Читайте также:
|
|
3 периода.
0: Апостольский период, время деятельности апостолов (I-II вв н.э.)
I. Апологетика (от греч. «защищать») – II, III вв.
Писатели-полемисты, которые защищали христианство от власти.
Запад – Тертуллиан, Арнобий
Восток – Афинагор, Климент Александрийский, Юстин
Догматически христианство не было оформлено, поэтому многие учения были признаны еретическими.
325 г. – I Никийский собор – закреплена сущность христианства.
II. Патристика (от «отец) – IV-VII вв. н.э.
Учение первых христианских теологов («отцов церкви», обоснование христианской веры. Кружок кападокийцев (в Малой Азии), где собирались эти «отцы церкви»:
На Востоке – Василий Великий, … Богослов, Григорий Игуний (?), Дионисий Армопагит
На Западе – Августин
Кодификация наук под эгидой христианства.
III. Схоластика (от греч. схоле – «школа») – с VII-VIII вв. по XIV в.
Время логической обработки проблем христианства, задача – выяснить все ложные казусы.
Выработалась техника логического анализа
«В бесконечно малом содержится бесконечно много».
Восток – Иоанн Домаскин
Запад – Фома Аквинский, Аксельм Кентерберийский, Вильям Оккум, Дулем Скот (учение «скотизм»)
Проблемы:
1. Как трактовать Священное Писание (экзегеза – толкование). Способы толкования: аллегорическое, тропологическое (нравоучительное), анагогическое (возвышенное).
2. Как возможно сотворение мира из ничего.
3. Христаллогическая проблема – 2 природы Христа: эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека), сотернология (учение о спасении человека). Если Христос – человек, то человечество не спасено, греки не искуплены. Если он Бог, то он не может искупить грехов, так как не может умереть как человек.
4. Соотношение тела, духа и души в человеке.
5. Тринитарная проблема – как постичь троичность Бога. Как 1 может быть равно 3. Истолкование различных отличительных свойств Троицы.
6. Теодицея (ввел позже Лейбниц) – оправдание Бога. Как возникло зло на Земле? Если Бог его сотворил, то он за него и ответственен. Задача: выяснение статуса зла в мире. Проблема: свобода воли, которая дана человеку.
7. Провиденциализм – учение о божественном предопределении.
8. Соотношение веры и знания.
3 направления в богословии:
апофатическое – бог и истина рационально непознаваемы (отсюда – Византийская философия);
катафатическое – возможно рационально познать истину;
концепция двойной истины (Фома Аквинский).
9. Спор об универсалиях – о статусе идей, общих понятий.
3 направления:
реалисты (общественные понятия существуют реально);
номиналисты (их нет в реальности, они только имена);
концептуалисты (промежуточное).
10. Доказательства бытия Бога
Космологическое – по опыту (апостериорное);
Антологическое (априорное) – без опытов, из разума.
Общий характер развития философского мышления в патристический период проявляется в догмах, достигших господства, одержавших победу над противоположными взглядами. Основное течение философской мысли этого периода всегда направляется на то, чтобы удержать за учением веры абсолютно мистический характер: оно, учение веры, столь же мало может пониматься рассудком, сколь мало может представляться фантазией в созерцательных формах. Ортодоксальное учение противопоставляет рационалистическому и фантастическо-мистическому пониманиям чисто мистическое.
На основах этого чистого мистицизма христианская философия последовательно разрешает основные проблемы религиозной метафизики: космологическую, теологическую и этическую.
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма — от латинского слова «creatio», что значит «творение», «созидание». Христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Учение о творении мира из ничего, чисто мистическое понятие, противостоящее одинаково как пониманию происхождения мира в форме созерцания, так и рассудочному пониманию его; благодаря этому учению идея Бога становится возвышеннее, процесс творения мира могущественнее и тем более превышающим силы человека.
Подлинным бытием обладает только Бог. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Христианский философ IV—V веков Августин Блаженный (354—430) говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Христианский Бог, хотя сам по себе не доступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания. Таким образом, знание о нетварном (несотворенном) божественном бытии (или сверхбытии) можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию является вера.
Если в античности центр тяжести этики был в знании, то в средние века он — в вере, а значит, перенесен из разума в волю. Так, в частности, для Августина все люди суть не что иное, как воля. Человек знает добро, однако же воля его не подчиняется ему, и он делает то, чего не хотел бы делать. Это раздвоение человека Августин называет болезнью души, неподчинением ее самой себе, то есть высшему началу в себе. Именно поэтому, согласно средневековым учениям, человек не может преодолеть своих греховных влечений без божественной помощи, то есть без благодати. В силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. Глубины души человека скрыты даже от него самого, они, согласно средневековой философии, доступны только Богу. Но в то же время постижение этих глубин необходимо для человеческого спасения, потому что таким путем открываются тайные греховные помыслы, от которых необходимо очиститься. По этой причине приобретает важное значение правдивая исповедь.
Именно так Августин и разрешает проблему, проповедуя первоначальную свободу человека, утраченную через грехопадение, которое в качестве наследственного греха продолжает действовать против воли человека. Таким образом, грех и прощение через Божескую милость обнаруживаются как трансцендентные процессы вне человеческой души: грех — потому, что индивид с самого начала через грехопадение человечества впадает в него; милосердие — потому, что оно сообщается через искупление Христа без собственной заслуги самого грешника. Подобное разрешение пытается удовлетворить религиозной потребности, давая сильнейшее, недостижимое никаким рациональным толкованием выражение сознанию греховности как обязанности перед Богом. Учение Августина мистично, потому что оно, отбрасывая совершенно аналогию с земными отношениями, через абсолютное значение, приписываемое ею как греху человека, так и милосердию Божиему, дает сознанию этих последних интенсивнейшее религиозное выражение.
Догмат, который утверждает равенство трех лиц Бога наряду с их различием, — единство в различии, опять-таки недоступен ни созерцанию, ни рассудочному пониманию.
Средневековое мышление по существу своему теоцентрично, реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.
Виднейший представитель апологетики (апологеты защищали христианство от язычества, иудейства и особенно от представителей государственной власти) Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан говорил: «Нам после Христа не нужна никакая любознательность; после евангелия не нужно никакого исследования» и провозглашает принцип: «Я верю, потому что это нелепо». С его точки зрения, постичь христианские положения невозможно. В них можно только верить.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |