Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Платон. Учение об Эросе («Пир», «Федр»).

Читайте также:
  1. II. Витальное (прижизненное) изучение клеток.
  2. II. Изучение нового материала
  3. III. ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗБРАННОЙ ТЕМЕ
  4. III. Современное традиционное обучение (ТО
  5. IV. Учение Н. Хомского о глубинной и поверхностной структурах предложения.
  6. Quot;Обучение мышлению".
  7. V. СТАТУС МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О БОРЬБЕ С ВЕРБОВКОЙ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЕМ И ОБУЧЕНИЕМ НАЕМНИКОВ
  8. А-излучение - это поток тяжелых положительно заряженных
  9. Абсолютная идея и учение о духе Гегеля.
  10. Аксиология как учение о ценностях. Этический компонент философского знания

Пир. Когда Аполлодор шел в город, его окликнул знакомый. Знакомый попросил рассказать, какие речи велись о любви на пиру у Агафона(там был Сократ). Аполлодор ответил, что пир был очень давно. Аполлодор не был на этом пиру, т.к пир был во времена его детства. Аполлодор говорит, что ему всегда приятно слушать философские речи и неприятно – речи дельцов. Знакомый говорит Аполлодору, что тот нападает на всех, кроме самого Сократа. Аполлодор рассказывает о содержании речей на пиру:

Сократ шел на пир и встретил Аристодема и позвал того на пир («к людям достойным на пир достойный без зова приходит»). Хозяин был рад Аристодему, а Сократ по пути шел позади Аристодема и оказалось, что Сократ не пришел. Оказалось, что Сократ повернул назад и стоял в сенях соседнего дома. Хотели послать за Сократом, но не стали. Сократ пришел к середине пира. Сократ: «Хорошо было бы, если бы мудрость имела свойство перетекать, как только мы прикоснемся друг к другу, из того, кто полон ею, к тому, кто пуст». Завязался разговор о вреде пьянства. Некоторые были с похмелья и поэтому все решили допьяна не напиваться. Решили воспеть бога Эр о та(бога любви), чтобы каждый сказал похвальное слово о нем. Речь Федра: Эрот – бог древнейший. Было бы хорошо из влюбленных и возлюбленных составить войско. Отвагу любящим дает Эрот. Умереть за любимого могут не только мужчину, но и женщины. Орфея боги наказали за то, что он не умер ради любимой, а пробрался за ней в Аид. Речь Павсания: Афродиты 2 и Эротов двое(небесный и пошлый). Небесной является любовь к умным и сильным мужчинам. Никакое действие не может быть прекрасно само по себе, если оно совершается прекрасно, оно прекрасно, если совершается безобразно, то оно безобразно. Угождать поклоннику – прекрасно (угождать, чтобы набраться мудрости). Речь Эриксимаха: Эрот разлит по всей природе. В больном теле один Эрот, в здоровом – другой. Врачевание – это внушение враждебным началам любви. Этот бог управляет гимнастикой и земледелием. Музыкальное искусство устанавливает любовь и единодушие. Во всяком деле нужно принимать во внимание обоих Эротов. Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности. Когда-то люди были 3-ех полов, 3-ий совмещал в себе все признаки обоих полов(андрогины). Люди пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов. Зевс решил разрезать каждого из этих людей пополам (у них все части тела были удвоенные). После разрезания Аполлон все залечил. Половинки стремились друг к другу, сплетались, ничего не делали порознь и умирали. Зевс их пожалел и переместил их срамные части вперед, чтобы могли рождаться дети (до этого они изливали семя на землю). Теперь каждый ищет соответствующую ему половину. Мужчины, которые являлись частью андрогина, охочи до женщин. Любовью называется жажда целостности и стремление к ней (половины хотят срастись). Если люди не будут почтительно относиться к богам, их еще раз распилят надвое. Наш род достигнет блаженства тогда, когда каждый найдет соответствующий себе предмет любви, чтобы вернуться к своей первоначальной природе. Речь Агафона: совершенства Эрота. Эрот – самый совершенный из богов. Это самый молодой бог, он обходит старость и бежит от нее. А с молодыми он неразлучен. Эрот правит богами и поэтому боги живут в дружбе. Эрот нежен, ибо он обитает в душах людей. Он останавливается в местах, где все цветет и благоухает. Эрот причиняет страдания без насилия, ибо Эроту служат всегда добровольно, а что делается с обоюдного согласия, то «законы, эти владыки гос-ва, признают справедливым». Эрот способен другого сделать поэтом. Он дает мастерство в искусстве и ремеслах. Сократ говорит, что не сможет сказать своей речи после такой прекрасной предыдущей речи. «Вы приписываете Эроту все, что угодно, любые свойства, любые заслуги, лишь бы выставить его в прекрасном свете. Я скажу вам правду об Эроте в первых попавшихся выражениях». Речь Сократа: цель Эрота – овладение благом. Богач хочет сохранить богатство, бедный вожделеет богатство. Т.е это значит «любить то, чего у тебя еще нет и чем не обладаешь, или если ты хочешь сохранить на будущее то, что ты имеешь теперь». Предмет любви то, в чем испытываешь нужду. Значит, Эрот лишен красоты и нуждается в ней. Доброе прекрасно, а значит Эрот нуждается и в добре. Сократу в свое время тоже самое доказала Диотима. Но это не значит, что Эрот некрасив и подл. Эрот находится посередине между этими крайностями. Некоторые люди не считают Эрота богом. Боги прекрасны и добры, а Эрот не обладает этим, он не бог. Эрот – это нечто среднее между бессмертным и смертным. Он гений. Гении соединяют мир богов и людей, они посредники. Он сын Пении и Пороса (бог богатства). Эрот был зачат на дне рождения Афродиты. Пьяный Порос пошел отдохнуть в сад, и к нему прилегла Пения. Пения бедна, поэтому Эрот беден, неопрятен и т.д. Он стремится к мудрости, он всю жизнь занят философией. Все, что он приобретает, идет прахом. Эрот посередине между мудрецами и невеждами, потому что он занимается философией. Отец у него и мудр и богат, а мать ничем этим не обладает. Ни половина, ни целое, не вызовет любви, если не представляет собой какого-то блага. Люди любят обладать благом и обладать вечно. Всякая любовь есть стремление к вечности. Все люди беременны телесно и духовно. Любовь – это стремление родить и произвести на свет в прекрасном. Рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. Наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А значит любовь – это стремление к бессмертию. Человек в течении жизни не остается одним и тем же, он меняется и физически и духовно. Какие-то знания мы утрачиваем, какие-то – приобретаем. Смертное, устаревая и уходя, оставляет новое свое подобие. Поэтому каждое существо заботится о своем потомстве. Те, у кого от бремени хочет разрешиться тело, находят бессмертие в своих детях. Беременные духовно – те, кто вынашивает духовные качества. Этот человек ищет прекрасное, в котором мог бы родить. Он ищет прекрасного и добродетельного человека, которого воспитывает, между ними дружба. Эти люди совершают много прекрасных дел и о них помнят и воздвигают им святилища. Такой человек выше всего ценит красоту души. Постепенно такой человек дойдет до прекрасного самого по себе. Вот каким путем нужно идти в любви – начав с отдельных проявлений прекрасного, надо как бы по ступенькам подниматься ради самого прекрасного вверх. Человек, увидевший беспримесное прекрасное, рождает добродетель и этот человек бессмертен.

Пришел пьяный Алкивиад и приревновал Сократа к Агафону. Алкивиад не стал славить Эрота (по словам Алкивиада, Сократ ревнует к восхвалениям). Речь Алкивиада: панегирик Сократу. Сократ похож на сатира Марсия, Сократ флейтист и дерзкий человек. Сократ потрясает всех своими речами, как Марсий потрясает всех игрой на флейте. «Только перед Сократом я испытываю стыд. Внутри у Сократа рассудительность, он ни во что не ставит ни красоту, ни богатство. Он считает, что мы сами – ничто. Всю жизнь морочит людей притворным самоуничижением». Внутри него, как у селена, изваяния богов. Алкивиад рассказал, как Сократ пренебрег его красотой. Рассказ о том, как Сократ думал, и весь день простоял на одном месте. Сократ вынес раненного Алкивиада с поля боя. Алкивиад все еще был влюблен в Сократа. На рассвете не спали только Аристофан, Сократ и Агафон. Сократ убедил их в том, что один и тот же человек должен уметь сочинять и комедию и трагедию.

Эр о т, Эрос, Эрототос – можно этими тремя именами называть бога любви.

31. Платон. Учение о происхождении и устройстве Космоса. Учение излагается в диалоге»Тимей» и частично в Федоне(устройство земли).

Лекция Майорова о диалоге Тимей: О происхождении, устройстве и судьбе Космоса. «Вечное, тождественное себе сущее постигается с помощью мышления». «О том, что гибнет, можно иметь ощущение и мнение, а истинное знание – никогда». «Всеобъемлющее небо(космос) возникло, ибо оно зримо и осязаемо, если бы оно было незримо и неосязаемо, вопрос о его возникновении не стоял бы, т.к то что не возникает, существует вечно». Космос возник, а значит он не идеальный. Отыскать творца нелегко. Взирая на какой образец, творил Творец Космос? Творец взирал на вечное. Демиург Космоса – наилучшая из причин. Мир – наилучший из миров. Демиург взирал на идеальное. Идеальное тут в 2-ух смыслах – совершенное и умозрительное. Идеальное – это только мыслимое. Образец, на который взирал Демиург, никем не создан. «Тот, кто благ, никогда не испытывает зависти». «Творец пожелал, чтобы все вещи стали подобны ему самому. Творец приводит вещи в порядок(функция демиурга). В основании всего сущего 3 субстанции: Благо(высшая субстанция) – непостижимое, первенствующее во всем, природа блага пребывает во всем, а само оно ни в чем не нуждается; нус, мировая душа. Благо – это орудие творения и цель творения. «Прекраснее то, что наделено умом, ум не может обитать ни в чем, кроме души. Душа управляет телом, а ум управляет душой». Наш космос един и единствен во всем сущем. Тело вселенной состоит из огня и земли. Бог поместил между огнем и землей воду и воздух. И объединил все по универсальной пропорции. Далее Демиург округлил космос до состояния сферы, т.е космос пределен. Есть 3 рода: тождественное, иное и средний род тождественного и иного. Иное(инаковое) – не тождественное. У него нет своего лица, оно живет за счет другого. Самобытное бытие(то, что стабильно присутствует) – это тождественное. Если что-то не переходит в иное, оно является тождественным. Демиург из этих трех сделал одно целое. Душа охватывает тело. Душа мировая, простертая от центра до пределов неба, сама в себе вращается. Тело неба родилось видимым, а душа – невидимой. Душа совершеннее всего рожденного. Душа – смешение тождественного, иного и сущности. Душа безгласна и беззвучна. Время – это движущееся от числа к числу подобие вечности. Время возникло с небом, чтобы и распались они вместе. Первообраз есть то, что пребывает целую вечность, а отображение первообраза возникает. Ход времени будет подражать всей природе до конца времен. Человека бог сотворил по подражанию вселенной. Все состоит из треугольников. 4 рода вещей из треугольников.

32. Платон. Теоретические источники его философии. Больше всего на Платона повлиял его учитель Сократ. Например, диалог Федон автобиографичен, в нем говорится о казни Сократа. Именно Сократ ввел понятие «диалектика». Платон от Сократа перенял этот метод рассуждения(диалектику). Диалектика включает в себя в качестве элементов: свободный диалог противоречащих друг другу сторон; иронию, подзадоривающую спорящих смешением серьезного и смешного, глубокомысленного и легкомысленного; майевтику – искусство с помощью наводящих вопросов содействовать самостоятельному рождению истины в душе собеседника и связанную с этим искусством индукцию, возводящую ум собеседника от частных фактов к общим принципам и имеющую своей целью универсальное определение искомого понятия. Сократ также передал Платону свой интерес к морали и особенно озадаченность проблемой высшего Блага, научил Платона духовному пониманию божества, убедил в превосходстве общего над частным, идеального – над материальным, внушил уважение к государственной форме жизни и обратил его внимание на судьбу души и важность самопознания. Платон испытал огромное воздействие личности Сократа и сделал потом Сократа главным героем почти всех своих философских произведений. Влияние пифагорейцев. У Платона изучение арифметики является обязательным для стражей. Т.к числа можно только мыслить, они причастны к миру идей, который является умопостигаемым. Но Платон идет дальше пифагорейцев, говоря о том, что пифагорейцы не выясняют, какие числа созвучны, а какие нет. Т.е они не ищут свойства чисел самих по себе. Платон считает философов служителями Аполлона, а Пифагор очень почитал Аполлона, отводил ему главную роль. Платон знал учения философов, живших до него и бывших его современниками. Многие диалоги построены на полемике между Платоном и каким-либо философом. В Кратиле содержится критика гераклитовцев. В Пармениде – полемика Сократа и Парменида. Протагор – спор с Протагором. В Теэтете показывается неправильность тезиса Протагора «Человек – мера всех вещей…». Платон был знаком и с философией элеатов. С философией элеатов и пифагореизмом он познакомился будучи в Сицилии, у тирана Дионисия. Значительным было идейное влияние на Платона Гераклита, возможно через посредство гераклитовцев Кратила и Калликла, ставших персонажами его диалогов. На язык и стиль Платона оказали влияние греческие трагики, особенно Еврипид, и комедиографы – Эпихарм, Аристофан, а также софисты и Сократ.

33. Платон. Учение об обществе и государстве. Диалог «Государство» Платон сочинил в зрелый период. Произведение посвящено модели идеального государства. Это один из важных диалогов Платона, где разбирается этическая проблематика, проблематика познания(образ пещеры). Это итоговое произведение философии Платона. Гос-во состоит из 10 книг. Первая книга написана в то время, когда Платон писал короткие диалоги. 6-7 книга – наиболее выдающиеся. 2 сословия – сословие стражей и сословие производителей. Сословие стражей делится на 2 части – воины и правители. В раннем детстве нужно производить тестирование, к чему у детей есть способности и есть ли у них материальные потребности. Те, кто любит материальные вещи, должны стать производителями этих вещей. Эти люди не одарены талантом защищать и управлять. Кто склонен к государственному управлению и защите – должны стать стражами. Специальные комиссии к 15-16 годам должны определять будущее человека. Девочки и мальчики воспитываются вместе. Деньги в гос-ве отсутствуют. Стражи избавлены от денег – главного соблазна. Не известно, остаются ли деньги у метеков(неграждан). Если человек не раб по натуре, то он убьет себя, чтобы не быть рабом. Рабы есть, но они не рассматриваются. Сословие производителей находится на попечении гос-ва, они получают от гос-ва услуги, а взамен дают материальные блага. Стражи контролируют жизненный процесс всех членов гос-ва. Для высшего сословия создаются аскетические условия, чтобы у них не было желания воровать. Для высшего сословия устанавливается коммунизм. Высшее сословие лишено собственности, они питаются в общих столовых, у них нет собственных домов, образованы они одинаково и все равны как братья. Они были созданы из золота и серебра(такое сравнение). Для высшего сословия самые строгие законы. У производителей материальных благ есть собственность, т.к они не дошли до коммунистического сознания, до обобществления собственности. В момент родов у матерей отбирают ребенка, поэтому матери любят всех детей, т.к не знают, где чей ребенок. Есть кормилицы. Смена кадров готовится в каждом сословии. Собирается Совет Старейшин и решает все текущие вопросы(войны и мира и т.д). Совет старейшин решает брачные дела, кто чьей женой будет, кто чьим мужем. Для сословия стражей свобода закладывается самим воспитанием. Невозможно, чтобы страж изменил гос-ву. Спасители и помощники – так называют правителей. В гос-ве предпочитается дарийская музыка(похожа на спартанскую, ровный лад, под такую идут в бой, мужская музыка, лишена тональности, не может пробудить чувственности. Есть еще лидийский лад(расслабляющий), фригийский(экстатический). Но именно дарийский лад способствует концентрации всех устойчивых инстинктов, желаний. Праздники в гос-ве сохраняются. Много обрядности, создается искусственная религия – почитание погибших героически воинов, умерших правителей. Чтобы быть правителем, надо знать что такое Благо. Главное препятствие для построения идеального гос-ва – частная собственность. Был такой город Платонополес, в нем попытались реализовать идею идеального гос-ва, но не получилось. СССР – последняя попытка воплотить платоновское гос-во.

1-ая книга Государства о справедливости. Нужна ли людям справедливость? Можно ли быть справедливым и счастливым. Сократ спорит с Фразимахом, что лучше – быть справедливым или выгоднее быть несправедливым. Фразимах нагловатый, самоуверенный. Фразимах считает, что справедливо то, что выгодно власти(сильнейшему). Несправедливые всегда выигрывают в схватке со справедливыми. Друзья – это те люди, которые являются хорошими, им после смерти воздастся по справедливости. Философы и воины – стражи справедливости. Эта книга – своеобразная сатира на Фразимаха. В этой книге ничего не решается, это просто диалог. Сократ, чтобы опровергнуть фразимаха далее говорит о распределении ролей в гос-ве.

Государство 5-7 книги: Идет разговор об общности детей и жен у стражей. Почему женщины тоже не могут быть стражами? Различия между мужчинами и женщинами связаны с их занятиями. Если обнаружится разница между мужчинами и женщинами в способностях к какому-либо занятию, то в таком случае нужно поручать это дело тому или иному полу. Одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того т другого пола, и по своей природе как женщина, так и мужчина, могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины. Встречаются женщины, склонные быть стражами. Стражи – лучшие из граждан. А женщины-стражи – лучшие из женщин. Лучшими их делает мусическое искусство и гимнастика. Мусическое искусство – это 7 свободных искусств – квадриум(геометрия, арифметика, астрономия, музыка – это точные науки), тривиум или троепутье(риторика, грамматика, диалектика(теория мышления, наука о правильном мышлении)Женщинам нужно давать поручения более легкие, чем мужчинам. Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок – кто его отец. В дальнейшем будут учреждены священные браки. Священными были бы браки наиболее полезные. Правители могут прибегать ко лжи и обману ради пользы тех, кто им подвластен. Лучшие мужчины должны соединяться с лучшими женщинами, а худшие – с худшими(выбор по жребию). Но что это так делается, должны знать только правители. Дети воспитываются отдельно от родителей. Женщины рожают от 20 до 40, а мужчины зачинают от 30 до 55 лет. Правитель должен разрешить союз мужчины и женщины, это освящается жертвоприношениями, брак. Когда женщины и мужчины выйдут из возраста, назначенного для произведения потомства, то они могут сходиться с кем угодно, кроме родственников. Они должны стараться, чтобы ни один зародыш не вышел на свет.

Война с эллинами – это раздор. Нельзя сжигать дома эллинов и вести себя в раздоре так, как ведут себя воины сейчас, воюя с эллинами. В раздоре с эллинами воины выступают как разумные советчики, а не враги. Вражда с варварами – это война. В неопасные походы стражи будут брать с собой детей, пригодных в силу возраста к такому обучению. В случае чего, если будет опасность, дети смогут убежать с битвы, потому что у детей будут быстрые и послушные кони. Изложение учения об идеальном государстве не теряет ничего оттого, что мы не в состоянии доказать возможности устроения такого государства. Царственная власть и философия должны слиться воедино. Философ познает не мнения, а бытие и истину. Тех, кто охотно готов отведать от всякой науки, кто с радостью идет учиться и в этом отношении ненасытен, того мы будем называть философом. Есть любители мнений и любители истины. Любитель мнений познает нечто между существующим и несуществующим. Любитель мнений познает проявления прекрасного, а существование прекрасного самого по себе отвергает. Познаваемое и мнимое – это не одно и тоже. К бытию относится познание, а к небытию – незнание. Общепринятые суждения большинства относительно прекрасного и других подобных вещей, колеблются где-то между небытием и чистым бытием. Любители мудрости созерцают сами сущности, вечно тождественные самим себе(прекрасное само по себе и т.д).(это идеи). Философов нужно поставить правителями, потому что они познали сущность каждой вещи. Философов страстно влечет к познанию. Приобретение знаний доставляет удовольствие душе философа. Телесные удовольствия у него пропадают, поэтому этот человек не корыстолюбив. Мелочность – злейший враг души. Основное свойство философской души – охват мыслью целокупного времени и бытия. Философу присущи 4 основные добродетели идеального государства: мужество, великодушие, понятливость, память. Философ – это друг и сородич истины. На это Адимант возразил Сократу, сказав, что те, кто долго занимается философией, становятся странными и делаются бесполезными для государства. И это действительно так. Сократ приводит сравнение философа с кормчим: кормчий знает свое дело, может управлять кораблем, а моряки захватывают власть на корабле, и это приводит к страшным последствиям. Поэтому философы в государствах не пользуются почетом. Большинство не находит никакого применения этим выдающимся людям. Философ должен руководствоваться истиной, добиваться ее всевозможными средствами. Философ не останавливается на мн-ве вещей, лишь кажущихся существующими, но идет вперед до тех пор, пока он не коснется самого существа каждой вещи, тем в своей душе, чему подобает касаться таких вещей, а подобает это родственному таким вещам началу. Соединившись с подлинным бытием, он будет познавать и поистине жить и питаться, и лишь таким образом избавится от бремени. Дурная слава о философии закрепилась, потому что философией занимались люди недостойные. Самые одаренные люди при плохом воспитании становятся особенно плохими. Если природа философа получит надлежащую выучку, то развиваясь, она непременно достигнет всяческой добродетели. Нынешние государства сохраняются благодаря божественному уделу(устройство этих государств неправильно). Софисты преподают взгляды большинства, а большинство, что ему тягостно – называют злом, а что ему приятно – благом. Толпе не присуще быть философом, она не может выделить сущность каждой вещи. А значит, философы будут вызывать порицание толпы. Цари или сыновья царей могут обратиться к философии, и таким образом установится справедливое государственное устройство. Правители должны сперва очистить нравы людей в государстве. И не стали бы вводить в гос-ве законы, пока не получили бы его чистым или сами не сделали бы его таким. Подростки и мальчики должны получить воспитание и изучать философию соответственно их юному возрасту, непрестанно заботясь о своем теле, пока они растут и мужают; философии это будет в помощь. С возрастом, когда начнет совершенствоваться их душа, они должны напряженно ее упражнять. Нужно проверять философа в трудностях, опасностях и радостях, чтобы проверить его личные качества. Надо упражнять его во многих науках. есть 3 вида души. Идея блага – это самое важное знание; ею обусловлена пригодность и полезность справедливости и всего остального. Без этой идеи ничего не послужит нам на пользу. К благу стремится любая душа и ради него все совершает. Мнения, не основанные на знании, никуда не годятся. Идеи можно мыслить, но не видеть. Всякий раз, когда душа устремляется туда, где сияет истина и бытие, она воспринимает их и познает, а это показывает ее разумность. Когда же она уклоняется в область смешения с мраком, она тупеет, становится подверженной мнениям. Благо придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать. Мир умопостигаемый и мир видимый. Разделы видимого: отражения, образы предметов, все предметы и существа. Разделы умопостигаемого: душа в своем стремлении вынуждена пользоваться предпосылками(образами); второй раздел разум достигает с помощью диалектической способности(не пользуясь ничем чувственным). 4 состояния, что возникают в душе: на высшей ступени – разум, далее-рассудок, вера, уподобление(ранжированы по причастности к истине). 7-ая книга. Символ пещеры: люди находятся в пещере в оковах, они стоят спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине. Они видят только тени, отбрасываемые огнем на стену пещеры(мимо пещеры проносятся различные предметы). Люди в пещере соревнуются в том, кто лучше знает, как чередуются тени, в каком порядке. Если одного из людей освободить и заставить смотреть на свет, у него заболят глаза. Поэтому начинать надо с самого легкого: сначала смотреть на тени, затем на отражения в воде, а уж потом на сами вещи. И наконец, он смог бы смотреть на само Солнце. Он придет к выводу, что Солнце(идея Блага) – причина того, что видно в пещере. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине – это подъем души в область умопостигаемого. Чтобы узреть благо, нужно изменить себя. Нужно приучать свое умозрение к созерцанию блага, приучить себя к вещам, причастным благу(истина, красота, справедливость). Идеальное первично, все реальное – это подражание идеальному. Каждую вещь можно узнать через идею. В полном смысле существует только идеальное. 3 способа приобщения к идеальному: причастность, подражание, присутствие. Идея блага с трудом различима, но она – причина всего правильного и прекрасного. Пришедшие к этому не хотят заниматься человеческими делами, их души стремятся ввысь. У человека есть способность созерцать, но в человеческом мире она не на то направлена. Для управления не годятся люди непросвещенные и те, кто занимается самоусовершенствованием(они думают, что уже переселились на острова блаженных).Философ должен спуститься к узникам, потому что главное – благо всего государства. Вернувшегося в пещеру чуть не убили, узники подумали, что он свихнулся. Они постановили, что всякая попытка выйти будет караться смертью.

Мусическое искусство делает стражей уравновешенными. Счет и число – это один из разделов чистого бытия. То, что воздействует на ощущения противоположно, побуждает рассудок к деятельности. Воину необходимо усвоить арифметику для войскового строя, а философу – для постижения сущности. Философу нужно прийти к созерцанию природы чисел. Числа можно только мыслить. Люди, восприимчивые к счету, восприимчивы ко всем наукам. Если геометрия заставляет созерцать бытие, то она нам годится, если становление – то нет. Это наука, которой занимаются ради познания вечного бытия. Важна наука об измерении глубины, но она пока развита плохо. Астрономия пригодна для руководства военными действиями. А философам небесным узором надо пользоваться как пособием для изучения подлинного бытия. Наши уши устремлены к движению стройных созвучий(музыка). Пифагорейцы ищут числа в воспринимаемых на слух созвучиях, но не подымаются до рассмотрения общих вопросов и не ваясняют, какие числа созвучны, а какие – нет и почему. Когда кто-либо делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага(диалектический путь). Только способность рассуждать может показать человеку истину. Разделы диалектического метода – познание, рассуждение, вера, уподобление. Вера и уподобление составляют мнение, познание и рассуждение – мышление. Диалектик – это тот, кому доступно доказательство сущности каждой вещи. Диалектика будет венчать все знания. У философа должна быть острая восприимчивость к наукам и быстрая сообразительность. Философ не должен допускать намеренную ложь, а также нечаянную. Нельзя верить Солону, будто человек, старея, может многому научиться. Занятия по предметам, которые предшествуют диалектике, надо преподавать стражам еще в детстве, не делая принудительной формы обучения.В особый список нужно занести тех, кто в трудах, в науках, в опасностях – всегда самый находчивый. Занести в том возрасте, когда они уже не будут заниматься телесными упражнениями. (из числа 20-летних). Они будут пользоваться большим почетом, чем остальные. Нужно им преподать общий обзор наук, кто способен все обозреть – тот диалектик. Когда им исполнится 30 лет, надо отобрать тех, кто может подняться до истинного бытия. Через 5 лет они должны будут занять государственный должности(это проверка). В 50 лет наиболее отличившиеся увидят благо само по себе, возьмут его образец и упорядочат и гос-во и людей и самих себя. Большую часть времени они будут проводить в философствовании. После смерти отойдут на острова блаженных. Правителями могут быть не только мужчины, но и женщины. Когда наступит такой строй, то всех, кому в городе больше 10 лет, они отошлют в деревню, а остальных детей воспитают на свой лад, таким образом быстрее установится идеальный государственный строй.

 

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 64 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав