Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основной вопрос философии и 2 его стороны

Читайте также:
  1. Cпецифика русской религиозной философии
  2. I. Кислотно-основной катализ
  3. I. Нарушение операциональной стороны м-я
  4. I. Общие проблемы философии науки.
  5. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  6. III тип. Для каждого вопроса, или, незаконченного утверждения один или несколько ответов являются правильными. Выберите по таблице.
  7. III. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
  8. IV Основной вид деятельности (процесс производства) 32. Состав и классификация затрат на производство.
  9. N3 Функции философии
  10. VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира

и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои

стороны.

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе

общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б)

идеализм; в) дуализм.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и

вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее

обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что

материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно.

(Дуализм не выдержал критики времени) Вариации Материализма и Идеализма

(Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть:

Первична материя.

Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические

явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без

попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за

окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово

существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит - огонь, Фалес-

вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания

игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный.

«Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь».

Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм(Маркс и Энгельс)

Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по

отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса.

Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь

может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и

сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный- не зависящий от человеческого сознания.

Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея,

воспоминание. Гегель - абсолютная идея.

2. Субъективный идеализм (Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.

7. Проблема метода философии: диалектика и метофизика

Метод- совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико-

познавательной и практической деятельности.

Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, а

разрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов. Поэтому методы

познания не столь же разнообразны как сама действительность. Перед философами

всегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для изучения

действительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее правильный

метод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную реальность.

В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического и

метафизического метода в философии.

Методы подразделяются на 3 группы:

1. Частные(отдельные науки и области практической деятельности. Это методы

физики, химии и т.д.)

2. Общие(применяемые во всей науке например дедукция и индукция) 3.Всеобщие

(философские методы: диалектика и метафизика, софистика и эклектика).

Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях.

Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.

Принципы диалектики:

1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение

идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих

изменений - развитие.(изменение не только количественное, но и качественное.

2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы

абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно

обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов.

Главный источник движения- внутренние противоречия.

Принципы метафизики:

1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклич. Циклически

происходящие изменения не изменяют качество.

2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть

связь, то эта связь - внешняя.

3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный

источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.(

метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)

8. Функции философии в обществе: мировоззренческая познавательная.

Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве

теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему

познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в

мире духовных ценностей.Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее

функции -мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-

ориентационная.

В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий,

отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную

основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.Через систему

категорий и содержание философии в целом реализуется функция

методологическая. критическую функц-я философии - преодоление устаревших догм

и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона,

Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию,

реализуемую в построении моделей будущего.

Существенное место в занимает интегративная, состоящая в обобщении и

систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического,

познавательного, ценностного.

Роль ф исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени

приобретают иное, чем прежде, звучание. Ф проблемы рассматриваются в

диалектико-материалистической ф прежде всего как проблемы общественного

бытия. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-

историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе

с ней.

Функции философии.

Познавательная – новые взаимосвязи м/у движ., временем, пространством, новые

знания о законах с общ.

Мировоззренческая – взгляд на мир в целом, положение чел в этом мире.

Воспитательная – этика, эстетика

Коммуникативная Объединительная - объедин. науки воедино

Методологическая - законы Д общие или всеобщие, а науки единичны

Идеологическая - взгляд на чел общество с точки зрения господств. класса или

соц. группы.

9. Античная философия. Проблема первоосновы бытия

Социально-экономические изменения, происходившие в 7-6 веках до н.э.,

вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида

выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование была

философия, которая, с одной стороны, выступала как критика традиции,

углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а

с другой, пыталась найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое

здание, новый тип культуры.

Основные черты античной философии

1. Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился

космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности

природы, космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками ("физис"

- природа). Этот интерес был обусловлен характером древнегреческой мифологии,

которая была "религией" природы, её обожествлением. Важнейшая проблема

древнефеческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология отвечала

на вопрос "кто родил космос, то философия - "из чего он произошёл?

2. С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и

началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм и

антологизм.

Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир - сам по

себе, независимо от мышления, воли и желания человека;

Антологизм. Антология - учение о бытии, т.е. о том, что действительно

существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только

значится существующим;

3. Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект, единое целое. Его

начало (Гераклит - огонь, Даллес - вода. Демокрит - атом, Платон - идея),

неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытывая

всевозможные превращения.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав