Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия

Читайте также:
  1. Билет 12. Взаимодействие биологического и социального в природе человека. Анализ социобиологии.
  2. Билет 21.Конвенция о правах ребенка, ее основные положения
  3. Биологический возраст и периодизация развития индивида. Соотношение биологического и психологического возрастов.
  4. Вексельные системы. Женевские конвенции о векселях 1930 г. Конвенция ЮНСИТРАЛ о международных векселях 1988 г.
  5. Венская конвенция 1969 г. о праве международных договоров определяет три стадии заключения международного договора.
  6. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи 1980 г.
  7. Вещественные следы биологического происхождения
  8. Вопрос 59 Отдаленные последствия биологического действия
  9. Вопрос 7. Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности.
  10. Вопрос №18 Человек как единство социального и биологического. Две стороны антропосоциогенеза

(Справка)


Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) одобрена 26-й сессией ГА ООН в декабре 1971 г. (первый в истории запрет на целую категорию ОМУ).

Открыта для подписания в 1972 г., вступила в силу в 1975 г. Является бессрочной. По состоянию на июль 2014 г. насчитывает 170 участников.

Депозитарии: Россия (до 1992 г. – СССР), США и Великобритания.

В КБТО содержится целый ряд запретов, которые развивались и разъяснялись в рамках обзорного процесса, предусмотренного ст.XII (государства обязались не менее чем через 5 лет после вступления в силу Конвенции созвать конференцию для рассмотрения действия КБТО, осуществления заложенных в ее статьях и преамбуле целей, а также новых научно-технических достижений, имеющих отношение к Конвенции).

Первая Конференция по рассмотрению действия КБТО (обзорная Конференция – ОК) состоялась в 1980 г. Всего состоялось семь ОК. Последняя – в 2011 г. В межсессионный период ежегодно проводятся совещания государств-участников (СГУ) и встречи экспертов (ВЭ).

Первые три статьи КБТО – основные «запретные». В соответствии со ст.I, государства обязуются не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять биооружие. На IV ОК (1996 г.) достигнуто понимание, что применение биооружия также является нарушением Конвенции (в тексте КБТО до сих пор нет прямого запрета на применение биологического и токсинного оружия).

Четкого определения «биологического и токсинного оружия» в Конвенции нет. Оно дается лишь описательно, через призму количества и цели получения чувствительных биоматериалов – «микробиологические или другие биологические агенты или токсины (каково бы ни было их происхождение или метод производства) таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей», а также соответствующее оборудование и средства доставки. Такая трактовка термина «биооружие» позволяет Конвенции оставаться постоянно актуальной, даже с учетом шагнувшего далеко вперед технического прогресса. Вместе с тем, эксперты считают, что в будущем, при квалификации нарушений КБТО могут возникнуть проблемы, связанные со стремительным развитием биологических и химических наук, их конвергенции и возможностью двойного применения.

Разоруженческая составляющая КБТО – ст. II, согласно которой государства-участники обязаны уничтожить имевшееся у них биооружие, оборудование и средства доставки в течение 9 месяцев после вступления Конвенции в силу. Новые члены КБТО должны уничтожать свои биологические арсеналы, если таковые имеются, до ратификации.

В КБТО также содержится запрет на передачу биооружия и любое содействие по его разработке и приобретению (ст.III).

Другие субстантивные статьи Конвенции разъясняют действия государств в целях обеспечения режима запрета биооружия:

– осуществление национальных мер по выполнению ст.I КБТО (ст.IV);

– консультации с другими государствами-участниками в решении любых вопросов, связанных с выполнением положений Конвенции (ст.V);

– право каждого государства-участника подать жалобу в СБ ООН в случае нарушения другим государством обязательств по Конвенции (ст.VI) и обязательство государства сотрудничать в проведении СБ ООН расследований на основании такой жалобы;

– оказание помощи государству-участнику в случае, если оно подвергается опасности в результате нарушения КБТО (ст.VII);

– участие в сотрудничестве и оказание помощи в мирном использовании достижений науки и биотехнологий (ст.X).

В целях повышения открытости деятельности в биологической сфере II ОК (1986 г.) и III ОК (1991 г.) приняли решения о представлении государствами-участниками информации о биологической деятельности и объектах в качестве меры укрепления доверия (МД), были согласованы формы подачи соответствующих национальных объявлений (докладов).

С учетом того, что в КБТО отсутствует положение о механизме проверки соблюдения государствами своих обязательств, решением III ОК была учреждена Специальная группа правительственных экспертов (СГПЭ) для изучения потенциальных мер проверки выполнения Конвенции. Группа рассмотрела 21 потенциальную меру проверки и констатировала, что меры сами по себе не позволяют проводить разграничение между запрещенной и разрешенной деятельностью, однако их комплексное применение способствовало бы укреплению режима КБТО.

Специальная конференция государств-участников КБТО (1994 г.) одобрила доклад СГПЭ и учредила Специальную группу государств-участников с целью разработки международного юридически обязывающего документа (протокола) по укреплению Конвенции (формально мандат Специальной группы до сих пор действителен).

На основании предложений государств был составлен проект протокола, в который, помимо прочего, были включены термины и определения, обязательства об объявлении определенных видов деятельности в области биологии, меры проверки соблюдения (включая посещения объектов и расследования предполагаемых нарушений КБТО), а также меры улучшения сотрудничества и научно-технических обменов.

Однако в 2001 г. из-за кардинального изменения позиции США относительно возможности разграничить мирную и запрещённую деятельность и «рисков для национальной безопасности», связанных с эвентуальным проведением международных инспекций на территории США, переговорный процесс был сорван. Американцы заявили, что протокол создавал бы «дополнительную нагрузку на американскую биотехнологическую промышленность», «повышал бы чувствительность правительственных программ по защите от биооружия», и отказались участвовать в дальнейшей работе Специальной группы. Позиция США по этому вопросу остается неизменной.

Из-за острых разногласий между участниками КБТО, возникших по вине США, основной задачей V ОК (проходила в два этапа: 19 ноября – 7 декабря 2001 г. и 11-22 ноября 2002 г.) было сохранение многостороннего диалога государств-участников КБТО с целью поиска альтернативных путей (помимо протокола) укрепления режима Конвенции. Было решено ежегодно в межсессионный период проводить по одной встрече экспертов и совещанию государств-участников с целью обсуждения практических вопросов, связанных с осуществлением КБТО. Этот формат был закреплён на последующих ОК.

По решению VI ОК (2006 г.) функционирует Группа имплементационной поддержки – ГИП (Implementation Support Unit – ISU), являющаяся техническим секретариатом (всего три человека), который, в частности, содействует усилиям государств-участников по универсализации и имплементации Конвенции, а также аккумулирует ежегодные национальные доклады об объектах и биологической деятельности, представляемые государствами в рамках МД. В настоящее время руководителем ГИП является Г.Краац-Вадзак.

5-22 декабря 2011 г. состоялась VII ОК. Несмотря на значительные различия в подходах к укреплению Конвенции, государствам-участникам удалось договориться о принятии консенсусом итогового документа.

Проведен постатейный анализ Конвенции. Государства-участники привели к «общему знаменателю» свое видение того, как осуществляется Конвенция и что необходимо делать для ее укрепления.

Подтверждена полезность регулярного обмена информацией относительно национальной биологической деятельности в целях укрепления доверия. Принято обращение ко всем странам, все еще остающимся в стороне от такого обмена (более половины членов КБТО), участвовать в МД на регулярной ежегодной основе. В единые для всех формы МД внесены технические изменения (впервые за 20 лет), призванные упростить их заполнение и тем самым способствовать увеличению числа участников обмена информацией (пока позитивных изменений это не принесло).

В целях повышения эффективности сотрудничества и получения помощи в использовании современных биотехнологий в гражданских целях государства-участники договорились о создании соответствующей базы данных. Её поддержанием поручено заниматься ГИП. В базе накапливаются сведения о том, какая помощь требуется конкретному государству и кто из экономически развитых государств эту помощь мог бы предоставить (на добровольной основе). Пока база данных содержит всего несколько заявок. Главная причина – отказ развитых экономик безвозмездно делиться своими новейшими технологиями с развивающимися странами. Вторая причина – реализация экономически развитыми странами через Глобальное партнёрство проектов по биобезопасности, которые прямо не относятся к тематике КБТО (например, борьба с угрозой биотерроризма), но которые позволяют им апосредственно осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор на территории развивающихся стран.

Программа работы форума на межсессионный период (2011-15 гг.) во многом повторяет повестку дня предыдущих межсессионных встреч. Сохранена и прежняя структура: ежегодные встречи экспертов, а затем СГУ без принятия решений (прерогатива ОК). Есть и нововведение – теперь на постоянной основе (каждый год, вплоть до VIII ОК) обсуждаются три блока тем:

– сотрудничество и помощь в области мирной биологии;

– выполнение положений КБТО на национальном уровне (имплементация);

– влияние достижений биологических наук на режим запрета и нераспространения биооружия.

В дополнение к этим трем переходящим темам в 2012-13 гг. продолжались дискуссии относительно активизации участия государств в МД, а в 2014-15 гг. рассматриваются пути оказания помощи (включая выработку необходимых процедур и механизмов) в случае, если какое-либо государство подверглось опасности в связи с нарушением обязательств по Конвенции (Статья VII) или Женевскому протоколу 1925 г. (запрет применения на войне удушливых газов и бактериологических средств).

На 5 лет продлен мандат ГИП. Численный состав Группы остался без изменений.

9-13 декабря 2013 г. под председательством спецпредставителя МИД Венгрии Ю.Короми в Женеве состоялось очередное СГУ. Принят фактологический доклад: зафиксировано основное содержание состоявшихся дискуссий, а также некоторые рекомендации для предстоящей VIII ОК относительно выстраивания работы по вопросам повестки дня.

На межсессионных мероприятиях КБТО наблюдается дифференциация групповых и национальных интересов. Приоритет развивающихся стран (Группа Движения неприсоединения) – получение помощи по Статье Х (получение материалов, оборудования и научно-технической информации об использовании биологических средств и токсинов в мирных целях).

США, Канада, Япония и государства Евросоюза (Западная группа) делают упор на необходимости выполнения запретительных обязательств КБТО на национальном уровне и расширении в данном контексте «мер доверия». Группа активно продвигает французскую инициативу по так называемому «механизму коллективного надзора» (peer review), который предполагает ряд мер, включая добровольное предоставление расширенной информации по национальным биообъектам, а также возможность их инспекции. ДН не поддерживает данную инициативу. Мы внимательно изучаем возможность применения отдельных её положений для использования в возможном юридически обязывающем проверочном механизме Конвенции.

Основные угрозы освоения высокотехнологичных биоразработок заключаются в возможности их двойного применения и создания биооружейного потенциала. В отсутствие юридически обязывающего верификационного механизма КБТО должного контроля над этим процессом нет.

США же стремятся держать всё исключительно в своих руках и получать максимально полную информацию об эпидемиологической ситуации в глобальном масштабе. КБТО рассматривается Вашингтоном лишь в качестве инструмента для глобального продвижения американских стандартов биобезопасности. Основной упор делается на работу в рамках Глобального партнерства и по линии двусторонних проектов в различных странах, включая государства СНГ.

4-8 августа с.г. состоится очередная встреча экспертов, а 1-5 декабря с.г. – СГУ. Председателем этих мероприятий избран посол Швейцарии Урс Шмид.

В плане подготовки к встрече экспертов нами проводится работа с целью прояснения мнений государств-участников Конвенции относительно перспектив возобновления переговорного процесса на основе мандата 1994 г. по СГПЭ.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав