Читайте также:
|
|
В этом методе заключается роль дирижера в хоре. Деятельность дирижера аналогична деятельности режиссера и педагога; он объясняет коллективу стоящую перед ним творческую задачу, согласовывает действия отдельных исполнителей, указывает технологические приемы игры. Дирижер должен быть отличным аналитиком, замечать неточности исполнения, уметь распознать их причину и указать на способ устранения.
И. А. Мусин считает, что «это касается не только неточностей технического, но и художественно - интерпретаторского порядка. Он разъясняет структурные особенности произведения, характер мелоса, фактуры, анализирует непонятные места, вызывает у исполнителей необходимые музыкальные представления, приводит для этого образные сравнения и т.п.» [3. 9].
Дирижер должен обладать глубокими и многосторонними знаниями различных теоретических предметов, в совершенстве владеть анализом формы и фактуры произведения; хорошо читать партитуры, иметь развитой слух. Так же от него требуется много разных способностей: исполнительских, педагогических, организаторских, наличия воли и умения подчинять себе хор.
Посредством дирижерского жеста хору сообщается воля дирижера, организующая процесс ансамблирования. Технические особенности дирижирования позволяют хормейстеру организовать работу над ансамблем в хоре. Дирижирование руководителя должно на некоторый промежуток времени предшествовать исполнению произведения коллективом. «Дирижер, выражая свои требования дирижерскими приемами, идет как бы впереди хора на этот некоторый промежуток времени. В жестах предшествующего момента выражается содержание последующего исполнения хором. Расчет времени должен быть таков, чтобы в предварительном движении или комплексе движений — жесте — исполняющий коллектив умел ясно воспринять все требования дирижера и смог осуществить их в своем исполнении» - пишет К. Б. Птица [5. 250]. Говорят, что «дирижирование есть строго продуманная и четко организованная система auf-тактов - предварительных движений». Дирижер, не владеющий этим приемом, не может управлять исполнением хора [5. 251]. Действительно, важной частью дирижирования является начало исполнения. С момента появления дирижеру на эстраде, внимание хора устремляется на него. Дирижеру необходимо тщательно продумать свои действия, чтобы с первых шагов его появления на эстраде все способствовало сосредоточению внимания хора. Он должен организовать готовность коллектива к строго дисциплинированному восприятию и выполнению требований руководителя, создать в коллективе ясное представление основного характера исполняемого произведения, с помощью дирижерского жеста дать вступление.
С помощью своей артистичности, появившийся перед хором дирижер должен способствовать созданию творческой атмосферы в коллективе, уверенности, желания творить.
Таким образом, с помощью такого разнообразия приемов и методов хорового ансамблирования хормейстер должен уметь правильно организовать учебный процесс, уметь донести до сознания певцов творческую задачу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Живов В. Л. Хоровое исполнительство. М.:ВЛАДОС, 2003.
2. Казачков С. А. Дирижер хора – артист и педагог. Казань: КГК, 1998.
3. Мусин И. А. Техника дирижера. Л.: Музыка, 1967.
4. Памяти Н. М. Данилина /Под ред.А.Наумова. М.:Сов.композитор, 1987.
5. Птица К. Б. О музыке и музыкантах. М: Мистикос Логинов, 1995.
6. Халабузарь П. В., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка, 1967.
7. Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка, 1985.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ
1. В чем состоит принципиальное отличие певца – хориста от певца-солиста?
2. Охарактеризуйте главные признаки синхронности хорового исполнения.
3. Что вы подразумеваете под понятием сбалансированность хоровой звучности?
4. Как работает метод балансирования в различных видах хорового ансамбля?
5. Можно ли признать дирижерский жест энергетической основой хорового ансамбля?
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |