Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Современные тенденции

Читайте также:
  1. VI. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В 60-Х ГГ. XIX ВЕКА. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ.
  2. Американская социально-экономическая модель. Современные тенденции соц-экономич развития США.
  3. Американская социально-экономическая модель. Современные тенденции соц-экономич развития США.
  4. Анализ структуры ВВП рассчитанного производственным методом: определение, факторы, структурная динамика ВВП, тенденции.
  5. Билет 15. 15. Тенденции развития русской культуры XIX в.
  6. Билет 17. Современные формы ведения семинарских занятий.
  7. Билет №1. Мировое книгоиздание. Основные количественные показатели, распределение выпуска в отдельных регионах. Тенденции.
  8. Билет №9. Российское книгоиздание на современном этапе (количественные показатели и их анализ 2000 - 2012). Основные тенденции развития.
  9. Билет. Основные тенденции международного туризма в современности
  10. В.Г. Ледяев. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВЛАСТИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма как единой системы философских взглядов возможно лишь в процессе творческого и критического анализа актуальных проблем, выдвигаемых самой жизнью. В сложном современном мире в условиях усиливающегося плюрализма мнений в сфере философской мысли существуют и функционируют различные концепции, школы и направления. Их многообразие отражает реальную сложность мира, разнообразие ценностей и проблем, стоящих перед человечеством.

Важнейшей задачей диалектического материализма в этих условиях является разработка методологических основ, достижение консенсуса, то есть взаимопонимания и согласия относительно общечеловеческих, глобальных целей, сущности бытия и способов сохранения человечества, культуры и цивилизации как высших достижений мирового развития. Активно участвуя в процессе идеологического обновления, диалектический материализм стремится очиститься от груза ошибок и односторонности, получивших широкое распространение в годы культа личности Сталина, экономического, социального и духовного застоя в нашей стране. В сфере борьбы идей вместо огульного отрицания и бескомпромиссного нигилизма по отношению к немарксистским концепциям он стремится разрабатывать и углублять научную аргументацию в пользу теоретического обновления, ориентированного нагуманизм, демократию, достижение социальной справедливости и постижение глубинных сущностных проблем человеческого бытия

44) Исторический материализм.

Исторический материализм – наука о законах развития общества, основанная на материалистическом понимании мира и развития общества и базирующаяся трудах К. Маркса и В.И. Ленина. В нем история рассматривается как закономерный естественно-исторический процесс развития и смены общественно-экономических формаций, в результате которого утверждается коммунизм.
Исторический материализм основан на развитии положений диалектического материализма в области общественной жизни; ранее он составлял научно-историческую основу марксизма и предназначался для обеспечения коммунистического движения знаниями о развитии общества и построении коммунизма.
Исторический материализм исходит из положения о первичности материальной жизни общества по отношению к общественному сознанию, признает основой развития общества его материальную жизнь, общественное бытие. Под условиями материальной жизни понимаются, в первую очередь, окружающая природа, народонаселение и способ производства материальных благ. Духовная жизнь, общественное сознание считаются в историческом материализме вторичными, отражением объективной реальности, бытия общества, но не отрицается их значение для общества, их влияние на экономический базис.
Условия, обусловившие появление исторического материализма, связаны с появлением на исторической арене нового класса – пролетариата, с чем связано определение классовых противоречий и противоречий материального порядка как причин социально-политических конфликтов и движущей силы истории Нового времени.

Сущность исторического материализма явно и однозначно выражена в предисловии к труду К. Маркса «К критике политической экономии», в котором определяются производственные отношения, соответствующие определенной ступени развития производительных сил и образующие реальный базис, которому соответствуют определенные формы общественного сознания, а способ производства определяет социальные, политические и духовные процессы и институты в обществе – надстройку; социальные революции происходят, когда характер материальных производительных сил вступает в противоречие с производственными отношениями, и тогда надстройка, которая обычно является гораздо более консервативной, перестает соответствовать развитию производства и, фактически, становятся тормозом экономического развития общества. При этом следует отметить, что исторический материализм утверждает первоначальность изменения производительных сил (за счет совершенствования орудий производства) после чего происходит изменение производственных отношений, причем именно новые, появляющиеся производственные отношения являются главной и решающей силой развития, затем становясь тормозом развития производительных сил; и процесс циклически повторяется, определяя переход от одного общественного строя к следующему, смену общественно-экономических формаций. (Однако это положение находится в противоречии с утверждением о наличии высшей, последней стадии развития общества – коммунизма.)

После смерти В.И. Ленина научное развитие исторического материализма практически прекратилось, превратилось в толкование работ основоположников и было догматизировано.

50) Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования – психолого-философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования человека. Философия экзистенциализма, изучает отраженную в психике веру человека в свободу. Большинство направлений психотерапии, основываются на философии экзистенциализма, принимая последствия действий индивида и признавая ответственность, сопровождающую его выбор. Психологи - экзистенциалисты изучают субъективный мир человека, со всем присущем конкретному индивиду особенностями. Данная философия позволяет получать основания изучать людей в качестве уникальных субъектов в безразличной и часто неоднозначной вселенной.

Представители в философии и психологии

Среди основоположников экзистенциализма можно назвать таких видных философов, психологов и психотерапевтов как: Н. А. Бердяев, Л. Шестов, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер, А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти, Г. Марсель, С. де Бовуар, Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи, Х. Ортега-и-Гасет, У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эдди.

К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм: Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа; в немецком протестантизме диалектическая теология: К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман. Своими предшественниками экзистенциалисты считают: Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.

Основы филосовского учения

Экзистенциализм как философская теория познает бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта, что противоречит традициям рационализма, трактующего опосредование как основной принцип мышления. Переживание человеком окружающего мира выделяется в качестве истинного бытия, толкуемое как непосредственное человеческое существование, или экзистенция (непознаваема ни научными методами). Описание структуры экзистенции Хайдеггером, Сартром, Мерло-Понти и другими выделило в качестве структуры сознания его направленность на другое — интенциональность.

Экзистенция имеет важно свойство, она «открыта», направлена на другое. И именно это другое и становится ее центром притяжения. Хайдеггер и Сартр отмечают, что, экзистенция это бытие, устремленное к ничто и сознающее свою конечность. Хайдеггера отмечает, что выявление структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования. Среди них называются и каждодневные заботы, и страхи, а также решимость человека сделать поступок и совесть и др., все они определяются через смерть. Философы – экзистенциалисты (а вслед за ними психологи и психотерапевты) описывают различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т. д. Поэтому именно в «пограничной ситуации», как ее определяет психолог и психотерапевт К.Ясперс, в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как суть своего существования. И обретения такого прозрения, которое санкционируется психологом, помогает справиться с критической ситуацией (например, глубокого горя и потери).

Устанавливая экзистенцию через понятие конечности, философы экзистенциалисты определяют последнюю как временность, точкой отсчета которой является смерть. В отличие от физического времени - чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо. Психологи Хайдеггер и Ясперс сравнивают его с судьбой, а также с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т. д. Экзистенциалисты концентрируются на значимости будущего, рассматривая его в связи с такими экзистенциалистическими формами, как «решимость», «проект», «надежда». Время утверждается через личностно-исторический характер, что определяет его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Категория историчности человеческого существования выражается, в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Экзистенция обладает свойством ситуационного характера, что определяет принадлежностью к определенному народу, социальной группе, наличие у человека тех или иных биологических, психологических образований и качеств. Итак, временность, историчность и ситуационность экзистенции - модусы ее конечности.

Экзистенциализм является не только попыткой познать и сформулировать различные состояния человека, он не предлагает законченную философскую систему, готовые ответы, рецепты жизни, а скорее приглашает к процессу динамического исследования движущих сил в жизни клиента.

Экзистенциализм вбирает в себя религиозные традиции, но отделен от религиозных верований и церквей. Экзистенциализм утверждает то, что мы сознательно видим впереди нас, то и является той реальностью, которая с нами. Вот почему экзистенциализм делает ударение на «здесь и сейчас» - каждодневное существование. Эта философия отражает духовные предположения (предпочтения) различного рода. Знать, что нет конечной правды – это то, что оставляет нам лишь встречу с другим в каждом моменте нашего бытия. Экзистенциализм с этой точки зрения оказывается в непосредственной близости к Восточным и Западным традициям мистицизма.

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия является формой динамической психотерапии. Термин «динамический» часто используется в сфере психического здоровья, – в которой, собственно говоря, речь идет о «психодинамике», – и без прояснения смысла динамической психотерапии фундаментальный компонент экзистенциального подхода останется непонятным. Слово «динамический» имеет как общее, так и техническое значение. В общем смысле понятие «динамический» (происходящее от греческого dunasthi «иметь силу и власть») указывает на энергию или движение: «динамичный» футболист или политик, «динамо», «динамит».

Динамическая модель психики является наиболее значительным вкладом в психологию Фрейда в представление о человеке. Эта модель, согласно которой в индивидууме присутствуют конфликтующие силы, и мысли, эмоции, поведение – как адаптивные, так и психопатологические, представляющие собой результат их взаимодействия. Силы существуют на различных уровнях осознания и бессознательного, отследить динамику, которых невозможно.

Таким образом, психодинамика, используемая психологом в своей работе, включает различные действующие в человеке осознаваемые и неосознаваемые силы, мотивы и страхи. Экзистенциальная психотерапия базируется на радикально ином представлении о том, каковы конкретные силы, мотивы и страхи, взаимодействующие в индивидууме. Так в 1963 г. президент ассоциации экзистенциальной психотерапии Джеймс Бьюдженталь выдвинул пять основополагающих постулатов:

1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

5. Человек интенциален - человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл.

Экзистенциальный (гуманистический) подход в психотерапии предлагает возможность встретиться с подавленной частью: эмоциями, чувствами, странностью, которая лежит под ощущением «быть собой», силы судьбы в жизни клиента, которые так мало или совсем не имеют ничего внешней формой человека. Экзистенциальная психотерапия дает возможность человеку обрести самого себя, а психолог – тот человек, который является представителем этой надежды.

Итак, экзистенциализм – это философская и терапевтическая позиция, которая направлена, прежде всего, на опыт и отношения (в меньшей степени сухая и законченная теория). Это происходит, через исследование своей субъективности, так человек открывает истинное существование. Это открытие придёт как пробуждение и сюрприз, как осознание конкретной материальности собственной жизни и собственных выборов, и данные процесс поддерживается и развивается психотерапевтом.

 

3) Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, кото­рые сложились в решении этого очень сложного вопроса:

1.Умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории и т.п.), суть которого — прямое выведе­ние исходных принципов научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специально­го материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.

2.Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частнонаучном познании либо аб­солютизируется, либо принижается или даже вовсе отвер­гается. И хотя в обоих случаях были достигнуты опреде­ленные позитивные результаты, однако указанная пробле­ма не была решена.

История познания и самой философии показывает, что еевоздействие на процесс развития науки и ее результаты выра­жаются в следующих основных моментах:

а) Интегративная (синтетическая) функция философии —
системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опы­та человечества в целом. Философское обобщение — это непросто механическое, эклектическое соединение частных про­явлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.

б) Критическая функция философии, которая в этой своей
функции нацелена на все сферы человеческой деятельности.
При этом критика должна быть конструктивной «с удержанием в старом положительного», предлагающая новые решения, а не тотальноотрицающей все и вся. При этой критике мысль должна быть тесно связана и перерастать в критику социаль­ной действительности. Отсутствие конструктивно-критическо­го подхода неизбежно оборачивается апологетикой — предвзя­той защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместообъективного анализа.

в) Философия разрабатывает определенные модели реальности,сквозь призму которых ученый смотрит на свой пред­мет исследования. Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, пред­ставляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов.

г) Философия вооружает исследователя знанием общих
закономерностей самого познавательного процесса в его целостности и развитии, в единстве всех его уровней, моментов,сторон, форм и т.п., чем специально и непосредственно не за­нимается ни одна частная наука или научная дисциплина. Кро­ме того, философия поставляет ученому конкретно историчес­кую сетку логических понятий и т.п., с помощью которых строитконцептуальные модели реальности или самого познания.

д) Философия дает науке наиболее общие методологические
принципы, формулируемые на основе определенных категорий.

Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня.

е) От философии ученый получает определенные мировоззренческие ценностные установки и смысложизненные ориен­тиры, которые иногда в значительной степени (особенно в гу­манитарных науках) влияют на процесс научного исследованияи его конечные результаты.

ж) Существенное влияние на развитие научного познания
философия оказывает своей «умозрительно прогнозирующей»
функцией. Речь идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы, представления и т.п., значимость ко­торых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции по­знания через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, в частно­сти, были идеи античной атомистики, гегелевский аппарат ди­алектики, предвосхитивший определенные положения синер­гетики.

3) Философия влияет на научное познание, так или иначе, на
всех его стадиях, но в наивысшей мере при построении теорий(особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой ломки понятий и принципов в ходе науч­ных революций. Очевидно, указанное влияние может быть какпозитивным, так и негативным в зависимости от того, какойфилософией — «хорошей» или «плохой» — руководствуется
ученый, и какие именно философские принципы он использу­ет. Влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение научной теории заключается, в част­ности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительно­го к фундаментальному теоретическому исследованию выпол­няют своеобразную селективную (отборочную) функцию.

и) Философско-методологические принципы в их единствевыполняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют прак­тику как решающий критерий, но дополняют ее, особенно ког­да обращение к ней в силу ряда обстоятельств невозможно, апорой и нецелесообразно.

Воздействие всеобщих философских принципов на процесснаучного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем — черезметоды, формы и концепции нижележащих методологическихуровней.

Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т.д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой».

Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым путь реализации функций философии есть не только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее идей, воззрений и методологических принципов.

 

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав