Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии.

Читайте также:
  1. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  2. XXIV/ Предпосылки и начало Смутного времени. Лжедмитрий I.
  3. Авторами патриархальной теории возникновения государства были
  4. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  5. Аксиология и ее место в философии. Понятие ценности
  6. Акты органов государственной власти и местного самоуправления как основания возникновения прав на земельные участки.
  7. Акционерные общества, их структура и причины возникновения. Права акционеров.
  8. Александр II. Предпосылки реформ и их подготовка
  9. Ананьинская и пьяноборская культурно-исторические области.
  10. Анафилактический шок, сывороточная болезнь. Причины возникновения. Механизм. Их предупреждение.

В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII—V веков до н. э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI — IV веков до н. э.).

В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человечес­кой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникновение античной философии при­ходится на тот период (VI век до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические пред­ставления обнаруживают свою недостаточ­ность, свою неспособность удовлетворять но­вые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важны условия социально-экономического и политического порядка, определяющие рождение идей. В греческом мире по преимуществу благодаря им возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, эко­номический подъем в IX—VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возник­новение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределе­ние, рост народонаселения и прилив его в города. Рас­ширялся географический горизонт греков, и тем самым гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об от­носительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного укла­да и к утрате прочных нравственных ориен­тиров.

Разрушение сложившихся форм связи меж­ду людьми потребовало от индивида выработ­ки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопреде­ления: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков — с VII по IV век до н. э. — наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жиз­ни и традиционных ценностей. С одной сто­роны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устояв­шихся веками форм жизни и верований, а с другой — пытается найти фундамент, на ко­тором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

Философия (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) буквально означает «лю­бовь к мудрости». По некоторым историчес­ким свидетельствам, слово «философ» впер­вые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достой­ному образу жизни. Истолкование же и зак­репление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегре­ческого мыслителя Платона. В учении Пла­тона софия — это мысли божества, опреде­ляющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с Софией способно лишь бо­жество. Людям же посильны стремление, лю­бовь к мудрости. Вставших на этот путь ста­ли называть философами, а область их заня­тий — философией.

В отличие от мифологического и религи­озного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытес­няют фантастический вымысел, сюжеты, об­разы и самый дух мифологического мышле­ния. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с пози­ций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождаю­щегося рационально-теоретического миро­понимания. Философскую мысль вдохнов­ляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древ­негреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Герак­лит).

Впервые философия возникает в Греции. Все попытки приписать ее появление другим народам (обычно восточным) не увенчались успехом, вклад греков в развитие общества, таким образом, уникален. Другие народы пусть и стояли выше греков по уровню развития в других областях, но философия является конкретно эллинистическим изобретением. При этом греки пользовались знаниями других народов (египтян, халдеев) в области астрономии, математики и других наук для построения своих учений. Однако это не значит, что истоки философии нужно искать в других странах. Там это было практическое знание, у греков же они были перенесены в область чистого познания. Таким образом, необходимо выявить, какие особенности греческой действительности сделали это возможным?

1. Поэзия Гомера и гномических поэтов. В них присутствует гармония, чувство меры, то, что потом особенно ценилось в философии. У каждого действия присутствует четкая мотивация, всегда можно сказать «зачем». При этом эта литература была столь же значима для греков, как ветхий завет для иудеев. Молодежь воспитывалась в ее духе. В поэмах Гомера действительность представала во всей полноте (добро-зло, небо-земля, люди-боги), хотя и в форме мифа. В них задается вопрос о месте человека в мире, который потом станет важной частью философии. (Авторы: Гесиод, Гомер, лирические поэты)

2. «Общественная религия» и религиозные мистерии греков. Общественная религия - форма натурализма, в которой в богах воплощались природные силы, а все сущее происходило по воле богов. Следовательно все сущее имело своей первопричиной природу - один из будущих постулатов философии. Орфические мистерии - понятие о душе как о некой части божественного, заключенной в смертное тело, и обреченной на перерождение. Цель «посвященных» в мистерии - остановить перерождение. Впервые возникает дуалистическое мировоззрение (человек=душа+тело) У греков не было «писания» и религиозной догмы. У жрецов не было большой власти, что способствовало свободному развитию мысли.

3. Политическая свобода греков. Свобода была относительной, но несравнимо больше, чем у других народов. Прежде всего она появилась в азиатских колониях (Милет) и там же впервые появляется философия. Формирование республиканского строя в Греции при этом связано с экономическими преобразованиями. Переход от доминирования аграрной сферы к ремесленной, рост городов, демографический подъем.

4. Образовывались полисы, города-государства. Грек связывал понятия себя и государства воедино. Человек был равен гражданину. Таким образом, благо общественное являлось благом собственным. Это способствовало развитию общественной мысли и философии.

5. Естественная потребность в чистом знании. На определенной стадии развития человеческого мышления, перед людьми встает ряд вопросов: Для чего все существующее? Откуда оно произошло? Какова причина бытия? Почему есть бытие, а не ничто? Почему есть человек? Почему я существую? Это главные вопросы философии. Появление этой потребности обусловлено совокупностью всех прочих факторов.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав