Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Развитие. Понятие развития. Модели развития.

Читайте также:
  1. I. ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТА. ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ.
  2. I. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя
  3. I. Понятие социального института.
  4. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  5. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  6. II. Понятие обобщенной зоны радиовидимости
  7. Quot;Средние слои" как стабилизирующий фактор общественного развития.
  8. V2: 1.1. Денежная система: понятие, структура и типы
  9. V2: 1.4. Понятие и структура кредитной системы
  10. А.Понятие и виды международных договоров.

Развитие является основным предметом диалектики, а сама диалектик выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика - это наиболее полное и всестороннее учение о развитии. Диалектика / от греч. - вести беседу, спор/ обязана своим возникновением искусству ведения беседы в форме диалога Сократу и созданному им сократическому методу. В ходе такого диалога стремятся опровергнуть мнение или предложений оппонента путем выведения из наго следствий, противоречащих фактам или твердо установленным истинам. Искусство убеждения при этом сводится к раскрытию возникающих при этом противоречий, к их разрешению, достижению согласия между спорящими, к уточнению их точек зрения на дискуссионный вопрос. Данная форма диалектики есть ее субъективная форма, отражение диалектики мышления. У древних не была выработана идея развития в связи объективного и субъективного, с возникновением нового, необратимого. У Парменида бытие неизменно, у Гераклита бытие изменятся. Однако эти изменения понимаются лишь на уровне внешних наблюдений. В виде стройной теоретической системы диалектика предстает у Гегеля: мир предстает в виде процесса беспрерывного движения и развития во времени и внутреннем единстве. Гегелем заложены основные принципы диалектики: идея универсальной связи явлений, единства противоположностей и диалектического двойного отрицания. Однако диалектика Гегеля - это пере ход идей, их развитие как восхождение от абстрактного к конкретному. У Гегеля сфера реальных явлений "погружена" непосредственно в идеи, хотя мир единичных реальных явлений относительно самостоятелен. Развитие материализма обусловливает в дальнейшем синтез его с диалектикой, учение диалектики распространяется на природу и общество. Материалистическая диалектика становится ядром марксистского философского мировоззрения, методом познания закономерностей природного и общественного развития и революционного преобразова­ния действительности. Метафизика выступает как альтернатива диалектики. Это философское учение о принципах и началах бытия в единстве, целостности, порой без учета его материального разнообразия Гегель увидел в метафизике ограниченность рассудочного мышления, которая преодолевается диалектическом разумом. Гегель связал разум с диалектикой, а рассудок - с метафизикой, противопоставив диалектику метафизическому методу мышления. Диалектика, по Гегелю, исправляет недостатки метафизики, не справляющейся с жизненными противоречиями, переходами, процессами развития. Согласно негативным представлениям, метафизика есть неудовлетворительный конкурент диалектики. Положительное толкование состоит в понимании ее как основополагающих принципов философии в их совокупности. /См. подробнее о взаимоотношении диалектики и метафизики В;А.Канке. Философия. Исторический и систематический курс.М..1996,0.141-143./. Нацеленность диалектики на развитие служит ее основным критерием. Однако этот критерий нуждается в конкретизации. Развитие характеризуется в его связи с движением и изменением, не единственным изменением, качественным преобразованием, а некоторым комплексом, связью системных изменений в составе элементов структуры. В этом плане развитие есть связь качественных преобразовании системы.

Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Необратимость понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше. Развитие не является просто модификацией функциональных связей состояний, актуализацией заложенных в нем потенций, а выход на иной уровень функционирования вследствие изменения организации объекта /См. Э.Г.Юдин. Системный подход и принцип деятельности.м.,1978,с.189-190./. Развитие соотносится с направленностью преобразований. Направленность следующий критериальный признак развития. Т.о. признаки развития: 1/качественный характер изменений, 2/необратимость, 3/направленность. Следовательно, развитие - это направленные, необратимые, качественные изме­нения системы. Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Сложность развития обусловливает неоднозначность его трактовок, интерпретаций. Остановимся на рассмотрении основных концепций или "моделей развития". Классические модели диалектики представлены трудами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля /логико-гносеологические модели диалектики/. XIX век дал теоретические предпосылки для вызревания нескольких концепций развития: диалектико-материалистической, градуалистской и натуралистской.

Г.Спенсер дал метафизическое объяснение всеобщей постепенной эволюции природы. Главные недостатки этой концепции - исключительно постепенный характер эволюции и развития материальных систем, а также сводимость высших форм движения материи к низшим /редукционизм/. Отрицание взрывообразных скачков, каковыми являются в живой природе мутации, а в социальной действительности - политические революции, свидетельствует о "плоскоэволюционистском" понимании развития. Концепция "творческого эволюционизма" или ''эмерджентности" строится на основе возникновения нового качества, не сводимого к исходному, признается "взрывообразный" скачок, не предсказуемый из начальных качеств. Новое качество - результат некой внутренней "творческой силы", в которой Морган.например, усматривает Бога. И плоскоэволюционисткая, и эмерддентистская концепции сходятся в отказе от имманентных материальных противоречий как источника развития природы и общества. Эволюционизм Ч.Дарвина дает наиболее полное представление о стихийно-диалектической концепции развития. Эта концепция соотносится с частно-научным понятием "эволюция", а не всеобщее - философским понятием развития. Диалектико-материалистическая концепция, созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом, в опоре на гегелевскую диалектику, гораздо более всесторонняя, богаче содержанием. В этой концепции могут быть соединены непротиворечиво принципы материализма, диалектики и гуманизма. Сама диалектика должна быть освобождена от деформаций партийно-классового порядка, чтобы раскрыть свою многогранность применительно к природе, социуму и духовному миру человека.

Законы развития. Закон отрицания отрицания. Закон перехода количества в качество. Закон "единства и борьбы противоположностей" Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим следует, что никакое развитие невозможно без отрицания отрицания. Всеобщий характер отрицания признается и диалектиками и механицистами. Однако механистическое понимание отрицания выступает в двух формах: 1/полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизация момента деструкции, разрушения, 2/абсолютизация момента преемственности в развитии Диалектическая философия отвергает абсолютизацию моментов разрушения в от ношении к предыдущим этапам развития, так как деструктивность исключает прогрессивное движение системы. Прогрессивное развитие предполагает отрицание-снятие, конструктивное отрицание. При деструктивном типе отрицания решающую роль играют внешние по отношению к системе факторы. Конструктивные отрицания детерминируются в основном внутренними факторами, противоречиями. Система в этом случае содержит в себе свое собственное отрицание -самоотрицание как необходимый момент развития, связь низшего и высшего, менее со вершенного и более совершенного. Гегель считал ядром своего диалектического метода установку на противоречивость и триаду. Триадичность: тезис- антитезис - синтез означает, что отрицание тезиса, а затем и антитезиса не является уничтожением предмета, а развитием всего содержания последнего. Синтез есть объединение тезиса и антитезиса, достижение более высокого содержания, в отличие от простого их сложения здесь нечто новое, основанное на преодолении противоречий предыдущих этапов развития. Синтез выступает как итог с развития и содержательной стороны характеризует поступательность движения. Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик объекта, материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным. Многообразие мира может характеризоваться со стороны качества и количества. Качество - это совокупность свойств предмета, системы в целостности, определенности и выделенности из окружающего фона. Количество характеризует предмет по степени его развития или интенсивности присущих ему свойств, выражаемых в величинах или числах. Изменения качества в своей основе имеют прибавление или убавление вещества, энергии, структурных или информационных компонентов системы. Количество и качество выступают как нечто раздельное лишь в абстракции, реально же они суть разные характеристики определенных объектов. Качество всегда количественно, а количество качественно. Однако их неразрывная связь не означает их слияния, граница определяется при установлении системы отсчета, выделении предмета исследования. Качество и количество связаны в мере. Мера это количественная граница данного качества, в которой качество проявляется в своей определенности. Про­цесс коренного изменения качества, надлом старого и рождение нового есть скачок. Закон "единства и борьбы противоположностей" всеобщ. Он усматривает импульсы движения и развития мира в нем са­мом, в порождаемых им самим противоречиях, в неразрывном единстве и борьбе противоположных сторон. Слово "борьба" употребляется скорее метафорически имеет смысл лишь в составе формулы "единство и борьба". Такое понимание не провоцирует на упрощенное толкование сути закона, механическое соединение диалектически противоположных сторон. Противоречие неотрывно от движения, как и развитие от противоречия. В противоречиях - и единство, и борьба. В этой связи "закон единства и борьбы противоположностей" в содержательном плане идентичен "закону диалектической противоречивости". Сами противоположности находятся в движении и развитии. В развитии противоречий модно выделить следующие этапы или состояния:1/гармоний, 2/дисгармония, 3/конфликт. По Аристотелю, гармония вообще возникает из противоположностей... Гармония… есть согласие разногласносго" /Цит по:Маковельский А. Досократики. Казань, 1919,ч.3,с.35./. Традиции античной мысли богаты своими "выходами" в современную проблематику развития. Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, развитием одной стороны за счет другой. При конфликте, столкновении обостряются взаимоотношения между противоположностями, преобладает разнонаправленность и взаимоотрицание, что ставит под вопрос само существование системы. Единство и борьба противоположностей является источником и главной движущей силой развития. Существование множества противоречий предполагает их деление по степени охвата действительности, выделяются два типа: 1/0бщедиалектические охватывающие материальную и духовную действительность, 2/специфически-диалектические, подразделяющиеся также на а/ противоречия материальных систем и б/ диалектические противоречия познания. Рассмотрим, например, внешние и внутренние противоречия. Данные эволюционной теории, генетики и философии свидетельствуют, что импульсы к развитию системы заключены внутри нее. Для вида, популяции мутации результат внутренних противоречий, однако внешние факторы существенным образом определяют направление изменчивости. Удельный вес каждого из противоречий устанавливается конкретно, но в общей форме обнаруживается неразрывность внешних и внутренних противоречий. Однако источником развития являются внутренние и внешние противоречия системы, саморазвивающейся при ведущей роли внутренних противоречий. Рассмотренные законы диалектики с трех различных сторон характеризуют развитие: закон диалектической противоречивости - источник, импульс, развития; закон перехода количества в качество - механизм возникновения новых качеств; закон отрицания отрицания - характер и форму прогрессивно направленных изменений. Первый закон дает ответ на вопрос: почему совершается развитие?, второй - на вопрос: как происходит развитие?., третий - на вопрос: каков характер поступательного развития?. Обладая специфичностью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга, вплоть до полного слияния. Их единство многранно. Основа этого -взаимодополнение в развитии.

Основные принципы и законы материалистической диалектики были сформулированы классиками марксизма свыше ста лет назад. В XX веке революция в науке приобрела небывалый размах, соединившись с технологией. В последние полвека коренным образом изменилась концептуальная структура и средства, а также методы научного познания. Для неклассической науки характерны - тенденция к целостному, систем ному исследованию различных природных и социальных процессов, изучение эволюции и развития не только отдельных систем, но и систем региональных, глобальных, раскрытие внутренних механизмов самоорганизации, лежащих в основе этого развития. Настало время всерьез заговорить о новой форме диалектики, сопоставив новые представления о системности и самоорганизации, новое понимание и объяснение в науке с принципами, законами и категориями диалектики. По-видимому, это единственный путь, по которому может идти философия, претендующая на научность. С точки зрения современной науки таким атрибутом становится самоорганизация материальных систем, ибо именно она характеризует внутреннюю активность материи. Прежняя диалектика, ориентирующаяся на категориальный аппарат гегелевской диалектики, хотя и критикует механицизм и метафизику, но также не в состоянии адекватно объяснить процесс развития материальных систем. Данная форма диалектики имеет существенный не достаток: она сохраняет некоторые черты гегелевской диалектической формы, из которой она возникла. Для Гегеля, объективного идеалиста, развивается прежде всего мысль, идея, теория. Маркс и Энгельс материалистически преобразовали гегелевскую диалектику, неустанно подчеркивая, что по законам диалектики развивается прежде всего сам объективный мир. Однако материалистическая интерпретация диалектики Гегеля не ознаменовалась раскрытием специфических за конов, внутренних законов развития материального мира. По сути дела, и эволюционная теория Ч.Дарвина не раскрыла внутренних механизмов развития в живой природе, описав их на уровне феномена.

Что же касается неживой природы, то выводы тогдашней науки находи лис1. в резком противоречии с эволюционными идеями Дарвина /второе начало термодинамики/.Таким образом, сама идея развития не была органически связана с эволюцией и усложнением природы в процессах ее самоорганизации. Чтобы понять механизмы подобной самоорганизации структур необходимо обратиться к неживой природе / образование песчаных дюн, циклонов, антициклонов и т. п./ Синергетика является на настоящий момент наиболее общей теорией самоорганизации систем, формулируя наиболее общие принципы самоорганизации на все," структурных уровнях материи. И.Пригожий, один из ведущих создателей этого подхода, свое понимание феномена самоорганизации связывает с понятием диссипативной структуры - структуры спонтанно во вникающей в открытых неравновесных системах. Классическими примера ми таких структур являются образование сотовой структуры в подогреваемой снизу жидкости /т.н. ячейки Бенара/, "химические часы" /реакция Белоусова-Даботинского/, турбулентное движение. В книге И.Пригоиина и И.Стенгерс "Порядок из хаоса" процесс возникновения диссипативных структур объясняется следующим образом. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, ее элементы /например молекулы газа/ находятся как бы в состоянии гипнотического сна и в силу независимости друг от друга не способны к образованию упорядоченных структур. Под воздействием же энергетических взаимодействий с окружающей средой система переходит в неравновесное "возбужденное" состояние. Ее элементы начинают действовать согласованно, между ними возникает коррелятивное, когерентное взаимодействие - диссипативная структура. Термин "синергетика" образован от греческого "синергия", что означает содействие, сотрудничество. Именно "совместное действие" характеризует процессы самоорганизации.Пригожин выдвинул принцип, согласно которому источником порядка является неравновесность. Неравновесность есть то, что "порождает порядок из хаоса" /Пригожин И.Стенгерс И. Порядок из хаоса.М.,1986,с.357./.

Категория порядка и беспорядка, почти не использовавшаяся в философии Нового времени, завоевывает внимание ученых. Происходит своеобразное возвращение к античной традиции, в которой понятие порядка и беспорядка было связано о пониманием процессов происхождения и развития мира. В наивно-эмпирическом взгляде античные мыслитель пытались понять, каким образом из первоначального хаоса возникает космос - единый целостный и упорядоченный мир. Санергизм позволяет приблизиться к пониманию, почему вопреки действию закона возрастания энтропии /второй закон термодинамики, непреложность которого признается учеными/, окружающий нас мир демонстрирует высокую степень организации и порядка. На протяжении веди истории развития Вселенной происходит непрерывное усложнение организации структурных уровней материи, и сам процесс развития носит явно направленный характер. Современный синергизм может по служить своего рода апологией, защитой и объяснением организованности, упорядоченности и целостности мира в его развитии. Рассмотрение соотношение между классической, ньютоновской динамикой и стохастическими, вероятностными процессами показывает, что они не противоречат друг другу. Особенно ясным это стало в 60-х годах, после появления работ советских математиков А.Н.Колмогорова и В.И.Арнольда. Природа вероятности обусловлена внутренней нестабильностью динамических систем. Рост энтропии обусловлен самой динамической структурой нашей Вселенной. В современной картине мира должен быть преодолен дуализм, противоречие между "физикой существующего" и "физикой возникающего". Физика со времен Ньютона, считает Пригожин, своей задачей ставила достижение такого понимания Реальности, при которой изменения объектов описывались как строго детерминированная эволюция начальных состояний. В динамике - классической, квантовой, релятивистской - время описывается как внешний признак, не имеющий выделенного направления, что не позволяет установить различие между прошлым и будущим /См.:Пригожин И. От существующего к возникающему.М.,1985, с.217-218./. Важной проблемой в этой связи является согласование детерминистического и вероятностного подхода к эволюции и развитию. Идеи синергетики не являются универсальными, но значительно углубляют концепцию детерминизма в ее связи с развитием, эволюцией живого и неживого. В XIX веке появляется, новое умонастроение: Разум и разумная деятельность должны быть включены в единый анализ процессов развития. Русский космизм, а затем и В.И. Вернадский видели в человеке - носителе разума, не только зрителя мирового процесса, но и его участника. Так возникает принцип антропности, а затем в связи с ним принцип совместного коэволюционного развития природы, космоса, человека. Разум, рожденный на Земле, способен расширить сове взаимодействие с природой и внутренне изменить, одухотворить своего носителя человека. Разуму придется создавать новые принципы этики и морали, чтобы преодолеть "дуализм исполнителя и наблюдателя": Разум для своего развития должен из зрителя и наблюдателя все больше превращаться в участника мирового процесса развития, превращая этот дуализм в единство.

Выражением этого единства, его поисков в определенной степени является в современной научной картине мира идея глобального эволюционизма. Однако статус этой идеи, сфера ее применимости, в отличие от философской идеи развития, уже, она не охватывает "все мировое целое, а лишь область естественно - научного знания. Специфический для научной картины язык выражения идей глобального эволюционизма находится в стадии становления. Одним из важнейших аспектов этой проблемы является антропный принцип.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав