Читайте также:
|
|
Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими
духовными нитями всю мировую философскую культуру. Платон говорит: «Мир это
не просто телесный космос, и отдельные предметы и явления: в нем общее
совмещено с единичным, а космическое — с человеческим». По Платону, мир по
природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и
невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные,
чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они
только тени вещей, их слабые копии.
Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто
идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или
есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл,
сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они
обладают регулятивной энергичностью и управляют Вселенной. Им свойственна
регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (от
греч. jaradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материи
организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие
божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией
устремления, при этом между ними существуют отношения координации и
подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода
«Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и
Божества. Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его
природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Платон говорит: душа
человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем
она попадает на грешную землю, где, временно находится в человеческом теле,
как узник в темнице.
Платон противопоставляет идеализм материализму древних философов, которые
«смотрят на землю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей», душу
же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты утверждают, что
«первоначало есть душа, а не огонь, и не воздух»; «душа правит всем, что есть
на земле и на небе с помощью своих собственных движений, названия которым
следующие: желание, усмотрение, забота, совет, правильное и ложное мнение,
радость и страдание, отвага и страх, любовь и ненависть». Идеи являются
причинами движения и существования вещей.
13. «Государство» Платона как социальная утопия
Утопия – место, которого не существует. В своих трудах Платон описывал то
идеальное государство, которого быть не может. Государство Платона это
большой космос, где все находится в порядке, оно объединяет людей в одно
целое. Во главе этого государства философы – носители истин. Философы пишут
законы, в которых роль человека ничтожна мала, в них преобладает роль
государства в целом. Даже судьба семьи в этом государстве решается
философами. Они решают кто на ком женится. После рождения ребенка, его
отделяют от семьи, и воспитывают отдельно, в результате чего ребенок считает
своей семьей государство. Существует 3 класса людей: философы, войны и
крестьяне (ремесленники). Каждый класс людей обладает своими качествами:
философы – разумом (их дело состоит в том чтобы писать законы); войны –
благородством (служить государству и охранять его от внешних и внутренних
врагов); крестьяне или ремесленники – обладают материальными потребностями.
Только этому классу позволено иметь золото или серебро, так как деньги
развращают человека, а в случае крестьян, они являются стимулом работы.
Остальные же классы находятся на государственном обеспечении. Все расписано в
этом государстве, даже догу жителе. Запрещается слушать музыку
писсимистического характера. В свободное время люди должны водить хороводы
распевая веселые песни, славящие государство
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 16 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |