Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Пояснительная записка

Читайте также:
  1. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  3. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  4. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
  5. І. Пояснювальна записка
  6. Новые принципы изображения народа в «Записках охотника» И. С. Тургенева.
  7. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  8. Объяснительная записка.
  9. Пояснительная записка
  10. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

по предметам образовательной области «Язык и литература»

Уровня общего среднего образования

(10-11 классы общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений)

 

 

Астана 2013

Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года

 

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года

 

 

Учебные программы по предметам образовательной области «Язык и литература» для 10–11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений общеобразовательной школы. – Астана, 2013. – 190 стр.

 

 

©Национальная академия

образования им.Ы.Алтынсарина, 2013

 
 

Учебная программа по предмету «Русская литература»

(общественно-гуманитарное направление)

Пояснительная записка

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

2. Цель обучения предмету – расширение читательского кругозора в области русской и мировой литературы, формирование активной личностной позиции по отношению к духовным ценностям искусства слова, развитие аналитических и творческих способностей через постижение и интерпретацию художественных текстов.

3. Задачами обучения предмету в области предметных результатов являются:

1) воспитание патриотизма, гражданственности, отношения к литературе как к духовной ценности и форме воплощения культуры народа;

2) формирование национального самосознания и толерантного отношения к культурам разных народов через выявление типологических литературных связей;

3) развитие читательских интересов, эстетического вкуса, образного мышления обучающихся и содействие их творческому самовыражению посредством создания собственного текста;

4) формирование активной гражданской позиции через осмысление нравственных и гуманистических ценностей русской литературы;

5) обучение художественно-эстетическому прочтению художественных произведений; первоначальная подготовка учащихся к самостоятельному духовно-эстетическому осмыслению художественного текста с опорой на сформировавшуюся культуру чувств;

6) формирование представления об эстетической и этической значимости литературы ХХ века для современной литературы и культуры, об общечеловеческом, эстетическом и нравственном содержании изучаемых произведений, принадлежащих к разным национальным литературам;

7) умение самостоятельно работать с первоисточниками и использовать их применительно к анализу художественного произведения;

8) привитие навыков выражения активной читательской позиции, умения излагать свое понимание художественного произведения в устной и письменной форме;

9) совершенствование умений отстаивать собственное мнение с привлечением необходимых аргументов как из художественных произведений, так и из иных информационных источников;

10) в области системно-деятельностных результатов:

11) владение межпредметными знаниями по истории, обществознанию, психологии, искусству для лучшего понимания художественного текста и выполнения творческих и исследовательских работ по литературе;

12) формирование навыков самостоятельной работы учащихся, направленной на получение новых литературных знаний, их систематизацию и обобщение;

13) привитие умения выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, характерные причинно-следственные связи;

14) использование информационных технологий при поиске и обработке необходимой информации, связанной с творческой или исследовательской деятельностью по предмету «Русская литература»;

15) формирование навыков публичного выступления с самостоятельно выполненной работой на конкурсах или олимпиадах;

16) в области предметных результатов:

17) формирование представления о художественной литературе как авторском искусстве слова, эстетическом и духовном выражении творческой личности писателя; о литературе как части мирового культурного наследия, способствующего приобретению гуманистического, социокультурного опыта;

18) формирование общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

19) овладение понятийным аппаратом, необходимым для проведения литературоведческого анализа текста;

20) освоение художественных текстов в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

21) формирование умений и навыков выражать собственную позицию по отношению к содержанию и литературным персонажам изучаемых произведений, давать этическую оценку их поступкам;

22) формирование умений сравнительного изучения текстов, принадлежащих разным писателям, а также литературных произведений и их экранизаций;

23) совершенствование умений производить комплексный анализ поэтических и прозаических произведений с помощью алгоритмов литературоведческого анализа текстов, моделировать их художественный мир;

24) совершенствование умений по написанию учебных письменных работ, посвященных проблемам, темам и художественным особенностям изучаемых произведений.

4. В соответствии с ГОСО объем учебной нагрузки по предмету «Русская литература» составляет: в 10 классе 2 часа в неделю, общее количество – 68 часов; в 11 классе 3 часа в неделю, общее количество – 102 часа.

5. В процессе обучения реализуются межпредметные связи:

1) «Русский язык» (отрабатываются умения и навыки культуры устной и письменной речи, используемые затем учащимися на занятиях литературы);

2) «Казахская литература» (проведение интегрированных уроков по некоторым темам плодотворно и помогает учащимся воспринимать национальные литературы в единстве проблематики и литературного процесса);

3) «Искусство» (постижение языка разных видов искусства (музыка, живопись и др.) позволит учащемуся более глубоко и тонко ощутить эстетику словесного произведения);

4) «Всемирная история», «Человек, общество, право» (позволит обучающимся ориентироваться в исторических событиях, философских идеях, социально-правовых, психологических, этических взаимоотношениях, общей атмосфере, описываемых в литературном тексте);

5) «Самопознание» (осознание психологии литературных героев, понимание причин их поступков способствует повышению уровня осознанности, закладывает основы миропонимания обучающихся).

6. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и задают систему итоговых результатов обучения, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.

 

Базовое содержание учебного предмета в 10 классе

7. На изучение курса выделено 68 часов, из них на: вводные уроки и заключение – 2 часа, изучение произведений – 54 часа; уроки по развитию речи – 8 часов, уроки внеклассного чтения – 4 часа.

8. Содержание курса «Русская литература» в 10 классе включает следующие разделы:

1) «Введение» – 1 час (Литература и ее место в русской культуре. Понятие о границах классического периода русской литературы. Своеобразие русской культуры II половины XIX века. Общая характеристика литературного процесса. Состояние русской прозы, поэзии и драматургии. Ведущая роль романа в жанровой системе. Типологические черты русского романа. Место поэзии в литературе второй половины XIX века. Пути развития русской драматургии от А.Н. Островского до А.П. Чехова и М. Горького. «Золотой век» русской литературы и мировая классика. Современное прочтение и новые интерпретации классики. Критерий злободневности и актуальности);

теория литературы (Понятия «автор» и «читатель». Личность автора в мемуарах и исследованиях. Автор и литературная среда. Формы авторского присутствия в разных жанрах. Читатель и его активное читательское сознание. Диалог автора и читателя в процессе чтения);

2) «Поэзия середины XIX века» – 1 час (Специфика в сравнении с поэзией «золотого века». Жанровые особенности, направления и стили);

3) «Ф.И. Тютчев» – 2 часа (Этапы жизненного пути. Лирика: «Конь морской», «Цицерон», «Silentium!», «Осенний вечер», «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа…», «День и ночь», «Пошли, господь, свою отраду…», «Два голоса», «О, как убийственно мы любим…», «Волна и дума», «Как весел грохот летних бурь…», «Она сидела на полу…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Природа – сфинкс…» (по выбору учителя). Понятие философской лирики. Человек и мир в художественной концепции поэта. Образ лирического героя. Мотив одиночества и рока. Символичность образов поэзии. «Silentium!» как поэтический манифест лирики. Поэтика контраста. Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Поэтическая картина мира и пантеистические мотивы в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Природа – сфинкс…». Характер любовной лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в «Денисьевском цикле». Ф.И. Тютчев в оценках современников, поэтов и писателей ХХ века. Тютчевская традиция в русской поэзии. Поэзия Ф.И. Тютчева и современность);

4) «А.А. Фет» – 2 часа (Судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики: «Поэтам», «Я пришел к тебе с приветом…», «Весенний дождь», «Майская ночь», «У камина», «Чудная картина…», «Восточный мотив», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шепот, робкое дыханье…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «На заре ты ее не буди» (по выбору учителя). «Мир как красота» в поэзии А.А. Фета. Поэтика времени: миг и вечность. Поэтические манифесты: «Увы, как беден наш язык», «Поделись живыми снами…», «Псевдопоэту». Роль художественной детали, символика, черты импрессионизма. Язык ассоциаций, синкретизм образов. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике. А.А. Фет глазами современников. Его поэзия в оценках поэтов и литературоведов ХХ в.);

теория литературы (Лирические жанры: ода, элегия, дружеское послание, сонет, подражание, пародия и др. Лирическое стихотворение как ведущая форма поэтического текста);

5) «Н.А. Некрасов» – 3 часа (Жизнь поэта и гражданина. Основные мотивы лирики: «Современная ода», «В дороге», «Колыбельная песня», «Перед дождем», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «На улице» (1. Вор. 2. Проводы. 3. Гробок), «Мы с тобой бестолковые люди…», «Влас», «Забытая деревня», «Внимая ужасам войны…», «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «Плач детей», «В полном разгаре страда деревенская…», «Поэту (Памяти Шиллера)», «Сеятелям» (по выбору учителя). Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова: «Рыцарь на час», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» (по выбору учителя); «Кому на Руси жить хорошо» (обзор). Крестьянские поэмы (общая характеристика). Место поэта в литературном процессе. Расширение сферы поэтического, изображение трагизма повседневности, демократизм, внимание к социальным темам. Сатирические стихи. Идея гражданственности и народности в лирике. Тема поэта и поэзии. Образ Музы. Своеобразие лирического героя («Мне борьба мешала быть поэтом, песня мне мешала быть борцом»). Покаянная лирика. Крестьянский мир, концепция народного характера. Тема города. «Панаевский» цикл и его соотнесенность с «денисьевским» циклом Ф.И. Тютчева. Трансформация традиционных жанров: оды, элегии, баллады, песни. Новаторство поэта в области стихотворной техники (ритмико-интонационное своеобразие, метрика, рифма, строфика). Поэма «Мороз, Красный нос». Фольклоризм поэмы. Образы-персонажи, поэтика их воссоздания (портрет, речевая характеристика и др.). Социально-бытовая реальность и волшебно-сказочная фантастика. Лирическое и трагическое в поэме. Мотив сна. Проблема истолкования финала. Творческая история незавершенной поэмы «Кому на Руси жить хорошо», ее идейно-художественное своеобразие (поиски народного счастья через преодоление проблем и противоречий российской действительности; изменение народного сознания; фольклорные традиции; жанровое своеобразие, особенности сюжета и композиции). Фрагменты поэмы: Пролог; «Крестьянка»; «Пир на весь мир». Образы-персонажи. Образ России. Тема деревни, русского крестьянства. Стиль поэзии Н.А. Некрасова. Актуальность идей поэта для нашего времени);

теория литературы (лиро-эпические жанры: басня, баллада, поэма (романтическая, историческая, крестьянская, лиро-эпическая, сатирическая));

6) «А.Н. Островский» – 3 часа (Личность и творчество писателя. «Гроза», «Бесприданница». Н.А. Островский и русский театр. Жанры и темы его драматургии. Пьесы А.Н.Островского как «драмы жизни». «Колумб Замоскворечья». «Темное царство» в изображении драматурга. Самодурство как социально-психологическое явление. «Гроза» – новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт. Катерина как трагическая героиня. Искусство диалога и монолога, речевая характеристика. Сюжетно-композиционные принципы, эпичность и динамика действия; пространственно-временные отношения; пейзаж, символика; народно-песенная основа. Полемика о «Грозе» (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев). Тема бедной девушки в пьесе «Бесприданница». Развитие темы гибели красоты при столкновении с миром корысти. Мотивы искушения, блеска, одиночества в драме. Конфликт и трагический финал драмы. Функции внутренних монологов, пейзажа и музыки в обрисовке героини. Система образов-персонажей. Образ Паратова. Бунт «маленького человека» Карандышева. Образы буржуазных дельцов Кнурова и Вожеватова. Психологический анализ. Эволюция женского образа у Островского (Катерина, Лариса). Современные интерпретации пьес «Гроза» и «Бесприданница» в театре и кино. Актуальные аспекты пьес А.Н. Островского в современной жизни);

теория литературы (драматические жанры: комедия, трагедия, драма, водевиль, мелодрама, пьеса);

7) «Н.С. Лесков» – 3 часа (Творческая индивидуальность писателя. «Леди Макбет Мценского уезда», «Жемчужное ожерелье», «Тупейный художник». Самобытная личность писателя в оценках современников. «Леди Макбет…»: купеческая тема и образы повести. Поэтика заглавия. У. Шекспир. «Макбет» (фрагменты). Тема «преступления и наказания». Особенности организации повествования в рассказах «Жемчужное ожерелье», «Тупейный художник». История несчастной любви. Жанр святочного рассказа. Трагические образы и своеобразие стиля прозы писателя. Этические принципы героев Н.С. Лескова и современность);

8) «Ф.М. Достоевский» – 6 часов (Биографические сведения и личность писателя. «Преступление и наказание» (главы). Этапы творческого пути. Каторга в судьбе писателя. Роман «Преступление и наказание». Философия и идейно-нравственная проблематика романа. Теория Раскольникова и ее опровержение в романе. Тематическая композиция. Система образов. Образ Петербурга. Раскольников и его двойники (Свидригайлов, Лужин, Лебезятников). Истоки и мотивы преступления героя (социальные, психологические, идеологические). Функции снов Раскольникова и Свидригайлова. Литературные источники и реминисценции в романе. Тема наказания и ее воплощение в поэтике романа. Раскольников и его антиподы (Соня Мармеладова, Порфирий Петрович). Христианские мотивы в романе. Идея страдания и очищения. Особенности психологизма. Художественное время и пространство в романе. Роль эпилога в этико-философской концепции романа. Достоевский в оценках современников; критика о нем. Философы (В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.) и писатели ХХ века (Г. Гессе, А. Жид, Т. Манн, Р. Акутагава, А. Солженицын) о Ф.М. Достоевском. Влияние писателя на культуру и искусство ХХ в. Ф.М. Достоевский и жанр детектива и криминального романа. Пророческие откровения писателя о человеке, судьбе России и цивилизации. Ф.М. Достоевский в современном мире);

теория литературы (Этико-философские взгляды писателя и их воплощение в художественном творчестве. Проблема добра и зла, преступления и наказания, эгоизма и альтруизма, счастья, любви, долга);

9) «М.Е. Салтыков-Щедрин» – 3 часа (Биографические сведения. «История одного города» (фрагменты), «Господа Головлевы» (главы). Личность писателя в оценках современников. Тема России в его творчестве. От «Истории одного города» к «Господам Головлевым». Семейная тема в романе «Господа Головлевы». Социальный и нравственный аспекты в изображении дворянской семьи. Система образов-персонажей: библейские и литературные истоки. Три поколения семьи Головлевых. Образ Иудушки, лицемерие, скупость, предательство как главные черты его характера. Принципы создания образов-персонажей. Библейские и литературные истоки образов-персонажей. Сюжет романа как история вырождения семьи. Трактовка финала. Комическое и трагическое в «Господах Головлевых». Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Художественное мастерство писателя. Социальное, злободневное и общечеловеческое в его творчестве. Щедринские типы в современной жизни);

10) «Л.Н. Толстой» – 9 часов (Личность писателя. Основные этапы творческого пути. «Севастопольские рассказы»; роман «Война и мир» (главы). «Севастопольские рассказы». Военный опыт писателя, его участие в обороне Севастополя. Принципы изображения войны: проблема истинного и ложного патриотизма, утверждение духовного начала в человеке, обличение жестокости войны. История создания романа «Война и мир». Многоплановость тематики и проблематики. Жанровое своеобразие. Система образов. Центральные образы-персонажи романа. «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Тема любви в романе. Значение женских образов. Наташа Ростова как идеал писателя. «Мысль народная» в романе. Картины мира и войны. Многоплановость категорий «мир» и «война» в романе. Народ и личность в структуре романа-эпопеи. Значение образа Платона Каратаева. Художественные образы и их исторические прототипы. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Развенчание идей наполеонизма. Осуждение войны в романе. Патриотическое звучание романа-эпопеи. Образы солдат и офицеров, их героизм. Картины жизни русского дворянства в романе. Петербург и Москва. Высший свет и патриархальное московское дворянство. Тема семейного счастья. Философия жизни и философия истории в романе. Мастерство Л.Н. Толстого-романиста. «Диалектика души» человека в произведении писателя. Внутренний монолог как средство характеристики героя. Поэтика портретной детали. Художественное пространство. Место пейзажных зарисовок в композиции романа. Организация художественного времени. Виды времени: историческое, личное, бытовое. Особенности стиля прозаика. Приемы контраста, остранения, скрытой иронии. Тенденциозность писателя. Публицистика писателя: «Не убий!», «Не могу молчать». Писатели и мыслители ХХ века о Л.Н. Толстом (И. Бунин, М. Ганди, Р. Роллан и др.). Толстой и идеи пацифизма, гуманизма и «непротивления злу» в современном мире. Влияние писателя на искусство ХХ века (театр, кино, балет, музыка, живопись). Идеалы семейной жизни, любви, счастья в понимании Л.Н. Толстого и в нашем представлении);

теория литературы (Жанровая система русской литературы второй половины XIX века. Расцвет прозы. Русский роман и его разновидности. Жанровые особенности русской драматургии. Своеобразие поэзии середины и конца XIX века и начала ХХ века. Жанры русской критики);

11) «А.П. Чехов» – 6 часов (Личность и творчество писателя. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6» (по выбору учителя); пьесы «Чайка» или «Вишневый сад» (по выбору учителя). Эволюция прозы: от Чехонте к Чехову. Жанровое своеобразие. Основные темы и образы. Русская интеллигенция в изображении А.П. Чехова. Трагизм обыденной жизни. Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя («Ионыч»). Проблема нравственной ответственности. Сюжетное мастерство. Поэтика художественной детали. Пейзаж. Портрет. Возможность неоднозначных интерпретаций сюжетных развязок и образов. Своеобразие стиля и прозы зрелого А.П. Чехова. Чеховские рассказы и новеллы Ги де Мопассана и О. Генри («Ожерелье», «Дары волхвов»). Проза А.П. Чехова в оценках писателей XIX и ХХ веков (Л.Н. Толстой, А.И. Куприн, М. Горький, И.А. Бунин, В. Набоков и др.). Чеховские традиции в русской прозе ХХ в. (И.А. Бунин, В.В. Набоков, Ю. Казаков, С. Довлатов) и на языке других искусств. Эволюция драматургии писателя. Новаторство Чехова-драматурга: ослабленность внешнего действия, внутренние психологическое конфликты, значение подтекста, роль ремарок и художественных деталей. Драматургия А.П. Чехова как итог развития русской драматургии XIX века: от психологической драмы Н.А. Островского к А.П. Чехову. «Лес» А.Н. Островского и «Вишневый сад» А.П. Чехова. А.П. Чехов и западноевропейская драматургия его времени (М. Метерлинк, Г. Ибсен и др.). Жанровое своеобразие пьес. Поэтика: особенности сюжета и конфликта; подтекст; реальная символика; ремарки. Типология образов-персонажей. «Чайка». Тематическая композиция. Тема искусства. Любовная коллизия. Система образов-персонажей. Парные образы в пьесе: Аркадина – Тригорин, Заречная – Треплев и др. Судьба актрисы в пьесе и соотнесенность ее с судьбами актрис в произведениях предшественников (А.И. Герцен, А.Н. Островский) и драматургии ХХ века. Лирико-символический подтекст и интерпретация содержания пьесы. Интерпретация развязки. Жанровое своеобразие. Социальное и вечное. «Вишневый сад» – последняя пьеса драматурга. Трагическое, драматическое и комическое в пьесе. Жанровые и сюжетные особенности. Эмоциональный смысл финала, значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Неодназначные прочтения пьесы критикой. Чеховская драматургия в восприятии искусства ХХ века (в т.ч. драматургии). Мировое значение творчества А.П. Чехова в культуре ХХ века. Комические, грустные и трагические стороны человеческой жизни в прозе и драматургии писателя. Чеховские герои через сто лет. А.П. Чехов и современность);

теория литературы (актуальные темы и конфликты русской действительности, конкретно-историческое в художественной картине мира);

12) «В.М. Гаршин» – 1 час («Красный цветок». Личность писателя. Жанровое своеобразие прозы. Черты романтизма и символика. Тема безумия в русской литературе (от А.С. Пушкина до А.П. Чехова) и в творчестве В.М. Гаршина. Образ сумасшедшего дома в литературе ХХ века (обзор – по выбору учителя): К. Кизи, «Полет над гнездом кукушки»; В. Пелевин. «Чапаев и Пустота»; В. Высоцкий. «Письмо с Канатчиковой дачи»);

13) «А.И. Куприн» – 2 часа (Творчество и судьба писателя. «Гранатовый браслет», «Поединок». Личность писателя в воспоминаниях современников. Основные темы и жанры. Поэтика сюжета. Проблема идеала в эстетике писателя. Смысл названия рассказа и значение эпиграфа в понимании авторской позиции. Роль образов-символов в художественном мире произведения. Герой и антигерой. Пороки армейско-офицерского мира в повести «Поединок». Женские образы. Стиль прозы А.И. Куприна. Любовь в произведениях прозаика и ее восприятие современным читателем);

14) «И.А. Бунин» – 3 часа (Личность и судьба писателя. Рассказы из цикла «Темные аллеи»: «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи» (или другой рассказ по выбору учителя); лирика: «К Востоку», «Зейнаб», «Магомед в изгнании», «Черный камень Каабы», «Одиночество», «Айя-София», «Мы встретились случайно на углу…», «Тонет солнце, рдяным углем тонет…». Традиции и новаторство в прозе И.А. Бунина. Поэтика художественной прозы. Мастерство портрета. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Искусство композиции. «Горечь» и «сладость» любви в изображении И.А. Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Смысл названия, основная проблематика. Роль христианской и языческой символики в художественном мире новеллы. Философская концепция мира и человека. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Философичность лирики. Лирический герой поэта и его мировосприятие. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Тема Востока. Образ и судьба России («Окаянные дни»). Место И.А. Бунина в истории русской литературы ХХ века. Его поэзия на фоне литературного модернизма. Писатель в воспоминаниях и оценках коллег. Человек в художественной прозе И.А. Бунина и современный читатель);

теория литературы (Поэтика романа, драмы и лирики. Организация художественного пространства и времени. Углубление представлений об образе-персонаже. Система образов-персонажей в творчестве писателя);

15) «М. Горький» – 4 часа (Личность и судьба писателя. Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш», «Супруги Орловы», «Рождение человека» (по выбору учителя); пьеса «На дне». Жанр классического рассказа в прозе Горького. Романтический пафос раннего творчества. Человек в художественной концепции Горького (рассказ «Рождение человека»). Романтический пафос раннего творчества. Проблематика и поэтика драматургии. Пьеса «На дне» как философская драма. Основные типы. Диалектика характеров и суть споров о правде в пьесе. Значение художественной прозы М. Горького и дальнейшая ее эволюция. М. Горький о писателях (Л.Н. Толстом, А.П. Чехове, А.И. Куприне и др.). Жанр литературного портрета. Современное прочтение творчества М. Горького);

теория литературы (Проблема национального и общечеловеческого в русской литературе. Роль демократической критики в формировании социологического взгляда на художественное произведение);

16) «Л.Н. Андреев» – 1 час (Личность писателя и его творческая позиция. По выбору учителя: «Иуда Искариот», «Жизнь Человека» (отрывки). Традиции русской классики. Андреев как классик и модернист. Вечные вопросы бытия в творчестве писателя. Тема смертной казни и предательства. Евангельские мотивы. Образ Иуды в повести. Тема предательства. Тема насилия и идеи пацифизма. Эстетические принципы драматургии («Жизнь Человека»). Актуальность творчества Л.Н. Андреева в современном мире);

теория литературы (Углубление представлений о композиционной организации художественного текста и сюжете. Предметный мир в поэзии и прозе. Художественная символика);

17) «Серебряный век» русской литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм – 1 час («Серебряный век» как итог развития русской классики и начало нового литературного периода: характеристика литературного процесса, состояние русской прозы, поэзии и драматургии. Трагические судьбы писателей, поэтов, философов «серебряного века». Мировое значение русской литературы XIX века и литературы «серебряного века»);

18) «А.А. Блок – 3 часа (Личность и творческий путь. Лирика: «Незнакомка», «В ресторане», «На железной дороге», «Россия», «Девушка пела в церковном хоре…», «О, я хочу безумно жить…», «О, весна без конца и без краю…», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На поле Куликовом», «Скифы», «Пушкинскому Дому» (по выбору учителя); поэма «Двенадцать». Лирические циклы в поэзии А.А. Блока. Символизм и А.А. Блок. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Новый этап творчества в период революции 1905-1907 гг.: социальные мотивы. Книга «Нечаянная радость». Концепция России: отражение в лирике прошлого, настоящего и будущего. Книга «Родина» – вершина творчества поэта. Мотив «страшного мира» и восприятие революции как очистительной стихии. Поэма «Двенадцать», интерпретация ее идей и образов современниками, критиками, литературоведами. Тема революции в творческой биографии поэта. Особенности поэтики А.А. Блока, его место в истории русской поэзии. А. Блок в воспоминаниях современников, его образ в поэзии ХХ века (А. Белый, А. Ахматова, М. Цветаева и др.));

теория литературы (Понятие об эстетике и этике. Эстетические категории в литературе: трагическое, комическое, трагикомическое, идеальное, прекрасное, безобразное);

19) «Н.С. Гумилев» – 1 час (Поэт, воин, путешественник. Трагическая судьба поэта. Лирика: «Я конквистадор в панцире железном…», «Я и Вы», «Она», «К синей звезде», «Он поклялся в строгом храме…», «Капитаны», «Пьяный дервиш», «Волшебная скрипка», новелла «Последний придворный поэт» (по выбору учителя). Романтический герой его поэзии. Культурные имена, понятия. Нерасторжимая связь человека и природы. Яркий экзотический мир Востока. Философия природы. Пейзажная атрибутика. Особенности любовной лирики. Поэтические размышления о поэзии, искусстве. Стихотворные книги «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга» и др.);

теория литературы (Понятие об индивидуальном стиле писателя. «Свое» и «чужое» в художественном тексте);

20) «Заключение» – 1 час (Модернизм и реализм. Декаданс как идеологическое явление эпохи. Революция и раскол русской литературы в начале ХХ века. Наследие русской классики в русскоязычной и мировой культуре ХХ века. Актуализация и проблема востребованности классики читателями ХХI века);

теория литературы (Особенности символизма и акмеизма. Вечные темы, мотивы и образы в русской поэзии, прозе, драматургии);

9. Список произведений для заучивания наизусть:

1) Ф.И. Тютчев. 2 стихотворения по выбору учащихся;

2) А.А. Фет. 2 стихотворения по выбору учащихся;

3) Н.А. Некрасов. 2 стихотворения по выбору учащихся;

4) И.А. Бунин. 2 стихотворения по выбору учащихся;

5) А.А. Блок. 2 стихотворения по выбору учащихся;

6) Н.С. Гумилев. 2 стихотворения по выбору учащихся.

10. Рекомендуемый список для дополнительного чтения:

1) Ф.И. Тютчев. «Я очи знал, – о, эти очи!..», «Волна и дума», «Нам не дано предугадать…», «В часы, когда бывает…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Последняя любовь», «Я встретил вас – и все былое…», «Бывают роковые дни…» и др.;

2) А.А. Фет. «Бал», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Нет, не жди ты песни страстной…», «Как ярко полная луна…», «Чем тоске, и не знаю, помочь…», «Какая грусть! Конец аллеи…», «В дымке-невидимке…», «Сад весь в цвету…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» и др.

3) А.К. Толстой. «Коль любить, так без рассудку…», «Средь шумного бала, случайно…», «Колодники», «Острою секирой ранена береза…», «Когда кругом безмолвен лес дремучий…», «Как здесь хорошо и приятно…», «Дробится, и плещет, и брызжет волна…», «Не пенится море, не плещет волна…», «Пусть тот, чья честь не без укора…», «Сватовство», «Илья Муромец» и др. Козьма Прутков. «Юнкер Шмидт», «Желания поэта», «Я встал однажды рано утром…» и др.

4) Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Блажен незлобивый поэт…», «Душно! без счастья и воли…», «Мать» и др. А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Горячее сердце», «Лес», «Таланты и поклонники».

5) В. Крестовский. «Петербургские трущобы». М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (полностью). Ф.М. Достоевский. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы».

6) Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Холстомер», «Воскресение». А.П. Чехов. «Скучная история», «Попрыгунья», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Душечка», «Три сестры»;

7) А.И. Куприн. «Жидкое солнце», «Штабс-капитан Рыбников»;

8) И.А. Бунин. «Окаянные дни», сб. «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева»;

9) Л.Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского», «Тьма», «Царь Голод»;

10) М. Горький. «Мальва», «Фома Гордеев», «Сказки об Италии»;

11) Д.С. Мережковский. Итальянские новеллы;

12) В.Я. Брюсов. «Огненный ангел»;

13) А. Белый. «Пепел», «Петербург»;

14) И. Одоевцева. «На берегах Невы»;

15) Б. Зайцев. «Голубая звезда»;

16) произведения зарубежной литературы:

Стендаль. «Красное и черное»;

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»;

О. Бальзак. «Евгения Гранде»;

Ги де Мопассан. «Ожерелье», «Пышка»;

Э. Сю. «Парижские тайны»;

М. Рид. «Всадник без головы»;

Г. Флобер. «Мадам Бовари»;

Э. Золя. «Дамское счастье»;

Ч. Диккенс. «Дэвид Копперфильд»;

Г. Ибсен. «Пер Гюнт»;

М. Метерлинк. «Синяя птица», «Слепые»;

С. Цвейг. «Шахматная новелла», «Амок»;

Р. Роллан. «Очарованная душа»;

Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион»;

Т. Драйзер «Американская трагедия»;

Р. Акутагава. «Ворота Расемон», «Муки ада»;

Т. Уильямс. «Стеклянный зверинец»;

А. Кристи. «Десять негритят», «Убийство в Восточном экспрессе».

 

Базовое содержание учебного предмета в 11 классе

 

11. На изучение курса выделено 102 часа, из них на: введение и заключение – 2 часа, изучение произведений –78 часов, уроки по развитию речи –12 часов, уроки по внеклассному чтению –7 часов.

12. Содержание курса «Русская литература» в 11 классе включает следующие разделы:

1) «Русская литература ХХ века после 1917 года и начала ХХI века: Писатель и время», «Введение» – 1 час (Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Историко-литературное обоснование основных периодов: 1) революция и литература (1917-1929) – переход от литературы XIX века и века «серебряного» к советскому периоду, литература в условиях нового, советского тоталитаризма; 2) художник и тоталитарная власть (1930-е – середина 1950-х гг.) – начало «большого террора», искаженный характер литературного процесса – легальная и запрещенная литература; 3) приспособление советских ценностей к общечеловеческим (1956 – конец 1980-х гг.) – «потепление» и новое «похолодание» общественно-политического климата в СССР, литературно-идеологическое диссидентство, традиция «эзопова» способа художественного выражения правды; 4) неодекаданс, или постмодернизм в условиях краха советского тоталитаризма (1990-е гг.). Переходный этап от классической литературы к литературе нового столетия, ознаменованной революциями, войнами, нарастанием «большого террора» в процессе укрепления тоталитаризма в СССР. Противостояние литературного процесса режиму большевиков с постепенным уходом в «подполье» запрещенной литературы и доминированием «разрешенной» литературы соцреализма. Литературно-идеологическая борьба 20-х гг., начало «огосударствления», политизации литературы);

2) «Революция и литература М. Горький» – 2 часа («Несвоевременные мысли». Творчество М. Горького в советский период. Горький как антибуревестник: отношение к Октябрьской революции, большевикам и В. Ленину. Проблема духовного становления и «самостояния» личности в истории – в автобиографических произведениях и литературных портретах. «Жизнь Клима Самгина» (обзор) – духовное завещание писателя. Самгин и самгинщина как социально-психологический феномен русского революционного сорокалетия, деградация буржуазного либерализма. Своеобразие композиции и жанра романа: эпопейность, синтез житийной «повести», исторической хроники, романа «воспитания личности». Современное восприятие романа (новые литературоведческие работы, телеэкранизация). Новые материалы о судьбе М. Горького в советское время);

теория литературы (Углубление понятий «роман-эпопея», «историческая хроника», «роман воспитания личности». Автор и герой в мемуарной и художественной прозе);

3) «В.В. Маяковский» – 2 часа (Лирика: «Ода революции», «Приказ по армии искусств», «Рабочим Курска», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой»; поэмы: «В.И. Ленин», «Хорошо!» (обзор); комедия «Баня» (обзор). Отношение В.В. Маяковского к революции и Советской власти: от романтической идеализации к патетико-сатирическому диалогу со временем. «Мутация» политического голоса после Октября: освоение новых жанров, искусств, их социализация (героико-политический театр, кино, «Окна РОСТА»), усиление лирической искренности и сатиры. Тема Человека-Поэта-Гражданина «повсеместного» сердца. Идеализация революции, вождя и Советской власти в «парных» поэмах «В.И. Ленин» и «Хорошо!». Плакатность и патетико-сатирическая тенденциозность, лирическая присяга автора на верность Ленину и партии как детски чистая и наивная вера в справедливость и человечность советского «революционного потопа». «Баня» как сатира на партийную бюрократию. Эволюция поэта от «хорошо» к «плохо». Символический характер ухода в «мир иной», в противоречии с поэтической декларацией «жизнь прекрасна и удивительна». Новое о В.В. Маяковском после падения советского тоталитаризма);

теория литературы (Литература и социальный заказ в эпоху 20-х гг., эволюция теории социального заказа);

4) «А.А. Ахматова» – 3 часа (Лирика: «Сжала я руки под темной вуалью…», «Столько просьб у любимой всегда…», «На шее мелких четок ряд…», Мне голос был, он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Клевета», «Муза», «И упало каменное слово…», «Родная земля», «Творчество» (по выбору учителя); поэма «Реквием». Предельная искусность и высокая духовность лирики А.Ахматовой. Традиции русской классической поэзии и акмеизм в ее творчестве. Трагедийность мироощущения и внутреннее мужество ахматовской поэзии. Эволюция образа лирической героини – женщины трагической эпохи, поэта, противостоящего тоталитаризму и вдохновляющего современника на духовную стойкость. Эпическая тема малой (личной) и большой истории в «Реквиеме», слияние судьбы поэта с судьбой народа);

5) «М.И. Цветаева» – 2 часа (Лирика: «Кошки», «Идешь на меня похожий...», «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Ахматовой», «Вчера еще в глаза глядел...», «Скоро уж из ласточек - в колдуньи!..», «Поэт - издалека заводит речь...», «Попытка ревности», «Мой письменный верный стол!..», «Вскрыла жилы: неостановимо...», «Тоска по родине! Давно...» и др. (по выбору учителя). Драматизм творческой судьбы. Мотивы лирики: «поэт и поэзия», «любовь - смерть», «разрыв», «время и вечность», «рождение - смерть», «одиночество», «ученичество». Концепция времени, современности и истории, человека и природы. Мифопоэтическое содержание поэзии; фольклоризмы и фольклорные имитации. Особенности языка и стиля, жанровые формы и стих. Проблема цикла. Поэзия М.И. Цветаевой и современное искусство (кино, эстрада и др.));

6) «Б.Л. Пастернак» – 6 часов (Лирика: «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…», «Плачущий сад», «Определение поэзии», «Весна, я с улицы…», «Осень», «Август» (из романа «Доктор Живаго»), «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»; главы из романа «Доктор Живаго». Своеобразие художественного мироощущения поэта: природа и социальная революция – проявление могучего напора жизни, всемерного возмездия и справедливости. Образ поэзии-губки, растворение, слияние поэта с мирозданием, назначение поэта, искусства – не исказить истинного голоса жизни во всей ее природной и общественной целостности. Суть «второго рождения» художника: «неслыханная простота», верность своему художественному предназначению, творческая независимость от власти. Творческая история «Доктора Живаго» как характерный советский пример подавления творческой свободы художника. Роман-повествование о судьбах интеллигенции в годы катастрофических социальных потрясений русской истории начала 1900-х – конца 1920-х гг., исповедь большого художника и гражданина, разоблачающего «историческую порчу времени» в эпоху советского тоталитаризма. Христианские идеалы писателя. Современное восприятие творчества Б.Л. Пастернака по книгам и фильмам);

теория литературы (Лирика, особенности стихотворной речи);

7) «Е.И. Замятин» – 2 часа («Мы» (главы). Краткий очерк жизни и творчества. Гражданское и художественное еретичество писателя. Восприятие социального заказа как необходимость говорить правду о своем времени. Творческая история «Мы» как «возвращенного» произведения. Жанровые особенности: антиутопия, политический памфлет на крепнущий советский тоталитаризм. Западные преемники Е. Замятина – О. Хаксли («О, этот новый мир»), Дж. Оруэлл («1984»), А. Кестлер («Слепящая тьма»));

теория литературы (понятия «антиутопия» и «памфлет»);

8) «М.А. Булгаков» – 6 часов (Творческая биография. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» (главы). Сатирические повести 20-х гг.: антиприродная и антисоциальная суть советской евгеники (создание «нового человека»), отрицание нового мира и революции, фантасмагория советской действительности. Основные мотивы творчества: дом как залог мира и согласия, дьяволиада социального бытия, противостояние, антагонизм творческой личности и власти. Синтез этих мотивов в романе «Мастер и Маргарита», его жанровое своеобразие. Современные рецепции творчества М.А. Булгакова, особенно его «запрещенных» произведений (театр, кино и т.п.));

9) «С.А. Есенин» – 3 часа (Лирика: «Край любимый…», «Устал я жить в родном краю…», «Небесный барабанщик», «Я последний поэт деревни…», «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья», «Я усталым таким еще не был…», «Русь», «Русь советская», «Письмо к женщине», «Письмо матери»; поэма «Анна Снегина». Основные этапы творческого пути. Лирика как исповедь человека переходной эпохи. Родина и революция, ожидание крестьянского патриархально-общинного рая – Ионии. Разочарование в большевистском социализме. Мотивы кабацкой горечи, покаяния, бунта, одиночества и предчувствия близкого конца. Стремление найти компромисс с новой жизнью и его крах: «Отдам всю душу Октябрю и Маю, / Но только лиры милой не отдам». Ощущение своего единства с народом в результате революционных преобразований города и деревни. Поэма «Анна Снегина» – горькое свидетельство социально-духовного одиночества поэта в новое время. Поэзия С.А. Есенина сегодня);

теория литературы (метр и ритм, их взаимодействие);

10) «Художник и тоталитарная власть. Гуманистическая миссия русской литературы в эпоху сталинизма» – 1 час (Политическая обстановка «большого террора», Великой Отечественной войны, полная сталинская «коллективизация» общественного сознания и культуры, мартиролог писательских жертв, двойственный, искаженный характер литературного процесса (легальная и запрещенная литература). Соцреализм как эстетика советского тоталитаризма. А.Н. Толстой (3 часа). Основные этапы творческой биографии. Главы из романов «Хождение по мукам» и «Петр I». Цель литературы, по А.Н. Толстому, – «чувственное познание Большого человека». Тема интеллигенции и революции, «потерянной и обретенной родины» в «Хождении по мукам». Творческая история романа «Петр I»: преодоление символистского нигилизма во имя пушкинского историзма в оценке Петра. Образ Петра – царя-работника и созидателя, со «всеми пятнами на его камзоле». Некоторые черты его идеализации под влиянием культа личности: преувеличение демократизма Петра, его близости к народу. Современные интерпретации творчества А.Н. Толстого (исследования, экранизации));

теория литературы (углубление понятия об историческом романе);

11) «О.Э. Мандельштам» – 1 час (Высокие художественные искания и трагизм творческой биографии поэта. Лирика: «Я должен жить, хоть дважды умер…», «Камень», «Воронежские тетради», «Tristiа». Особенности мандельштамовского акмеизма: поэтизация «грубой, тяжелой» действительности сквозь призму разнообразных культурно-эстетических традиций (мифология, эллинизм, средневековье, классицизм). Нарастающее ощущение трагичности истории, предчувствие близких катастроф («Камень»). «Tristiа» – «спуск в инфернальный мир роковых страстей, ведущих к смерти, в мир разрушительной революции, воспоминаний» (Н. Струве). «Воронежские тетради» как драматичный диалог с властью, мотив спасительности поэзии. Современные прочтения поэзии О.Э. Мандельштама);

12) «М.М. Зощенко» – 1 час (Драматизм творческой биографии писателя. Рассказы «Исповедь», «Аристократка», «Любовь», «Рыбья самка», «Волокита», разделы из «Голубой книги» (деньги, любовь) (по выбору учителя). Отношение к революции, классической литературе и задачам писателя в советское время. Стремление писать для нового читателя на его же языке. Автор и герой в рассказах 20-х гг.: гоголевская традиция юмора и сатиры, внутреннее авторское пародирование героя и рассказчика. Реакция писателя на запрещение сатиры в советском искусстве. Учительская, гуманистически просветительская роль художника – главный творческий пафос позднего М.М. Зощенко. Современное восприятие его творчества);

теория литературы (жанр сатирической новеллы);

13) «А.П. Платонов» – 2 часа (Рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар», «Такыр», «Песчаная учительница», «Фро», «Афродита», «В прекрасном и яростном мире», «Семья Иванова» (по выбору учителя); «Котлован» (обзор). Творческая биография А.П. Платонова – характерный пример непреднамеренного расхождения писателя с революцией и Советской властью и невозможности взаимопонимания. Рассказы конца 20-х – 40-х гг. – стремление писателя сказать правду, необходимую и полезную революции. Конфликт с советской тоталитарной демагогией в плане нравственно-духовной переделки «человеческого материала», коллективизации («Усомнившийся Макар», «Котлован»), в плане понимания внутренней сути – судьбы и характера – советского человека («Семья Иванова»). Поэтика автора – уникальный пример самобытности художественного мироощущения и соответствующего ему стиля. Философские истоки и традиции платоновской поэтики. Современное прочтение текстов А.П. Платонова);

14) «Н.А. Заболоцкий» – 1 час (Лирика: «Я не ищу гармонии в природе…», «Начало зимы», «Ночной сад», «Все, что было в душе…», «Вчера, о смерти размышляя…», «Бетховен», «Завещание», «Жена», «Читая стихи», «Сквозь волшебный прибор Левенгука…», «Некрасивая девочка», «Признание», «На закате», «Не позволяй душе лениться…» (по выбору). Н.А. Заболоцкий как натурфилософский поэт. Своеобразие его «наукообразного» художественного мышления, стимулированного идеями А. Эйнштейна, Н. Федорова, К. Циолковского, К. Тимирязева, В. Вернадского. Нравственно-этические искания в лирике природы, человеческого духа и бытия, разума и чувства. Поэтизация глубинных, внешне неприметных проявлений живой жизни, добра, красоты – с точки зрения народного умения мыслить «всей своей душевной природой» («Ходоки»). Современное восприятие поэзии Н.А. Заболоцкого);

15) «М.А. Шолохов» – 7 часов (Биография писателя. «Донские рассказы» (отрывки); главы из романа «Тихий Дон». Трагизм классового раскола в гражданской войне – сквозная тема «Донских рассказов» и «Тихого Дона». Изображение гражданской войны в романе со стороны белых, стремление писателя к исторической правде и объективности. Современные концепции образа Мелехова – «отщепенство», «историческое заблуждение», проблема обоюдной ответственности истории и личности в судьбе Григория. Многоплановое раскрытие представителей «середняцкого крестьянства» – донского казачества, развенчание традиционного взгляда на казачество как на реакционную силу, опору самодержавия. Драматизм, внутренняя и внешняя красота «двухмужней» Аксиньи. Проблема авторства «Тихого Дона». Новые материалы о писателе»);

16) «А.Т. Твардовский» – 3 часа (Лирика: «Две строчки», «Перед войной, как будто в знак беды…», «Я убит подо Ржевом…», «В тот день, когда окончилась война…», «Жестокая память», «Из лирики этих лет. 1959-1967» (по выбору учителя, например: «Береза», «Я знаю, никакой моей вины…» и др.); поэмы «Страна Муравия», «Дом у дороги», «Василий Теркин» (обзор). Драматизм биографии. Философско-эпический характер поэзии, стремление к художественному осмыслению переломных этапов в истории страны (коллективизация, война, падение культа личности, оттепель 60-х гг.). Основные мотивы лирики: родной дом, дорога, жизненная судьба человека, круговорот человеческого и природного бытия, человек и война, ответственность за все происходящее с народом и страной. «Василий Теркин» – народная книга о жестокой войне, об испытании человека на человечность. Теркин - русский национальный характер, носитель и защитник «правды сущей», добра и народного исторического оптимизма. Второе рождение Теркина – поэма «Теркин на том свете» (1963). Новое об А.Т. Твардовском);

теория литературы (понятие «медитативной лирики»);

17) «Литература русского зарубежья первой волны» (обзор) – 2 часа («Первая волна», возникшая сразу после Октябрьской революции. Писатели и поэты старшего поколения: И.А. Бунин («Жизнь Арсеньева», «Окаянные дни»), Д.С. Мережковский, И.С. Шмелев («Солнце мертвых»), А.М. Ремизов («Взвихренная Русь»), И.А. Одоевцева («На берегах Сены»), поэзия З.Н. Гиппиус, Саши Черного, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича и др. Писатели и поэты младшего поколения: Г.И. Газданов («Вечер у Клэр»), Б.Ю. Поплавский и др. Русская эмиграция как явление, оказавшее влияние на развитие литературного процесса на родине и за рубежом. Феномен сохранения первой волной русской эмиграции «России в миниатюре». Неореализм старшего поколения: продолжение традиций русской культуры, сохранение гуманистических тенденций творчества А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Продолжение традиций «серебряного века», идея соборности, слияния человека с миром, обществом, природой, космосом. Утверждение приоритета личности над государством. Неприятие «железного века», «века-волкодава». Тема России, ностальгия по ней. Многожанровость, многостильность эмигрантской литературы первой волны. Новаторские поиски младшего поколения. Универсальные проблемно-тематические компоненты творчества В.В. Набокова (тема «утраченного рая» детства и расставания с родиной, ее культурой и языком; тема драматических отношений между иллюзией и действительностью), феномен стиля писателя. Тема творчества в «Лекциях по русской литературе»);

18) «Приспособление советских ценностей к общечеловеческим (1956 – конец 1980-х гг.). Постепенное разрушение эстетики соцреализма» – 1 час (Динамизация литературного процесса в период хрущевской «оттепели». Литературная стагнация брежневского времени. Расслоение литературы на легальную и нелегальную (запрещенную, задержанную, подпольную, эмигрантскую));

19) «Легальная литература. Военная проза» (обзор) – 2 часа (К. Симонов. «Живые и мертвые»; В. Гроссман. «За правое дело»; Б. Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие…» (главы). Идейно-нравственные ориентиры писателей. Художественные особенности военной прозы);

20) «Молодежная и городская проза» – 1 час (А. Битов. «Такое долгое детство», «Одна страна»; В. Аксенов. «Звездный билет», «Апельсины из Марокко»; Ю. Трифонов. «Обмен», «Другая жизнь» (обзор). Гуманизация литературы. Повышенное внимание к человеческой личности. Жанровые предпочтения: рассказ и повесть);

21) «Ю.П. Казаков» – 1 час (Рассказы «Плачу и рыдаю», «Вон бежит собака», «Адам и Ева», «Двое в декабре», «Северный дневник», «Странник», «На острове» (1-2 по выбору учителя). Личностное, лирическое начало в прозе как следствие постсталинской гуманизации общества. Мотив дороги как синоним свободы, раскрепощения личности. «Синдром нового места» – вычленение героя из привычного, будничного, житейского круга, обнажение его истинной сущности, «обострение ощущения собственной личности». Типизация в герое общечеловеческого, а не социального, классового. Городской человек и природа, пересечение двух дорог – «лесной» и «асфальтовой», дороги и дома. Романтический порыв на Север как возможность испытать себя, осознать себя как личность. Импрессионистичность композиции как отражение множественности миров, открывшихся постсталинской литературе, динамизации общественных процессов. Жанровые особенности рассказов);

теория литературы (углубление понятия «лирическая проза»);

22) «Деревенская проза» – 2 часа (Ф. Абрамов. «Пряслины», «Дом»; В. Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Пастух и пастушка»; В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Пожар» (обзор). Обращение к фольклорным традициям, народному сознанию как способ противостоять «обманной» оттепели);

23) «В.М. Шукшин» – 1 час (Рассказы: «Сельские жители», «Чудик», «Микроскоп», «Охота жить», «Беседы при ясной луне», «Обида», «Критики», «До третьих петухов» (по выбору учителя и учащихся). Лейтмотив прозы – дорога между селом и городом, правдой и подделкой под нее внутри человеческой личности. «Естественный», импульсивный герой как воплощение идеи антидогматизма. Эволюция героя (от «чудика» к «мужику», Стеньке Разину, открытому протесту) как двухэтапный путь России к правде. Эволюция повествовательной манеры: от сказа к открытому авторскому слову. Сказ (эзопов язык) как нейтрализация политики советской власти и выражение «гласа народного». Композиция рассказов: со- и противопоставление характеров; жанровые особенности);

теория литературы (углубление понятия о сказе);

24) «Эстрадная поэзия» – 1 час (Эстрадная поэзия как демократический, массовый вид искусства (Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Окуджава, В. Высоцкий, Б. Ахмадулина, О. Сулейменов.) Ораторский стиль. Обращение к табуированным темам. Лирический герой с публицистическим мышлением. Реабилитация «маленького человека». Эксперименты в области формы, прозаизация стиха. А.А. Вознесенский. Лирика: «Гойя», «Прощание с политехническим», «Тишины!», «Ностальгия по настоящему», «Прорабы духа», «Рублевское шоссе», «Видеомы», «Гадание по книге» и др. Проблемы культуры и цивилизации, материи и духа («миры» и «антимиры»). Изображение явлений, событий, предметов через их внешний вид, форму. Преимущественное внимание к форме стиха. Метафора как внутренний стержень лирики. Романтическая экспрессия, выраженная в панметафоризме. «Архитектурность» поэтических текстов, опыты визуальной, «материальной» поэзии. Нетрадиционные стихотворные размеры (дольник, тактовик), внутренние рифмы, звуковые повторы. Генеральная линия творческого пути: от шестидесятнической публицистики через самодостаточный метафоризм к чистому авангарду);

25) «Поэзия бардов» – 2 часа (Понятие бардовской песни и ее специфика. Тематика песен А. Галича, В. Высоцкого и Б. Окуджавы, В. Долиной и др. Б.Ш. Окуджава. Лирика: «Полночный троллейбус», «Король», «Голубой шарик», «До свидания, мальчики», «Мне нужно на кого-нибудь молиться...», «Март великодушный», «Грузинская песня», «Ваше благородие, госпожа разлука...2, «Песенка о Моцарте», «Старинная студенческая песня» и др. Городская поэзия Окуджавы. Арбат – символ его поэзии. Соотнесенность пространства города и пространства души. Военная тема в творчестве Окуджавы. Темы истории, любви, дружбы и братства, творчества. Особенности идиостиля. Излюбленные жанры. Двойное существование поэзии: литературное и музыкальное. В.В. Высоцкий. Многообразие тем и жанров лирики (по выбору учителя и учащихся): о предназначении поэта и поэзии («О поэтах и кликушах», «О фатальных цифрах и датах» и др.), о дружбе («Пошли мне, господь, второго...» и др.), военная тема («Братские могилы» и др.); баллады (о любви, о борьбе, о Робин Гуде и др.); иронические песни («Гимнастика», «В желтой, жаркой Африке...» и т.д.). Влияние поэта на творчество Б. Гребенщикова, Ю. Шевчука, Д. Митяева. В.Высоцкий в воспоминаниях современников, на сцене и в кино;

теория литературы (бардовская песня как литературное творчество);

26) «О.О. Сулейменов» – 1 час (Творческая судьба О. Сулейменова: геолог, ставший поэтом, поэт, ставший филологом, общественным деятелем и дипломатом. Лирика: «Разлив», «Айналайн», «Мать», «Реплика Нехристя И-Бо, идеалиста», «Одна война закончилась другой», «Минута молчания на краю света», «А. Вознесенскому», «Земля, поклонись Человеку!» (по выбору учителя); исследование «Аз и Я» (фрагменты). Поэтическое проникновение в глубь истории и культуры Казахстана. «История и истина не одно и то же» – стремление отстоять правду истории и современности. «Земля, поклонись Человеку!» – взволнованный лирический монолог-размышление о прошлом как долгом и трудном пути человечества в космос, в эру братства, мудрости и мира. Пафос поиска единых истоков разных национальных культур и языков в книгах «Аз и Я», «Язык письма»);

теория литературы (Прозаизация стиха. Неклассические стихотворные размеры: дольник, тактовик, верлибр);

27) «Социально-психологическая драматургия» (обзор) – 1 час (А. Арбузов. «Иркутская история», «Старомодная комедия»; В. Розов. «Гнездо глухаря»; А. Володин. «Пять вечеров»; Л. Зорин. «Покровские ворота». Отражение процесса нравственного разложения общества в пьесах. Девальвация «морального кодекса» строителей коммунизма. Романтизация героя, «очеловечивание» социалистического реализма. Чеховские мотивы);

28) «А.В. Вампилов» – 1 час («Старший сын», «Утиная охота» (обзор по выбору учителя). Очерк жизни и творчества. Крах социальных и личных иллюзий в результате осознания временности хрущевской «оттепели». Личностное начало в драматургии. Рефлексирующий герой, ощущающий нравственный дискомфорт, недовольство своим образом жизни. Внутренний конфликт героя из-за невозможности достижения гармонии между идеалом и реальностью. Столкновение двух сознаний – трезво-реалистического (Бусыгин) и наивно-утопического (Сарафанов), «серьезные» и «несерьезные» герои, святые и грешники. «Страсти» по духовной близости людей, доброте и взаимопониманию в пьесе «Старший сын». Жанр «серьезной комедии», пьесы-притчи. Испытание человека бытом, мотив духовного падения человека в пьесе «Утиная охота». «Синдром» Зилова - исследование опустошенной души, саморазрушения личности. Значение открытого финала «Утиной охоты». Чеховские мотивы);

29) «Тихая поэзия» – 1 час (Продолжение поэтических традиций 19 века (обзор). А.А. Тарковский - постакмеист, «последний поэт серебряного века». Тема всеобщего единства бытия, неразрывной связи человека и природы. Война как метафизическая, а не социальная трагедия. Фольклорные мотивы. А.С. Пушкин как поэтический и человеческий ориентир в поэзии Д.С. Самойлова. Противопоставление двух подходов к миру – силового противостояния бытию (пестелевского) и творческого вживания в него (пушкинского). Философская проблематика, асоциальность, классичность стиха. «Вневременность», обращенность к фольклору поэзии Н.М. Рубцова. Ориентация на «книжную» реальность, отсылки к явлениям мировой культуры, сращение «натуры» (природы) и культуры, классичность поэзии А.С. Кушнера);

30) «Мифологическая проза» (обзор) – 1 час (А.А. Ким. Рассказы «Под сенью ореховых деревьев», «Полет», «Казах верхом», «Цунами», «Вкус терна на рассвете», «Дядя» (по выбору учителя). Стремление познать законы единения человека и человечества, человека и природы. Обращение к натурфилософской проблематике. Полифоничность прозы. Поэтика цикла рассказов «Вкус терна на рассвете»: сквозной герой-повествователь, сквозные темы и мотивы, пространственно-временная организация, символика образов, универсальные смыслы и аналогии, восточные традиции, особенности стиля. Слияние фантазии и реальности в мифе. Совмещение разных времен и пространств, двойничество, оборотничество персонажей. Реконструкция древних мифологических сюжетов, осовремененная их интерпретация. Обогащение конкретно-исторических образов универсальными смыслами и аналогиями);

теория литературы (углубление понятия о мифе, притче).

31) «Драматургия новой волны» – 1 час (А. Галин. «Ретро»; В. Славкин. «Взрослая дочь молодого человека»; Э. Радзинский. «Спортивные сцены 1981 года» (обзор). Заштампованность советского героя и конфликта. Анатомия советского быта и его обитателей. Л. Петрушевская (обзор - на выбор учителя): «Три девушки в голубом» и другие одноактные пьесы; рассказы «Свой круг», «Гигиена», «Новые Робинзоны», «Такая девочка, совесть мира», «Бессмертная любовь» и др.; сказки для взрослых («Будильник», «Роза», «Дядя Ну и тетя Ох»). Неонатурализм в драматургии и прозе. «Биологический» герой. Перегруженность бытом. История болезни современного общества. Девальвация родственных чувств. Обвальная деградация личности. Гротесковый стиль. «Недоязык» персонажей как противопоставление советскому «новоязу». Жанровые особенности прозы и драматургии);

32) «Русская поэзия и проза Казахстана (обзор) – 3 часа (Маргинальность русских литератур в национальных республиках бывшего СССР – приобретения и потери. Тема «двух родин» (О. Постников). Зачинатели русской литературы в Казахстане – И. Шухов, П. Кузнецов, М. Зверев, Д. Снегин, В. Чугунов, Д. Черепанов. Тема братства народов, «ослабленная художественность». Этапированные, ссыльные писатели 30-40-х гг. – Н. Заболоцкий, Н. Коржавин, М. Зуев-Ордынец, Ю. Домбровский, А. Чижевский, А. Солженицын. Мощный творческий импульс во время Великой Отечественной войны: известные деятели русской культуры (В. Шкловский, М. Зощенко, С. Маршак, К. Паустовский, С. Эйзенштейн и др.) в алма-атинской эвакуации. Исторический роман 50-60-х гг. как попытка сохранения личной и общей памяти о далеком и близком прошлом («Ак-мечеть» Н. Анова, «В городе Верном» Д. Снегина). Военная тема: «Парламентер выходит из рейхстага» Д. Снегина. Целинная и рабочая тема: «Покорители целины» И. Шухова, «Снега метельные» И. Щеголихина, «Страсти маленького городка» В. Буренкова, «Два дня осталось до весны» Г. Черноголовиной, «Теплая земля» В. Берденникова. «Простор» под редакцией И. Шухова (1963-1974) – журнал всесоюзного значения (публикации неизвестных или запрещенных произведений А. Платонова, Б. Пастернака, М. Цветаевой, О. Мандельштама, различных воспоминаний, романа и повести Ю. Герта «Кто, если не ты?» и «Лгунья» и др.). Новая историческая проза 60-70-х гг. («Емшан», «Маздак», «Колокол», «Комиссар Джангильдин» и др. М. Симашко, «Интервенция в Омске» Н. Анова, «Утро и два шага в полдень» Д. Снегина, «Омут» и «Прощеный день» Ю. Рожицына, «Передай дальше!» А. Никольской). Профессиональная пушкинистика («Если заговорят портреты», «Портреты заговорили» Н. Раевского) и стиховедение («Стихи нужны» А. Жовтиса), романизированные биографии и биографические хроники о русских и советских писателях, связанных с Казахстаном (книги П. Косенко о П. Васильеве, Вс. Иванове, А. Сорокине, Ф. Достоевском). Проза и поэзия «шестидесятников»: «Лабиринт» Ю. Герта, «Татарников», «Газеты за шкафом» Вл. Берденникова, «Письма на бересте» А. Арцишевского – тема противостояния тоталитарному духовному закрепощению. Поэтическое продолжение этой темы и нового казахстанского патриотизма – лирика Р.Тамариной, А. Елкова, В. Антонова, О. Постникова, Т. Мадзигон, И. Потахиной, Л. Лезиной, Л. Степановой, Н. Черновой, В. Киктенко, Е. Курдакова, Л. Шашковой, А. Соловьева и др. Отток русских писателей в 90-х гг.);

33) «Нелегальная литература», «Антисталинская проза» – 2 часа (А. Бек. «Новое назначение», В. Грос-сман. «Жизнь и судьба», В. Шаламов. «Колымские рассказы», В. Дудинцев. «Белые одежды» и др. (обзор). Образ Сталина. Авторская позиция. Публицистический пафос);

34) «А.И. Солженицын» – 3 часа («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (отрывок). Очерк жизни и творчества. «Один день Ивана Денисовича» – обычный лагерный день глазами человека из народа. Сказовое повествование, совмещение точки зрения героя, рассказчика и народа. Условия несвободы, в которых утрачены понятия о справедливости, совести, чести, человечности. «Архипелаг ГУЛАГ» – книга о мучительном прозрении человека, преданного советским идеалам. Полифоничность голоса рассказчика, множественность голосов и взглядов как противопоставление одноголосию системы, монолитности идеологии. Взаимопревращения палача и жертвы. Жанр «Архипелага ГУЛАГ» – «опыт художественного исследования», книга-декрет, книга-колокол. Значение документальных фактов. Вольность синтаксиса как стремление к предельной естественности к правде);

35) «Ю. Домбровский» – 1 час («Хранитель древностей» или «Факультет ненужных вещей» (фрагменты). Дилогия «Хранитель древностей» – «Факультет ненужных вещей». Широкие художественные обобщения на основе биографического материала. Нравственно-философские проблемы. Подмена правовых отношений классовыми понятиями. Мотив сумасшествия времени, системы: борьба живого и «нежити». Символика в дилогии. Тема палачей и жертв. Евангельские, исторические и литературные переклички. Тема предательства. Алма-атинские реалии в произведениях писателя);

теория литературы (художественная публицистика (углубление));

36) «Литературный андеграунд (обзор)» – 1 час (А. Терц. «Прогулки с Пушкиным» (отрывки), поэзия Д. Пригова, Л. Рубинштейна, О. Седаковой, Е. Шварц, И. Бродского и др. Чистое искусство как форма диссидентства. Приемы соцарта – разрушение языка официальной (массовой) советской культуры. Расширение понятия реальности, усложнение поэтического языка, выделение «вселенского», религиозного сознания в поэзии. Поэзия, «очищенная» от социально-морально-религиозных заданий, поэтика «чистого письма»);




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 56 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.038 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав