Читайте также:
|
|
Esse est percipi – «существовать, значит быть воспринятым» - основное положение идеалистической философии Джорджа Беркли – английского философа.
По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ – самим Богом.
Одно из основных положений берклианской концепции – «существовать – значит быть воспринятым» (Esse est percipi ). В такой концепции Беркли сформулировал доктрину субъективного идеализма, последовательное проведение которого невозможно без признания существования только единичного субъекта, «Я» - доктрину так называемого солипсизма («существую только я один»).
Согласно Беркли, формула «существовать – значит быть воспринятым» применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира. Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира.
Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений» в сознании человека.
Субъект – одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое волей.
Мир есть представление. А у представления есть две существенные, необходимые и неотделимые друг от друга цели – субъект и объект.
Субъект представления есть тот, кто всё познаёт, сам непознанный никем. Как писал немецкий философ Артур Шопенгауэр:
«Субъект – опора мира, всеобщее условие, любым феноменом, любым объектом подразумеваемый: в самом деле, всё существует не иначе, как в функции субъекта».
Объект представления как познанное обусловлен априорными формами пространства и времени, в силу чего и есть множественность. Субъект, напротив, вне времени и пространства, он целостен и индивидуален в каждом существе, способном иметь представления. Чтобы сконструировать мир из миллиона представлений, достаточно одного субъекта. Но с исчезновением субъекта нет мира как представления.
«Субъект и объект, следовательно, неотделимы: каждая из двух половинок осмыслена посредством другой, то есть каждая существует рядом с другой, с ней же вместе исчезает».
Из этих убеждений и следует, что субъект в философском знании и есть внепространственная и вневременная опора мира.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 135 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |