Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Топ-10 стран по количеству эмигрантов. 2007-2008 г.г.

Читайте также:
  1. B. совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых видов в определенном пространстве, пригодном для жизни
  2. Esse est percipi» как мировоззренческий ориентир и программа исследований. Субъект как внепространственная и вневременная опора мира
  3. II. Как устранить и предупредить главную причину всех болезней
  4. R пространство
  5. v011 Кинематика поступательного движения м. т. в пространстве.
  6. VI. Плоскость в пространстве
  7. Автономия в зарубежных странах.
  8. Автономия в зарубежных странах.
  9. Автономия в зарубежных странах.
  10. Автономия воли сторон при заключении внешнеэкономической сделки по законодательству различных стран.

2.

Социология — наука о жизни общества, и она тесно взаимосвязана с другими общественными науками, отражающими его сложную многогранную жизнедеятельность.

Психология и социология. Психология сосредоточена на изучении индивидуального “Я”. Сфера социологии- это проблемы межличностного взаимодействия “Мы”. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.
Философия дает знания об общих законах развития природы, общества и мышления, использует в большей мере общенаучные методы познания (анализа и синтеза, идеализации, обобщения, типологизации, индукции и дедукции и др
История и социология.

Общим объектом является общество.

Отличие:

-социология при изучении общества обращает внимание на социальные отношения. Если история как наука изучает прошлую историю, то социология, не игнорируя ее, обращает внимание главным образом на современность.

-Историки изучают общественную жизнь народов, стран в хронологическом плане, а социологи — логику исторического развития.

-Историков интересует конкретный ход пунических, мировых и других войн, а социологов — война как общественного явления в отличие от состояния мира.
Социология как общественная (социальная) наука связана также с естественными (биологией, медициной) и техническими, математическими науками. В условиях информационного общества трудно представить решение задач эмпирических исследований без использования, к примеру, специальных математических методов, компьютерной техники.

5.

К общественно-политическим, социальным системам Платона, Аристотеля, Цицерона и других философов проявлялся особый интерес.

Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм провозглашает принципы равенства, свободы, справедливости как нормы взаимоотношений между людьми.

В эпоху Возрождения в социологической мысли выделяется три этапа:

-гуманистический (середина XIV - середина XV в), противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку и его отношениям с миром;

-неоплатоновский (середина XV - первая треть XVI в) связанный с возникновением проблем бытия;

-натуралистический (середина XVI - начало XVII в), связанный со стремлением применять законы природы к познанию социальной действительности, реальности в обществе.

Великие гуманисты Возрождения: Франческо Петрарка, Боккаччо, Пизано, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Ультрих фон Гуттен, Сервантес, Томас Мор, Томазо Кампанелла и многие другие отказываются признать греховную телесную природу человека.

Все люди рождаются одинаковыми и требуют равенства в реальной жизни. Признание личного достоинства каждого человека, независимо от происхождения и общественного положения, направлено против феодально - сословного неравенства.

Мыслители эпохи Возрождения не только порождали, но и развивали традиции античных философов и политиков. Возобновлялась древняя концепция общественного договора, естественного права и т.п. Зарождается критически - рационалистический подход к изучению общественных явлений, вытесняющий теологию. Простое перечисление событий заменяется концептуальным анализом фактов, явлений, событий и т.п.

 

8.

Марксистское учение охватывает большой комплекс научных знаний из различных сторон общественной жизни. Основу этого учения составляет философия Карла Маркса.
Марксистская социология может быть представлена в следующих тезисах:
1.развитие общества - это естественно-исторический прогресс;
2.люди сами творят свою историю, однако ход развития определяется не желанием, а материальными условиями их жизни;
3.человек рождается и формируется как личность в уже сформировавшемся обществе со сложившимися устойчивыми социальными отношениями, и становление человека происходит под их влиянием ("человек - совокупность общественных отношений");
4.первичными в системе общественных отношений являются экономические отношения;

5.единство и взаимодействие определенных производственных сил и отношений (способов производства) составляют отдельные этапы в развитии общества - общественно-экономические формации;
6.общество, эволюционизируя в своем развитии, последовательно проходит следующие стадии развития (формации): первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический
7.основу общественной жизни общества составляет классовая борьба, которая рассматривается как источник и движущая сила общественного прогресса;
8.переход от одной формации к другой происходит в виде социальных революций, в ходе которых на смену одному господствующему классу приходит следующий и классовая борьба развивается между новыми классами-антагонистами;
- Согласно Марксу, ни одна экономическая формация не может уйти в прошлое, пока она дает возможность развитию производственных сил и производственных отношений, а новые производственные силы и производственные отношения не появятся раньше, чем создадутся условия для их развития внутри формации.

 

11.

Исторические типы общества:

1) до-индустриальное,

2) индустриальное,

3) постиндустриальное.

1. Доиндустриальное общество — это общество, в ко­тором экономика и культура держится на ручном труде и ручной технике. Объект: природа. Ве­дущие добывающие отрасли хозяйства: земле­делие, скотоводство, охота, рыболовство, горнорудное де­ло.

Два подтипа:

1) примитивные первобытные общества

2) по­являющиеся позже «варварские» и «цивилизованные» об­щества.

Доиндустриальное общество — это аграрное общество. Основная масса его населения занята в сельском хозяйстве. Как экономика, так и культура развиваются замедленно. В Европе общества этого типа существовали вплоть до Нового времени, а в Азии, Африке, Океании они встречаются и поныне.

2. XVIII в. - промышленная революция, в результате которой происходит преобразование аграрной экономики в индустриальную. Объект: продукты добывающего производства — сырье, мате­риалы, которые подвергаются дальнейшей обработке.

Индустриальное общество: ускоря­ющийся рост промышленного производства, увеличе­ние городского населения, формирование и развитие национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро изменяется и приобрета­ет большое разнообразие. В них велика миграция населе­ния. Роль и престиж умственного тру­да, в связи с чем большое значение получает образование. Религия утрачивает свое доминирующее положение в куль­туре, наука и искусство выходят из-под ее контроля. Ин­дустриальная культура — культура инновационная.

3. Вторая половина ХХ в. - развертывается переход от механиза­ции к широкой автоматизации труда во всех отраслях хо­зяйства - постиндустриальное общество. Новые ви­ды производства: атомная энергетика, микроэлектроника, роботостроение. Производительность труда возрастает. Высокопро­изводительная и автоматизированная техника материаль­ного производства почти полностью вытесняет ручной труд. Объектом деятельности людей: информация. Роль личности возрастает. Демократизация общества. Обес­печение прав человека превращается в необходимый фак­тор общественной жизни.

 

12.

Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительные черты:

- увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

- возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационныхпродуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

-нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

- развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

13. (дополнение к лекциям)

Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Регресс — тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации, изменения к худшему; противоположность прогрессу.

 

14.

Эволюция предполагает плавные изменения в обществе, которые постепенным и естественным образом вырастают из существующих в нём исторических условий.

Революция отличается резкими и глубокими изменениями во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое.
Революции м огут:

- концентрироваться в отдельных сферах (промышленная, научно-техническая, культурная революции), но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей.

- могут быть долго- или кратковременными, могут касаться одного или несколько обществ, или быть глобальными (как скажем современная НТР или одна из её ветвей компьютерная революция).

Социальные революции ломают общество, в корне переворачивают всю его жизнь. Обычно они сопровождаются грубым насилием и гибелью людей, массовыми бедствиями населения и беспорядком в обществе.
• Позиция марксистов: революция – это полезные ускорители общественного прогресса. Они представляют собой «движущую силу», «локомотив истории».

Эволюционное развитие общества часто сопровождают те или иные реформы. Реформа – это комплекс различных мероприятий тех или иных сторон общественной жизни. Практическое осуществление реформ происходит через принятие и обеспечение выполнения государственной властью соответствующих законов, постановлений, указов и других решений и мер.

# Обычно реформы связаны с прогрессивными нововведениями. К примеру, начавшаяся в России в конце 1990-х гг. реформа жилищно-коммунального хозяйства призвана
1. освободить государство от неэффективных расходов и неоправданного вмешательства в частный сектор жилья;
2. прекратить порочную практику финансовой поддержки богатых владельцев шикарных квартир;
3. перевести ремонтно-эксплутационное обслуживание жилья на конкурентно-рыночную основу, повысив качество и снизив стоимость услуг.

# Однако не исключён и регрессивный характер реформ. Так, принятие в 1994 году «Закона о гражданстве» в Латвийской Республике разделило население страны на «граждан» и «неграждан», что вряд ли способствует согласию и прогрессу латвийского общества.

 

17.

Функции семьи:

 

Семья обеспечивает своим членам опёку, защиту, социальную безопасность. Функция семьи - это забота и защита

Следующая функция семьи – рекреативная (восстановительная). Здесь мы получаем и физическую, и материальную, и моральную, и психологическую помощь друг от друга, сбрасываем с себя то напряжение, которым зарядились в обществе, в своём личностном, должностном, профессиональном функционировании. Именно от семьи зависит наше социальное здоровье.

Коммуникативная функция семьи заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях – общении и уединении.

Регулятивная функция семьи. Она включает в себя систему регуляции отношений каждого члена семьи друг с другом, с другими людьми, со всем обществом.

Функция социального самоопределения - узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество. Он принадлежит тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья.

Кроме перечисленных важнейшими функциями семьи считаются: организация быта, личного потребления, психологическая поддержка и материально-бытовая пожилых, инвалидов, нетрудоспособных членов семьи.

 

18.

Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными. (пол, возраст, рост, темперамент и др.)

Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства, в том или ином виде проявляющегося и у некоторых видов животных.

В человеческом обществе главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Социальными различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.

Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства, возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

Причины социального неравенства:

Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности.

На основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Социальное неравенство - это неравенство статусов. Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус.

Экономический взгляд. Первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ (пример марксизм. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов)

 

19.

Классы и касты. Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение.

Касты. Касты относятся к социальным системам, в которых занятие индивидами позиций основано на происхождении и исключена всякая возможность достижения более высоких статусов при строгих правилах, запрещающих браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных верований.

Итак, в обществах существуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу их замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число членов других групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невозможно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проникнуть в высший слой.

Каналы социальной, мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социальноклассовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты.

Чтобы полностью изменить социальный статус, нужно:

1. Изменение образа жизни.

2. Развитие типичного статусного поведения.

3. Изменение социального окружения.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.

Топ-10 стран по количеству эмигрантов. 2007-2008 г.г.

  1. Россия – 12,1 млн.чел.
  2. Мексика – 10,1
  3. Индия – 9,1
  4. Бангладеш – 6,8
  5. Украина – 5,9
  6. КНР – 5,8
  7. Великобритания – 4,2
  8. Казахстан – 3,6
  9. Пакистан – 3,4
  10. Филиппины – 3,4

 

 

20. (дополнение к лекциям)

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

· как отношения человека с обществом, общества с человеком;

· между индивидами как представителями общества;

· между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;

· между различными обществами;

· между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:

· Классовые отношения

· Национальные отношения

· Этнические отношения

· Групповые отношения

· Межличностные отношения

· Правоотношения

 

22.

Личность – целостность соц. свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Если личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств – индивид. Если нужно подчеркнуть уникальность и неповторимость конкретной личности – индивидуальность.

Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база:мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а такжерисунок тела.

Подробнее об этом:

Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция - важный элемент мировосприятия личности.

Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.

Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни и его привычки.

Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.

Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры - вариантов не счесть.

Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций.

 

Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура личности в социологии складывается из трех основных элементов - это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно представляет собой подсознательное, в котором господствуют инстинкты.

В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо. Я – это элемент сознания, которое связано в бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Эго представляет собой внутреннего цензора, который включает совокупность моральных принципов и норм. Сознание пребывает в конфликте с проникающими в него бессознательными инстинктами, а с другой стороны – с запретами, которые диктует Сверх-Я. Разрешение этих конфликтов опосредуется сублимацией (вытеснением).

 

- Понятие человека и личности в социологии. Естественная и социальная история человека. Социальная сущность человека.
- Личность, ее социализация и воспитание. Человек и его поведение. Свобода и ответственность личности.
- Личность и общество, их взаимодействие как центральное отношение социальной жизни. Общественное, коллективное и индивидуальное в личности.
- Личность- объект и субъект труда, общения, познания.
- Социальный статус личности и его формирование. Проблема отчуждения личности.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социология организаций| Список вопросов по компьютерной графике.

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав