Читайте также:
|
|
Психоанализ и философия неофрейдизма (З. Фрейд, Э. Фромм). Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой клинический опыт диагностики и лечения истерических и невротических расстройств психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся её и на социальные явления.
В общем, плане психика человека представлялась Фрейду расщеплённой на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, разделённые особой психической инстанцией – предсознательным. Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть включает скрытые представления и влечения, а также вытесненные из сознания идеи. Бессознательное как резервуар психической энергии иррационально и вневременно. Сознание – отпечаток внешнего мира – надстраивается над бессознательным, выступает посредником между бессознательным и внешним миром. В его формировании особую роль играет идентификация – бессознательное уподобление объектам (лицам) внешнего мира.
Согласно Фрейду, все душевные процессы, в конечном счете, бессознательны. Источником психической динамики являются желания бессознательного, стремящегося к разрядке в виде действия, Цензуру желаний бессознательного осуществляет предсознательное. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а деятельность предсознательного – принципу реальности. Предсознательное сопротивляется попыткам проникнуть в сознание неприемлемых желаний и идей (сексуальных, эгоистических, асоциальных) и вытесняет их обратно в бессознательное.
Однако бессознательные желания, сохраняющие активность, проявляются в поведении и сознании человека в обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, грёзах и неврозах. Происходит также сублимация бессознательных влечений – замещение запретных стремлений социально приемлемыми действиями.
Созданная Фрейдом модель личности соотносилась с соответствующими системами психики и включала «ОНО» (бессознательное), «Я» (предсознательное) и «СВЕРХ – Я» (сознание, представляющееся как совесть). После формирования «сверх – Я» в результате интроекции (наделение чувством) социальных норм, воспитательных запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.
Поведение человека, по Фрейду, определяется инстинктом родового самосохранения (Эрос, половой инстинкт). Все остальные стремления – только следствия неудовлетворённости и сублимированного переключения либидо (сексуальной энергии) на другие области. Механизм сублимации оказывается основным источником творчества.
Вывод: Фрейд осуществил биологизацию человеческого существования и в этом смысле придерживался традиций социологии и антропологии XIX в., в которых сложные социальные и психические явления сводились к элементарным физическим и биологическим процессам.
Одна из важнейших категорий психоанализа – «эдипов комплекс» - обозначает эротическое бессознательное влечение к родителю собственного пола. С вытеснением эдипова комплекса Фрейд связывал возникновение «сверх – Я». Переживание данного комплекса, с точки зрения Фрейда, определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.
Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, - это проблема конфликта человека и общества. По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к обществу, к его культуре, которая предстаёт как чуждая, враждебная человеку внешняя сила, мирное сосуществование с которой для него исключительно трудно.
Принципы и методы психоанализа Фрейд использует и для анализа религии и религиозности. По его мнению, эти феномены возникают в силу биологических и психологических причин. При этом он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от произвола природы и защита человека от несправедливостей культуры.
Фрейд предложил понимание перехода от религиозной веры к атеизму как процесса крушения авторитета отца, образ которого символически воплощён в образе «Отца Небесного». Фрейд решительно отрицал какую-либо ценность религии, полагая, что она есть «горько-сладкий яд отравы» (сравните марксовское «религия – опиум для народа»).
Как сублимированное символическое выражение изначальных психических импульсов и влечений, отвергнутых реальностью и находящих компенсаторное удовлетворение в области фантазии, предстаёт у Фрейда и художественное творчество. В произведениях искусства, с его точки зрения, каждый автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение своих бессознательных желаний, либо их трагическое столкновение с силами социального запрета.
На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, разработанное его продолжателями:
· Альфредом Адлером (1873-1937) – выдвинул концепцию вытесненного комплекса неполноценности;
· Вильгельмом Райхом (1897-1957) – основоположник фрейдо-марксизма. Суть учения: общество беспощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Единственный способ спасти человека – полное ниспровержение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция.
· Карлом Густавом Юнгом (1875-1961) -выдвинул теорию архетипов (универсальные образы общечеловеческой вытесненной жизненной энергии); ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грёзы, галлюцинации. Архетипы – «зашифрованная» история человечества, высшие истины.
· Эрих Фромм (1900-1980) поднял проблему противоречивости человеческого существования. Целью, которой являлось решение жизненных противоречий, через культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», разрушительные истины.
· Герберт Маркузе (1898-1979) основал направление маркузианство, т.е. теория «одномерного человека», обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления – потребления. Человек-потребитель постепенно становится «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, т.е. себя.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 13 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |