Читайте также:
|
|
Проблема субстанции и основные традиции в философии
Субстанция - первоначало и первооснова всего сущего; то, из чего все возникло, что объединяет мир воедино.
Проблема: отношение мышления к бытию и духа к природе. Что первично - материя либо сознание?
1) Материализм. Материя первична, сознание вторично. Природа существует вечно. На пределяющем этапе появляется человек, обладающий сознанием. Представители: Демокрит (родонач.материал.)Эпикур, Спиноза, Маркс.
2) Идеализм. Сознание первично, материя вторична. 1. Объективный: первооснова мира - всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало. Мир существует реально. (Платон,Гегель). 2. Субъективный: основа-сознание отдельного человека. Сознание человека формирует мир. (Кант, Юнг). Крайняя форма – 3.солипсизм - существую я, все остальное - выдумано
3) Дуалисты говорят, что есть и материя и сознание, и они существовали всегда, в такой виде: материя че-то делает, туда-сюда трансформируется, а сознание просто смотрит.
4)Плюралисты говорят, что есть много субстанций из которых состоит мир, в основном 4-е. Земля, вода, огонь, ветер. Но под этими вещами они понимают не то, что мы называем, а жизненные принципы
Субстанция - первоначало и первооснова всего сущего; то, из чего все возникло, что объединяет мир воедино.
Проблема: отношение мышления к бытию и духа к природе. Что первично - материя либо сознание?
1) Материализм. Материя первична, сознание вторично. Природа существует вечно. На определяющем этапе появляется человек, обладающий сознанием. Демокрит (родоначальник м-ма, материалистического атомизма, фатализма), Эпикур, Спиноза, Маркс, Ленин.
2) Идеализм. Сознание первично, материя вторична. 1. Объективный: первооснова мира - всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало. Мир существует реально. (Платон, Августин, Гегель). 2. СУбъективный: основа-сознание отдельного человека. Сознание человека формирует мир. (Кант, Юнг). Крайняя форма - солипсизм - существую я, все остальное - выдумано (Макс Штирнер).
3)Дуализм: есть 2 первоосновы. Варианты: картезианство (декарт).
4) Плюрализм - в основе мира множество субстанций. (четыре стихии Эмпедокла. андроцентрический плюрализм)
Специфика, основные понятия древнеиндийской философии.
Вся фил. связана с ориант. чела на моральное совершенствование, чтобы душа могла воплотиться в лучшем теле.
ПОНЯТИЯ
ПРАКРИТИ (материальная природа) подчинена САНСАРЕ (колесу жизни). Регулирование сансары осуществляется КАРМОЙ (законом воздаяния). ДХАРМА - универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой улучшает карму. МОКША - религиозный идеал спасения. РЕИРКАРНАЦИЯ – возрождение. АХИМСА-не причинение вреда всему живому
ШКОЛЫ
1. Неортодоксальные
1.1. Джайнизм. 6 в.Онтология: 2 субстанции: джива (живое), аджива (неживое). Гносеология: 2 вида познания: несовершенное (непосредственное), совершенное (интуиция, доступная освобожденным от материи).
1.2. Буддизм. 6-5. Онтология: основа мира - пустота. Видимый мир - следствие волнения дхарм (мельчайших элементов). Гносеология: акцент на медитации. Внешний мир - иллюзия.
1.3. Чарвака. Онтология: основа - 4 элемента (земля, вода, огонь, воздух). Отрицание кармы. Гносеология: ощущение-источник познания.
2. Ортодоксальные.
2.1-2. Санхъя и Йога. Онтология: Дуализм Пуруши (духовного начала) и Пракрити (матер.нач.). Гносеология: источники познания - 1.восприятие, 2.логическое умозаключение, 3.свидетельство авторитетов. цель познания - очищение сознания.
2.3-4. Веданта и Миманса. Онтология: основа - Брахман-Атман. Гносеология: ист.познания – священные.
5. Традиционные философские учения древнего Китая.
Главное успех здесь и сейчас.
ШКОЛЫ
1.Конфуцианство (5-6 вв). Социальная философия: нравственная природа человека, семья, государство. ЖЕНЬ - человеколюбие - закон идеальных отношений между людьми, основан на "Золотом правиле морали". Безусловное почитание младшим старшего. ЛИ - благопристойность, следование ритуалу.
2. Легизм. Социальная философия: идея сильного государства. Император - один из людей. Люди от природы злы. Управление - через закон, право. Все равны перед законом.
3. Моизм. Соц.ф-я: осн. полит. принципы - всеобщая любовь и взаимная выгода.
4. Даосизм. ДАО - закон возникновения и исчезновения отдельных явлений и мира в целом. Предназначение человека - следовать дао. Принцип У ВЭЙ (недеяние) - отсутствие внешнего целеполагания во имя растворения своего "Я" в естественном порядке вещей. Идеал бессмертия.
ОСОБЕННОСТИ:
1. метафизическая направленность и идеалистическая интерпретация действительности, ее психологизация
2. осн.познавательные установки - традиционализм и интравертность
3. синтез ф-и и религиозной практики спасения
ПОНЯТИЯ
Исходные субстанциальные основания бытия - БРАХМАН (высшая объективная реальность) и АТМАН (высшая духовная сущность). Конкретных характеристик не имеют. ПРАКРИТИ (материальная природа) подчинена САНСАРЕ (колесу жизни). Регулирование сансары осуществляется КАРМОЙ (законом воздаяния). ДХАРМА - универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой улучшает карму. МОКША - религиозный идеал спасения.
ШКОЛЫ
1. Неортодоксальные
1.1. Джайнизм. 6 в. Вархамана. Онтология: 2 субстанции: джива (живое), аджива (неживое). Гносеология: 2 вида познания: несовершенное (непосредственное), совершенное (интуиция, доступная освобожденным от материи). Сотериология: мокша-результат аскетизма и ахимсы.
1.2. Буддизм. 6-5. Гаутама Будда. Онтология: основа мира - пустота (шунья). Видимый мир - следствие волнения дхарм (мельчайших элементов). Гносеология:акцент на медитации. Внешний мир - иллюзия. Сотериология - 4 благородные истины.
1.3. Чарвака. Онтология: основа - 4 элемента (земля, вода, огонь, воздух). Отрицание кармы. Гносеология: ощущения-источник познания. Сотериология: достижение счастья, удовольствия.
2. Ортодоксальные.
2.1-2. Санхъя (Капила, 7) и Йога (2 в.). Онтология: Дуализм Пуруши (духовного начала) и Пракрити (матер.нач.). Гносеология: источники познания - 1.восприятие, 2.логическое умозаключение, 3.свидетельство авторитетов. цель познания - очищение сознания.
2.3-4. Вайшешика (3) и Ньяя (3). Онтология: субстанция - субстрат действия и качества. Гносеология: ист.позн. 1.восприятие 2.вывод 3.сравнение 4.доказательство
2.5-6. Веданта и Миманса. Онтология: основа - Брахман-Атман. Гносеология:ист.познания - священные тексты.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 16 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |