Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Русская культура конца 15-16 веков.

Читайте также:
  1. XIV. Светские наука, культура, образование
  2. Административная культура и ее типология
  3. Аккультурации
  4. Американская журналистика конца 19 века.
  5. Анализ вышеназванных тенденций позволяет выделить ряд проблем развития мирового хозяйства на рубеже ХХ - ХХI веков.
  6. Анталагічныя асновы фундаментальнай культуралогіі.
  7. Антиповедение и русская «смеховая» культура.
  8. Археологическая культура Волжской Болгарии.
  9. Б) Черняховская культура (кон. II-кон. IV вв. н.э.).
  10. Барокова культура України. Українські братства (Львівська, Київська братські школи). Зв’язки з Європою та її впливи.

1.Общая характеристика периода.

2.Фольклор.

3.Просвещение. Книгопечатание.

4. Общественная мысль и литература

5.Архитектура и изобразительное искусство.

1.Общая характеристика периода.

Рубеж 15-16 веков – переломный в развитии русских земель. Образование единого Российского государства; освобождение страны от татро-монгольского ига; завершение формирования великорусской народности – все это оказало прямое воздействие на русскую культуру, вызвало ее подъем. Многие исследования считают, что в это время Россия пережила своеобразный Ренессанс.

Но в 16 веке развивались и негативные черты. Оформляется крепостничество (1581 год – указ о «заповедных годах» ввел запрет на переход крестьян от одного господина к другому). Опричнина (1565-1572 гг.) Ивана Грозного сильно ослабила Российское государство, длительная Ливонская война (1558-1583 гг.) подорвала экономику страны – все это вызвало обострение социальных противоречий. Что сказалось и на характере культуры: отличительной ее чертой стало усиление светских и демократических элементов, что особенно ярко проявилось в еретических движениях. Усилившаяся борьба за власть между государством и церковью, а также борьба различных группировок внутри самой церкви ослабили ее позиции и влияние на духовную жизнь.

Еретические движения начали возникать в России еще со второй половины 14 века, когда в Новгороде и Пскове среди ремесленников и низшего духовенства появились «стригольники». Они критиковали Библию и сочинения Отцов церкви с позиции разума, отрицали религиозные обряды.

Во второй половине 15 века на почве разгромленного церковными властями стригольничества в Новгороде возникает новая ересь, которую воинствующие церковники окрестили ересью жидовствующих. Новгородских еретиков обвиняли в переходе в иудаизм. Сами еретики (священники Алексей, Денис) отрицали церковную иерархию с точки зрения разума, не принимали один из основных догматов христианства – Троицу, считали ненужными обряды. Еретики пытались осуществить утопический идеал, создать религию без церкви и веры в чудесное. Ересь была осуждена церковным собором в Москве в 1490 году.

Но ересь перекинулась и на аристократию. Им покровительствовал Иван III, т. к. в это время шел рост монастырских владений за счет вотчин служилых людей. Церковная иерархия сопротивлялась любым попыткам нанести ущерб церковному имуществу. Во главе воинствующих церковников стоял игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. От его имени направление получило название «иосифляне». Иосиф, ссылаясь на священные тексты, доказывал необходимость для церкви владеть населенными землями, а также верховенство церковной власти над светской. Противоположное направление «нестяжателей», выступавшее против монастырских владений, возглавлял Нил Сорский. Но нестяжатели были скорее мыслители-созерцатели, чем борцы. Разногласия между «иосифлянами» и «нестяжателями» касались и отношения к еретикам. «Иосифляне» требовали жесткой расправы над вольнодумцами, а «нестяжатели» считали, что нельзя наказывать еретиков, нужно только с ними не общаться.

Тем не менее, Ивану III пришлось вступить в союз с «иосифлянами» для борьбы с удельными князьями. Начинаются казни инакомыслящих.

Но в середине 16 века вольнодумцы появляются вновь. В 1553 году был осужден московский сын боярский Матвей Семенович Башкин, принадлежащий к верхушке служилых людей. Он пришел к выводу о ненужности церковных обрядов, отрицанию икон и таинства исповеди. Считал, что закабаление крестьян противоречит христианскому идеалу любви к ближнему. Еще более радикальным было учение постригшегося в монахи беглого холопа Феодосия Косого. Он не только отрицал обрядность, священство и символику христианства, но заявлял, что у христиан не должно было быть властей, призвал не платить налоги, не повиноваться феодалам, выступал за равенство всех народов. Вынужден был бежать в Литву.

2.Фольклор.

Ведущей темой УНТ продолжала оставаться тема героической борьбы с внешними врагами. В связи с этим подвергались переработке, осовременивались былины киевского цикла. Герои богатырского эпоса становились участниками борьбы с Казанским и Крымским ханствами.

Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества в 16 веке становятся исторические песни. Особой популярностью пользовались песни о взятии Казани, где победа над Казанским ханством расценивалась как окончательная победа над татаро-монголами.

Одним из героев УНТ стал Иван Грозный. Его образ в народном творчестве очень противоречив. Есть песни, где он соединен с идеалом хорошего царя, и песни, где отмечались все негативные черты его характера. Отрицательным героем фольклора стал Малюта Скуратов.

Особое место занимает цикл песен о Ермаке, где впервые в русском фольклоре изображена действующая активная народная масса. Ермак стал воплощением народного идеала борьбы с царскими воеводами. Освобождение от крепостной зависимости представлялось как реально достижимый идеал.

3.Просвещение и книгопечатание.

С развитием феодального хозяйства, ремесла, торговли, особенно с развитием аппарата власти и международных отношений возросла потребность в грамотных людях. Нуждалась в них и церковь. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение о создании в каждом городе училищ, но решение осталось не выполненным. По прежнему обучали на дому у «мастеров грамоты» (в основном духовных лиц). Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты.

Большим достижением русской культуры середины 16 века было начало книгопечатания. Первая типография появилась в 1553 году и вошла в науку под названием анонимной, т. к. имена авторов неизвестны. Сейчас найдено 7 изданий этой типографии. В то же время в документах за 1556 год упоминается мастер печатных книг Маруша Нефедьев.

В 1563-1564 годах на печатном дворе на Никольской улице в Москве Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец по повелению царя и митрополита напечатали в казенной типографии первую книгу с выходными данными – «Апостол» (дата издания 01.03.1564 год). В 1565 году выходит «Часословец» – первая русская книга для обучения грамоте.

Качество печати поражает строгой художественностью оформления и отсутствием опечаток. Иван Федоров был не только мастером типографской техники, но и редактором, литератором. Он исправлял переводы печатавшихся им книг Священного Писания, заменяя устаревшие слова более современными. В своих послесловиях он обращался к читателю и говорил о значении книги и просвещения. И. Федоров и Мстиславец уехали на Украину, при этом захватив с собой шрифты и печатные доски. Там они выпустили еще несколько книг, в том числе первый букварь с грамматикой (1574 г.).

В Москве книгопечатание продолжили ученики Федорова – Никифор Тарасьев, Тимифей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа. В 1686 г. они издали «Псалтырь».

Всего до конца 16 века было издано около 20 книг, все церково-религиозного содержания, но ни в 16, ни в 17 веках печатная книга не смогла вытеснить рукописную. Летописи и повести, сказания и жития писались от руки.

4. Литература.

Для русской письменности второй половины 15-16 веков характерно внимание к насущным вопросам жизни страны. Проблемы государства, его отношения с человеческой личностью, методы правления стоят в центре внимания большинства русских авторов. Идет разработка официальной теории великокняжеской власти. Первым таким произведением является “Сказание о князьях Владимирских”, созданное в начале 16 века, в его основу легли две легенды: о том, что Рюрик потомок римского императора Августа, и о передаче царских регалий византийским императором Константином Мономахом своему внуку Киевскому князю Владимиру Всеволодовичу (Мономаху). Отсюда следовало, что преемники Владимира Мономаха (московские князья) имели законное право на царский титул. Этим обосновывалось право московских Великих князей как наследников Киева на самодержавную форму правления, что способствовало укреплению авторитета их власти и в стране, и за рубежом.

При Василии III (1505-1533) игумен Псковского Елиазарова монастыря Филофей в своих посланиях к Василию в 1510-1511гг создает теорию богоизбранности русского государства - теорию «Москва – третий Рим». Согласно которой мировой центр христианства последовательно перемещался. Первая мировая держава Рим («ветхий») пала из-за ересей, второй Рим (Византия) погиб из-за унии с католической церковью. Москва осталась верна православию и не признала унию, и теперь является мировым центром христианства (третьим Римом), а третьему Риму не бывать.

В 16 веке появляются первые настоящие публицистические произведения в виде посланий и писем, предназначенных не одному адресату, а широкой аудитории.

Одним из своеобразных и талантливейших авторов первой половины 16 века был Федор Иванович Карпов, государственный деятель и дипломат. Он отказался принимать чего-либо на веру, сомнения для него стали главным в поиске истины. В его взглядах проявилась одна из тенденций русской публицистики этой эпохи – освобождение от слепой веры, апелляция не к вере, а к разуму, т. е. шла секуляризация (обмирщение) общественной мысли. Карпов считал, что общество и государство должны строиться на основе твердого закона, который призван ограждать людей от своеволия сильных, от произвола злых, погрязших в пороках властителей.

Центральное место в светской публицистике 16 века занимает творчество Ивана Семеновича Пересветова. В своих челобитных к царю Ивану Грозному, в произведениях «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете Салтане», «Предсказание философов и докторов латинских о царе Иване Васильевиче» и других он разработал концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем, опирающимся на преданных слуг («Государство без грозы, что конь без узды»). Он выдвинул программу реформ, затрагивающих различные сферы общественной жизни. При этом для Пересветова характерно отсутствие интереса к церковным вопросам, а также отсутствие религиозных аргументов.

Проект реформ содержится также в произведении священника Ермолая (в монашестве Еразма) «Благохотящим царем правительница и землемерие» (или «Правительница и землеменрие»). Он впервые обращает внимание на крестьян и их бедственное положение, но предлагает решить их проблему с точки зрения господствующего класса, с целью предотвратить крестьянские выступления.

Вопрос о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными был основным в полемике между Иваном Грозным и князем Андреем Михайловичем Курбским. После своего бегства в Литву в 1564 г. Курбский прислал послание, в котором гневно обвинял Ивана Грозного в тирании и жестоких казнях. Грозный ответил обширным посланием, где со своей точки зрения изложил историю своего царствования как историю борьбы против непокорных бояр. Сохранилось два послания царя и три Курбского. Литературная деятельность обоих не ограничилась только перепиской. Из-под пера Ивана Грозного вышло еще несколько посланий другим людям, а Курбский был автором памфлета против Грозного «История о великом князе Московском». Оба были по тем временам широко образованными людьми, хорошо знали Библию, античных авторов и обладали литературным талантом. Оба были сторонниками централизации государства, сильной царской власти, но идеалом Ивана Грозного была деспотическая монархия, при которой не монарх действовал на благо своих подданных, а основной обязанностью подданных является верная служба монарху. Идеал Курбского – сословно-представительная монархия.

В 16 веке продолжает развитие летописание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного (1534-1553 гг.) и доказывается необходимость установления царской власти на Руси.

Другим крупным сочинением того времени является «Книга степенная царского родословия». В ней портреты и описания правления Великих русских князей и митрополитов расположены по 17 степеням – от Владимира I до Ивана Грозного, подобное расположение и построение текста должно символизировать нерушимость союза церкви и царя.

В середине 16 века московские летописцы подготовили огромный летописный свод – своеобразнуюисторическую энциклопедию 16 века, так называемую «Никоновскую летопись» (в 17 веке она принадлежала патриарху Никону). Один из списков «Никоновской летописи» содержит около 16 тысяч миниатюр - цветных иллюстраций – за что получил название «Лицевой свод» («Лицо» - изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени – «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков», «История о Казанском царстве».

Большое значение имело составление «Великих Четьих Миней», созданных по инициативе митрополита Макария (12 томов, более 27 тысяч страниц). Весь материал расположен по месяцам, туда вошли жития святых по дням и вся литература, связанная с этими святыми, т. е. сочинения Отцов церкви, послания митрополитов и другие церковные произведения. Сюда же вошли популярные на Руси сборники «Пчела», «Золотая цепь», «Повесть о разорении Иерусалима», «Хождение игумена Даниила».

Наиболее ярким примером бытового жанра 16 века стал «Домострой», т. е. домоводство, где содержались советы по приготовлению пищи, приему гостей, ведению хозяйства, уплате налогов, воспитанию детей. Его автором предположительно был протопоп кремлевского Благовещенского собора Сильвестр.

В 16 веке появились первые учебники по грамматике и арифметике, а также словари - «Азбуковники».

4.Архитектура и живопись.

В конце 15 – начале 16 века наступает новый этап в развитии русской архитектуры. Новшеством этого временем стало распространение кирпича и терракоты (обоженные цветной глины). Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Москва окончательно приобретает статус общерусского художественного центра. Достраивается архитектурный комплекс Кремля.

В 1505-1508 годах архитектор Алевзин Новый возводит Архангельский собор, в котором сочетается традиционный куб и пятиглавие с пышными архитектурными деталями итальянского ренессанса.

В 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин возвел столпообразную церковь-колокольню Ивана Лествичника, т.н. «Иван-Великий» (высота 60 метров, в 1600 году достроена до высоты 81 метр – самое высокое здание на Руси. Она использовалась как сторожевая башня (обзор на 25-30 километров вокруг Москвы).

К концу 15 века белокаменный Кремль, построенный из известняка в 1367 г. Дмитрием Донским, обветшал. Новые стены начали строить в 1485 году под руководством Аристотеля Фиорованти. Кремль превратился в одну из самых надежных и крупных крепостей Европы.

В годы правления Елены Глинской (1533-1538) к Кремлю пристраивают полукольцо укреплений Китай-города, окружившее центральную часть посада. Существует три версии происхождения названия «Китай-город»:

1.от слова «кита» – вязка жердей, используемых при строительстве крепостей.

2.от итальянского слова, которое означает город.

3.от тюркского слова, означающее крепость.

Архитектором укреплений Китай-города был Петрок Малый.

В 1585-1593 годах Федор Савельевич Конь возводит кольцо укреплений Белого города – 9,5 километров и 27 башен. Сейчас это - Бульварное кольцо. А в 1591-1592 гг. Москва была окружена последней внешней линией укреплений – Скородомом, состоявшем их деревянных стен на земляном волу. Сейчас это - Садовое кольцо.

По подобию Московского Кремля возводятся крепости в Смоленске, Коломне, Туле, Нижнем Новгороде и других городах.

К началу 16 века русские зодчие изобрели новую систему кирпичных перекрытий – крестчатый свод, опирающийся не на внутренние столбы, а на наружные стены. Такие небольшие храмы строились в посадах (церковь Благовещения на Ваганкове, церковь Николы в Мясниках).

Еще одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры 16 века стало строительство шатровых храмов, восходящих к русскому деревянному зодчеству. Такие храмы не имеют внутри столбов, вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известным памятником шатрового стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 году в честь рождения Ивана IV.

Вершиной архитектуры 16 века является собор Покрова на Рву (Собор Василия Блаженного), построенный в 1555-1565 годах русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани. Храм представляет собой группу из 9 столпообразных храмов, размещенных на одном постаменте, объединенных внутренними переходами и наружной галереей гульбищем. Ученые считают, что малая внутренняя площадь здания (в отдельных пределах помещается не более 5-6 человек), его пышное наружное убранство и живописность композиции говорят о том, что собор возводился не как культовое сооружение, а как храм-памятник. Соединение на одном фундаменте 9 непохожих друг на друга церквей символизировало объединение русских земель вокруг Москвы.

Для живописи 16 века характерно расширение круга тем, возрастание интереса к нецерковным темам из всемирной, и особенно русской истории. На живопись оказывала большое влияние официальная идеология.

В середине 16 века была написана 4-х метровая икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного воинства во главе с Иваном Грозным. Среди воинов, изображенных на иконе, князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-военачальники. Впереди на крылатом коне предводитель небесного воинства – Архангел Михаил. Войско встречает Богоматерь с младенцем на руках. Смысл иконы в том, что военный успех Ивана Грозного – это результата покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов – это служение православию.

Вообще аллегоричность сюжетов – отличительная черта изобразительного искусства 16 века.

С возрастанием интереса к историческим темам связано развитие жанра исторического портрета, хотя изображение реальных лиц носило условный характер.

Но церковь опасалась вольномыслия в иконописи, в результате Стоглавый собор 1551 года принял постановление о введении лицевых иконописных подлинников, т. е. трафаретов для изображения святых и целых композиций. Каноном является иконописание Андрея Рублева.

Собор 1554 года узаконил символико-дидактический жанр, разделив живопись на 2 вида: «письмо бытийное» (изображение традиционных евангельских и библейских сюжетов) и «письмо притчами» (композиции на тему притч, житий святых, литургических песнопений).

От художника требовали точного соответствия тексту, поэтому изображения перегружены многочисленными деталями.

Регламентация художественного творчества отрицательно сказалась на развитии живописи.

В конце 16 века появилась «строгановская школа». Она сосредоточила внимание на собственно живописной технике. Отличительными чертами были: мастерство внешнего исполнения (стремление изобразить особую утонченную красоту фигур, одежды), при этом на задний план уходит внутренний мир персонажей. Иконописцы впервые начинают подписывать свои работы. Наиболее крупными мастерами «строгановской школы» были Прокопий Чирин, Никифор, Истома, Назарий и Федор Савины..

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 433 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пояснение к решению задач| ГЕНЕТИКА ПОЛА

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав