Читайте также:
|
|
В основу теории государства Платон положил свое учение о душе. Обоснованию общественной позиции посвящен обширный трактат философа, который так и называется – «Государство». Трем началам души соответствует социальная структура полиса: в нем трудятся ремесленники, его защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы. У философов преобладает разумное начало души, или мудрость, у воинов – воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев – чувственность и влечения, которые, однако, должны быть умеренными. Этому тройственному составу души и общества соответствует классификация основных добродетелей, к которым греки относили мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Мудрость – добродетель правителей-философов, мужество – добродетель воинов, а умеренность – добродетель трудящегося сословия.
Четвертая добродетель – справедливость является общей для всех граждан государства.
Существенная черта платоновского учения о государстве – постоянное проведение параллели между ним и индивидом: как душа, по платону, делится на 3 части, так и государство состоит из 3 сословий. Если в душе 3 начала (разумное, вожделеющее и яростное), то и в идеальном государстве должно быть 3 рода людей.
- философы(мудрецы)- управление общими делами;
- стражи(войны)- защищают государство;
- земледельцы и ремесленники- люди, занятые материальным производством.
Высший принцип в государстве- справедливость-человек занимает в государстве место согласно способностям своей души:
- если развит разум- становится философом;
- если развита воля- стражем;
- если чувство- ремесленник и земледелец.
Общая добродетель, гармонически объединяющая все перечисленные, – справедливость. Платоновское понимание справедливости существенно отличается от понимания ее предшествующими философами. Справедливость, по Платону, есть мудрое равновесие всех сторон души, всех добродетелей души и, следовательно, всех сословий государства. Справедливость в нем достигается при условии, что каждое сословие выполняет свою задачу и не вмешивается в дела других.
А поскольку привязанность к матер. миру лишает возможности созерцать идеи и воплощать их в социальном бытии, то управляющие сословия идеального государства – философы и стражи не должны иметь ни семьи, ни собственности. Эти мысли Платон развил в своей книге «Государство». В ней Платон не описывал реальные процессы, а высказал свои представления о наилучшей из возможных форм государственности. Т. обр., его учение ближе всего к утопии.
В зависимости от обеспечения принципа справедливости государство может быть “правильным” (аристократия и монархия) или “неправильным” (тимократия, олигархия, демократия, тирания). Ближе всего к “правильному” типу аристократия, где власть принадлежит «аристократам духа», мудрецам. Это может быть аристократическая республика или аристократическая монархия.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |