Читайте также:
|
|
Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение. К ним относятся:
Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая – выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания).
Критическая - подвергает сомнению окружающий мир и существующеезнание, ищет их новые черты, качества, вскрывает противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая - т.е. ценностная функция. Она заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.
Социальная - объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная – культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире найти смысл жизни.
Прогностическая - на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Специфика философского знания заключается:
1.5 Основной вопрос философии (ОВФ) [4]
Онтологический – вопрос о происхождении мира (проблема источника, субстанции, первопричины всего существующего) | Гносеологический – Вопрос о возможности познания человеком мира | ||
Монизм – признание единого первоначала мира или его субстанции. Субстанция- вещь, имеющая причину в самой себе. Внутри монизма есть две концептуальные линии: материализм и идеализм. | Гносеологический оптимизм – точка зрения о возможности познания человеком сущности вещей. Георг Гегель, считал, что человеческое познание движется от явления к явлению. | ||
Материализм – признание вечности материи, т.е. природы. При этом сознание, идеальное, духовное трактуется как следствие материальной эволюции мира. | |||
Агностицизм – признание невозможности познания сущности вещей. Иммануил Кант считал, что мир может быть познан только в формах, в которые обличена наша чувственность и рассудочная деятельность. | |||
Идеализм – субстанцией мира является некое духовное неприродное начало. Однако это духовное начало субъективные и объективные идеалисты понимают по разному. | |||
Объективные идеалисты – интерпретируют его как некую абстрактную объективную духовную сущность (абстрактная идея Г. Гегеля или мировая воля А. Шопенгауэра). | |||
Гносеологический скептицизм - это абсолютизация сомнения и утверждение равной возможности противоположных утверждений. Подобного взляда придерживались античные скептики, И. Кант и др. | |||
Субъективные идеалисты – отождествляют духовную основу общества с сознанием самого субъекта (Джордж Беркли утверждал: «Мир есть комплекс моих ощущений»). | |||
Дуализм – это признание наличия двух субстанций, двух первоначал мира (учение Рене Декарта о мыслящей и протяжённой субстанциях). | |||
Плюрализм – это обоснование множества начал сущего (учение о монадах Готфрида Лейбница). |
Заключение
Для чего нужно изучать философию?
- во-первых, в условиях требующих глубокого анализа новых процессов в современном научном знании и общественной практике, их теоретического осмысления и обобщения, неизмеримо возрастает роль научной теории и методологии;
- во-вторых, философия в своём развитии не только обуславливается и определяется насущными задачами социального развития и научного познания, но и сама составляет одно из важнейших условий успешного решения этих задач;
- в-третьих, обобщая результаты исследований различных отраслей человеческой культуры, философия способствует формированию у человека целостной мировоззренческой позиции, расширению его кругозора, развитию духовных потенций, укреплению его нравственных позиций в быстротечности современных событий.
[1] Гриненко Г.В. История философии: учебник /Г.В. Гриненко, - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – С. 11.
[2] Там же – С. 12
[3] Человек и мир. Гуманистика: учеб. материалы // Под ред. Ю.А.Харина.- Минск: изд-во «Вуз-ЮНИТИ», 1996.- С.4.
[4] Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах: учеб. пособие / А.М. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С.22-23
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 55 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |