Читайте также:
|
|
C точки зрения древних греков мир – это упорядоченный космос, чей порядок сродни порядку, присущему человеческому разуму. Видимый мир содержит внутри себя более глубокий смысл. Как и целостный космос, он является выражением всепроникающего могущественного разума, наделяющего природу назначением и целью. Этот разумный миропорядок доступен непосредственному восприятию человека, если последний разовьет в себе соответствующие мыслительные способности. Именно сознательное развитие своих познавательных способностей, таких, как разум, интуиция, опыт, оценка, воображение, память и нравственность позволяют человеку осуществить познание внутреннего устройства и содержания мира.
Греческие мыслители классической поры (V–IV век до н.э.) в буквальном смысле слова были одержимы страстью найти и постичь устойчивые, регулярные начала миропорядка, они стремились проникнуть сквозь смутный поток явлений, чтобы завладеть истиной, скрытой от поверхностного взгляда. Это страстное желание дойти до сущности вещей и убеждение в том, что подлинное человеческое познание достигается путем использования человеческого разума и опытных наблюдений, позволило грекам стать родоначальниками мощной традиции философского мышления, получившей название рационализм.
Заслуга древних греков не только в том, что они заложили основы рационального мышления, создали формальную логику, разработали правила риторики, определили основные философские понятия, стремясь уловить их взаимосвязи и взаимопереходы; они также пытались проанализировать и познавательные способности человека и даже установить меру соответствия знаний реальному природному порядку вещей. Они поставили целый ряд гносеологических вопросов, некоторые из них представляют собой сложную задачу и для современного человека, особенно когда речь идет о природе познания, об отношении знания к реальности, об условиях достоверного истинного знания. Можно сказать, что греки заложили основы не только рационального, но и критического мышления, подвергая сомнению ту систему знаний, которой они располагали. И тому свидетельством все многообразие школ и направлений философской мысли, которые, возникнув в период афинской демократии, получают свое развитие в Римской империи. Вдохновляя мировую философию на протяжении двух тысячелетий, они и сегодня определяют многие черты европейской культуры. Именно грекам принадлежит мысль о том, что человеческое знание относительно и подвержено заблуждениям. Его необходимо постоянно пересматривать в свете новых доказательств и нового анализа. Ни одна философская система не является окончательной, и поиски истины должны сопровождаться критикой и самокритикой. В греческой философии этого периода рождается направление, получившее название скептицизм, которое в основу своих познавательных принципов кладет сомнение в надежности выдвигаемых различными философами истин.
По мере становления господства религиозного мировоззрения критический дух античности вытеснялся догматическим отношением не только к текстам Священного писания и творениям «отцов церкви», но и к античному наследию, представленному, прежде всего, трудами Платона и Аристотеля.
(из пособия стр.19)
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 78 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |