдағы өзара-әрекеттерді біріктіру мәселесін философиялық талдау.
  10. Азіргі ғылымдағы антроптық принціптің философиялық интерпретациялары.

Древнегреческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основана греками. Здесь раньше развилась работорговля и выросшая на их основе культура.

Первые учения - г. Милет VII - VI в. д.н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается они искали начало происхождения и изменения всех вещей. ФАЛЕС. Конец VII начало VI в.д.н.э. Купец, много путешествовал. Гидроинженер. Предсказал солнечное затмение в Греции - 585 г.д.н.э. Изобрел некоторые астрономические приборы. Все произошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи - они имеют душу.

АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон), из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. (В V в.д.н.э. Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь философии прекратилось)

ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500 г. д. н. э.. В общественной жизни порядок - власть аристократов.

Отвергали матереализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало а числа, которые образуют космический порядок - преобразующий общий порядок. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вороса о роли количественной стороны явлений природы. Математика, геометрия, теории архитектуры, музыки, скульптуры (высота тона струны зависит от ее длины). Движ небесных тел подчиняется математическим соотношениям - гармония сфер. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений.

Периоды развития античной философии:1.Ранний пер.греч.фил;2.Классич.пер.греч.фил;3.Эллинистический пер. греко- римск. фил

Характерные черты античной философии:

1.Античная философия синкретична,для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования.Окружающий мир или Природа понималась как упорядоченное единое целое, как гармоничное, закономерно устроенное целое, то есть Космос – духовное начало, мировой разум (Логос). Человек же понимался как подобие Космоса, как гармонично вписанный в Космос элемент. Человек – микрокосм, он обладает духовным фактором – разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (Логоса), Þ возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека, т.е. в античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка Аристотель понимал Душу, как движущее начало, но утверждал, что сама Душа не может двигаться. Душа есть причина как, то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел. Душа есть суть бытия и форма естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя.

3. Античная философия исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие от средневековой философии не теоцентрична, т.е. не ставит на первое место представление о Боге.Логика античности - это преимущественно логика общих имен, понятий.

4.Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни.

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом. характерная черта философии и античной культуры рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло – результат не знаний.Идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

7.Картина мира и философия Средних веков.Средневековая картина мира теоцентрична, т. е. в ее основе лежит представление о том, что в центре мира находится бог. Он породил этот мир. Мир, в котором существует порядок и гармония. Человек обладает разумом, даром бога. Он может использовать свой разум, но мир непостижим до конца человеческим разумом. Он не постижим также как и непостижим бог и потому тщетны устремления человека, но упования его на милость божью будут вознаграждены, потому что человек дитя, которое учиться у своего Отца.

Отсюда общая установка мышления, которое опирается на принцип теоцентризма, но признает ряд достижений античного рационализма. Обоснование знания бывает трех видов, причем они соподчинены по важности. 1.Догма веры (авторитет Библии)2.Учение древних (авторитет ученых, мудрецов)3.Логическая аргументация (Рациональное обоснование, метод дедукции Аристотеля). Помимо секуляризации философского и естественно научного знания в Средние века сформировалось «критическое» направление мировоззрения – ересью. Ересью назывались попытки критически осмыслить догмы христианской философии. В качестве одного из направлений еретического движения выступал мистицизм.

Схоластика( тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века. ) переводила интересы субъекта познания в область логических конструкций и мышления. Вот почему формальная логика достигала в период средних веков небывалого расцвета. Схоластика. Главное направление в развитии философии средневековья. Она преподавалась в школах и университетах.

Существует 3 периода:

1. Ранняя схоластика (IX-XII в.) 2. Период зрелости(XIII в.) 3. Упадок (XIV –XV в.)

Центральный вопрос - об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика.

В Средние века природа стала рассматриваться как несовершенное творение бога. Христианское понимание человека отличается от античного тем, что человек не чувствует себя органической частью целого, частью космоса. Он вырван из этого целого и должен быть его господином, но поскольку греховен, полностью зависит от божественной милости. Без веры в бога и без помощи божественной благодати, человек часто оказывается ниже природных существ. ВЫВОД: В Средневековье природа создана богом из ничего, и человек это активно-волевой субъект действия.

8.Картина мира эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение:Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно.По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала наблюдаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения или Ренессанса (XIV - XVI вв.). Основной принцип возрожденческой философии - это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений. В эпоху Возрождения человеческая личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческое начало, будь это искусство, политика, религия и даже техническое изобретение. Свои творения человек реализует в телесном. Здесь возрожденцы возобновляют античную тенденцию рассмотрения в единстве духовного и телесного.

Эстетическое - доминирующий аспект философии Возрождения. Возрожденческое мировоззрение выдвигает прекрасное на первый план. Причем таким образом, что первым ставится не столько подражание природе - как это имело место в античности, - сколько творчество художника. Объектом этого творчества является человеческое тело, безмерное любование его красотой.Первый путь - опора на библейские сюжеты. Второй путь - это изображение самого себя. Основные идеи философии эпохи Возрождения:

1. Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека, при этом по-новому культивируются неоплатонические построения.

2. Гуманизм, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье.

3.Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

4. Личностно-материальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

5. Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

6. Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.

7. Геометрически-структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

8. Пантеизм(религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое.)

9.Картина мира Нового времени. Механистическая картина мираФ. Бэкон. Родоначальник эмпиризма. «Новый Органон». «Знание – сила». Разработка индуктивного метода. Учение об идолах сознания – об истоках чел. заблуждений.

Т. Гоббс. Социальная философия. «Левиафан». «Война всех против всех» – естеств. состояние человека. Апологет абсолютной монархии.

Р. Декарт. Рационализм. «Рассуждения о методе». Дуализм (в основании бытия 2 равноправные субстанции: материальная и духовная)

Г. Лейбниц. «Монадология». Плюрализм (в основании бытия множество субстанций – монад)

Б. Спиноза. Пантеизм – отождествление божественного и природного начала. «Свобода –осознанная необходимость»

Дж. Локк. Сенсуализм: чувства как основа познания. Обоснование демократии как политического устройства общества

Изменение картины мира с теоцентрической на механистическую модель, произошло в результате возникновения противоречия между религиозными представлениями о мире, о месте человека в нем и фактом наличия в мире устойчивых, повторяющихся, необходимых и проверяемых в эксперименте взаимосвязей, фактом наличия в мире природы законов. Человеческое познание поставило себе цель познать связь случайности и необходимости. В науке Нового времени, господствовала формальная логика.

Условия распространения научного мировоззрения: распространение грамотности, формирование рационального отношения к миру. Механистическая картина мира формировала представление об устойчивости мира, о наличии в нем законов и закономерностей, но не учитывала реальной сложности движения и строения материального мира. Она предполагала сведение сложного к простому, целого к сумме его частей. Но, пожалуй, самое главное, что эта картина мира отрицала и отрицает качественную специфику явлений, вещей и утверждает, что механистическое движение это единственно объективное движение, которое существует в природе.

10.Гносеология Нового времени. В Новое время познание это - активное конструирование объекта субъектом. В Новое время сформировался механистический принцип познания. Этот принцип давал возможность отвечать на вопросы о том, как устроен организм и предполагал исследование внешних, формальных отношений. Исследование формальных отношений между предметами является четвертым принципом познания, который был предложен механистической картиной мира.

Механицизм – метод познания, основанный на признании механистической формы движения материи единственно объективной, отрицающий качественную специфику сложных материальных образований. Для этого метода характерно сведение сложного к простому, представление целого как суммы его частей.Механистический принцип познания в целом обладает рядом достоинств и одним существенным недостатком.

Дело в том, что он не дает возможности исследовать органические изменения живой природы. Вопрос: как происходит рост и питания растений, так и остается без ответа, если мы последовательно используем этот принцип познания. Вопросы о природе души, взаимодействии тела и души, так же остаются без ответа.Однако он позволят изучить механические действия человеческого тела. Но механические законы занимают подчиненное положение в человеческом организме. Вторым существенным достоинством механистического принципа познания является то, что он является первой формой объективного отношения к исследуемой реальности.Философия Нового времени продолжила попытку западноевропейцев создать теоретическую систему, непротиворечиво и последовательно объясняющую устройство мира, его закономерности, но уже с целью использования достоверного знания в интересах практического освоения мира.

 

11.Социальная философия Нового времени. Человек и общество. В учении об обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех человеческих действий. Однако человек не может быть освобожден от ответственности за все совершаемое им по отношению к обществу. Необходимость человеческих действий нисколько не исключает возможности вменения и правомерности наказания. Общество наказыввает за преступления т.к. они вредны. Кроме того это способ предотвращения преступлений в будущем. К тому же никакое усмотрение необходимости совершения человеком действий не уничтожает человеческих чувств, и стало быть, не уничтожает самодеятельности, т.к. чувства есь главные побудители к действию.

Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Человек движим стремлеием к удовольствию и отвращением к страданию. Но так как человек способен сравнивать удовольствия и выбирать наибольшие, а также способен ставить цели, то для него возможны правила и понятия о действиях, лежащих в основе нравственностии.

Предпочтения заслуживают умственные удовольствия как более прочные, длительные и более зависящие от самого человека.

Нуждаясь в помощи других, человек должен в свою очередь делать полезное для других. Так образуется общий интерес, от которого зависит частный интерес. Правильно понятый личный интерес необходимо ведет к нравственности.

В силу общественного договора мы должны делать то, что мы желаем, чтобы они для нас делали. При этом вытекающие из общественного договора имеют силу по отношению ко всякому человечеству.

Не существует такого образа правления, которое вполне бы удовлетворяло требованиям разума. Средство избавления от недостатков Просветители видят в просвещении общества. Гельвеций считает целью воспитания переделку первоначального самобытного склада личности. Гольбах - видит в человеке существо из которого воспитанием мжно сделать все, что угодно.

Доказывают независимость этики от религии и возможность существования высоконравственного общества атеистов.

Движущая сила человеческих действий - эгоизм, или личный интерес. Основанием нравственности служит опыт, нравственного чувства не существует. Когда кажется что люди стремятся к добру, в основе этого лежит правильно понятый личный интерес.

Критерий нравственности и ума - польза. Это относится и к обществу в целом. Тот кто приносит пользу – честный, смелый, добродетельный. Добродетель есть желание общего блага.

Так как влияние законодательства на общество очень велико, то вопрос о государственном строе - важен. Различия между народами обусловлены прежде всего политическим строем. Гельвеций - только в демократическом правлении власть имеет в виду пользу всего общества, а каждый гражданин служит своей деятельностью общим целям.

 

12.Философские идеи немецкой классической философии. Немецкая классическая философия - этап развития философской мысли (XVIII - XIX века), представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Н. к. ф. явилась идейной подготовкой буржуазной революции в Германии.

Центральное место в н. к. ф. занимало исследование активности человека, т.е. практики, составляющей основу познания и преобразования действительности. Немецкие философы высказали немало плодотворных догадок, в частности о тождественности законов исторического процесса и деятельности людей, об общественной природе и др. Главные достижения Н. к. ф. лежат в области теории познания. Попытки преодоления созерцательности привели к представлению об общественно обусловленном и активно-творческом характере познавательной деятельности.

Одним из первых эти вопросы поставил Кант. Признавая существование объективного мира («вещь в себе»), Кант, однако, считал, что человеку доступен лишь мир явлений. Таким образом, в философии Канта сочетались идеи материализма и идеализма, агностицизма.

Эти противоречия попытался преодолеть Фихте. Он признал «лишним» понятие «вещь в себе» и построил систему субъективного идеализма. В центре ее - деятельность мистического Я, создающего весь мир, в том числе и конкретные индивидуальные Я. Философ выступил в защиту науки. Он рационально обосновал, что Бытия нет, а есть только мышление.

Дальнейший шаг вперед состоял в переходе к объективному идеализму. Первым стал на этот путь Шеллинг, создавший философию тождества, т.е. исходивший из признания абсолютного тождества субъекта и объекта, идеального и реального. У Шеллинга эта идея выродилась в мистику и иррационализм. Защищая тезис тождественности бытия и мышления, начал разрабатывать диалектический метод познания.

Гегель же положил в основу всего сущего абсолютную идею, которая в процессе своего развития познает самое себя. Пройдя цикл развития в сфере «чистого» мышления, абсолютная идея превращается затем в природу и в заключение познает свое содержание в истории духа, т.е. в человеческой истории. В явно идеалистической форме здесь выражена мысль о тождестве законов природы, общества и мышления. Исходя из этого, Гегелю удалось представить деятельность человека в ее зависимости от развития всей истории человечества. Поэтому он близко подошел к пониманию обусловленности теоретического освоения мира его практическим преобразованием, к пониманию познания как вида деятельности и т.д. показал диалектическое соотношение мышления и бытия. Существует мышление и бытие. Они не равнозначны. фундаментальные мировоззренческие решения легли в основу теории познания немецкой классической философии. немецкая классическая философия показала, что представление мира как системы небольшого числа элементов не дает возможность исследования развития мира, человека. Для того, чтобы познавать изменяющейся мир предметом науки должно стать становление. Методом познания этого предмета немецкая классическая философия предложила диалектику.

13.Философские идеи немецкого романтизма. Для XIX в. на первый план выдвинулась проблема иеархического строения здания гуманитарных наук. Так Романтизм, ставя искусство выше науки, провозглашал его главенство над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией.

14. Мировоззренческие и научные основания иррационализма XIX века. ИРРАЦИОНАЛИЗМ, обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п. Противоположен рационализму. Мистицизм - философское направление, представители которого ставят своей целью осмысление и обоснование религиозной практики непосредственного единения с мировым Духом. Его характерными чертами являются иррационализм и интуитивизм. В центре его находится представление о трансцендентном (потустороннем) Абсолюте, который не может быть раскрыт в системе логических понятий. Сверхъестественное, трансцендентное, божественное возможно постичь лишь в экстазе, «путем ухода от чувственного мира и погружения в глубину собственного бытия». Соединиться с Богом можно «посредством растворения собственного сознания в Боге».В неявном виде м.и. содержит и важную проблему: соотношение рационального и иррационального. В XX веке эта проблема четко формулируется и складываются философские системы иррационализма. Одной из таких систем является философия К.Ясперса, главные понятия которой - трансценденция (Бог) и экзистенция (бытие человека).К.Ясперс (1883 - 1969) - представитель экзистенциализма. В работе «Разум и экзистенция» он мыслит философию как постижение разумом неразумности и доказательство иррациональности бытия. В этом коренная разница между мистическим идеализмом и иррационализмом, которая, в сущности, не исключает сходства между ними.

15.Марксистская философия. МАРКСИЗМ, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого — К. Маркс и Ф. Энгельс. Разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Ф. Энгельс (1820 - 1895) - представитель диалектического и исторического материализма. Основные принципы этой философии разработаны им вместе с К. Марксом. В работах «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» он изложил содержание марксистской философии.

Энгельс - сторонник материалистической диалектики, которая свои законы выводит из самой действительности, а не претендует на то, чтобы навязывать свои принципы природе и обществу.

Среди законов диалектики Энгельс выделяет закон единства и борьбы противоположностей и на ряде проблем раскрывает его методологическое значение. К этим проблемам он относит бесконечность и конечность материального мира, абсолютность и относительность движения, устойчивость и изменчивость живых организмов, абсолютное и относительное в познании, равенство и неравенство в общественной жизни, свободу и необходимость.

Два других закона диалектики, сформулированных Гегелем, и материалистически истолкованных Энгельсом и Марксом, - переход количественных изменений в качественные и отрицание отрицания.

Знание того, что в материальном мире все находится во взаимосвязи, в процессе изменения и развития, не ведет само по себе ни к научным открытиям, ни к техническим изобретениям, Это всего лишь общекультурные предпосылки научной деятельности, которые должны быть дополнены содержательной работой исследователя и инженера.

Энгельс заключает, что диалектика - «не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления», и не видит противоречия между этим определением и своим же требованием понимать философию как учение о законах «самого процесса мышления».

Материализм К. Маркса Ф. Энгельса был несомненным достижением философской мысли второй половины XIX века. Марксизм стал первой попыткой последовательного материалистического объяснения социальных процессов и сложных явлений мира: мышления, жизни, саморазвития и т.д. Однако он страдал, как и материализм Гольбаха и Фейербаха, существенным недостатком - недооценкой роли субъективной активности человека, будь то в мышлении или же в социальной жизни.

16.Философия позитивизма. Философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин). Различают «классический» позитивизм — Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма — неопозитивизм (см. Аналитическая философия). Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).

Во второй половине XIX в. позитивизм становится наиболее влиятельным течением западной философии. Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как метафизики, но за философию как особую науку. Под метафизикой они понимал умозрительную философию бытия (онтологию, гносеологию). Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания.Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Таким образом, если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом. 3 этапа в эволюции позитивизма: 1. Собственно позитивизм (30-70 гг. XIX в.) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер.2. Эмпириокритицизм (конец XIX в.) - Мах, Авенариус.3. Неопозитивизм (с середины 20-х гг. XX в.) - Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель позитивизма - О.Конт (1798-1857 гг.). Его работа: “Курс позитивной философии”. Основные идеи этой работы:1. Попытка классификации наук. Иерархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при котором логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология).2. Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизикой, с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метафика должна быть отвергнута.3. Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответствующие типы мировоззрения: a) Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов... b) Метафизическая - бог становится субстанцией... c) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляд на вещи. Начинается с соединения опыта с абстрактным мышлением.4. Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой религии - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое человечество - результат, но не предпосылка исторического процесса. Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. Ее цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали основным законом познания - экономию мышления. Неопозитивизм или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Главным идейным источником неопозитивизма был махизм. Но если махисты отстаивали “биолого - экономическую” теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений (элементов), то неопозитивисты выдвинули новое понимание научного познания, как логических конструкции на основе чувственных содержаний (чувственных данных). Изгоняли из философии метафизику. Философия имеет право на существование не как мышление о мире, а как “логический анализ языка”.

Позитивисты считали основной вопрос философии, а также др. коренные вопросы философии неразрешимыми из-за слабости человеческого разума, махисты - что основной вопрос философии снимается и разрешается учением о нейтральных элементах, неопозитивисты заявляют, что и основной вопрос философии и вообще проблемы, считавшиеся ранее философскими - это мнимые проблемы, которые нужно отбросить как лишенные научного смысла.

17.Философия прагматизма. ПРАГМАТИЗМ (от греч. pragma, род. п. pragmatos — дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление — средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории — инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Возник в 70-х гг. 19 в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид.

18.Философияэкзистенциализма.Экзистенциализм -философия существования. Иррационалистическая философия. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

В Германии экзистенциализм стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния). Новая волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны. Экзистенциализм поставили вопос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности.

Исходный пункт философии экзистенциализма - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциалиста имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциализм объявил предметом философии - бытие. Экзистенциализм - это философия, единственный предмет которой - человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью. Для Сартра все вещи, кроме человека, есть”бытие в себе”, а человеческое существование есть “бытие для себя” или ничто. Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается лишь в “пограничных ситуациях” - страдание, борьба, смерть.

Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Человек - это постоянная возможность, замысел, проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода. Свободу они мыслят как свободу вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание индивида. Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого существования существует потусторонняя реальность, которая понимается как способ существования человека, состоящий в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Личность и общество. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывающая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав