Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ПРАКТИЧЕСКИЕ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Читайте также:
  1. II. Практические задания
  2. II. Цель занятия
  3. II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
  4. V Индивидуальные занятия с преподавателем
  5. VI. Графическая структура темы занятия
  6. БИЛЕТ 30. I. Гигиенические требования к занятиям туризмом.
  7. Билет»1 Предмет, объект ВП. Теоретические и практические задачи.
  8. Вопрос 31. Восточнославянские племена. Их расселение, занятия, общественный строй, религия по данным археологии.
  9. Вопрос15. Напишите конспект занятия для проведения спортивного часа на открытом воздухе для детей начальной школы IV вида коррекционной школы
  10. Воспитательное и прикладное значение занятия лыжами.

 

ЗАНЯТИЕ № 1

«ПОЕДИНОК» А.КУПРИНА

План

1. Тема армейской жизни в творчестве А.Куприна.

2. Пути и способы воссоздания в повести атмосферы безнравственного миропорядка.

3. Подпоручик Ромашов: постижение мира и своего «Я», драма духовного

Пробуждения и неизбежность трагического конца.

Литература

Художественные произведения:

Дознание, Куст сирени, Брегет, Поединок.

 

Научно-критическая:

1. Волков А.А. Творчество А.Куприна. – М., 1981.

2. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна. – М., 1987, С. 219-251.

 

Мемуарно-биографическая:

Куприна К.А. Куприн – мой отец. – М., 1971.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 2 (коллоквиум)

В.В. ВЕРЕСАЕВ (1867-1945)

План

1. Повесть «Без дороги»: жанрово-композиционное своеобразие, тип героя, манера повествования.

2. В каких произведениях в дальнейшем творчестве Вересаева развивается тема судеб русской интеллигенции?

Литература

1. Фохт-Бабушкин Ю. Летописец бурной эпохи. Вступит. статья к собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. – М., 1985.

2. Фохт-Бабушкин Ю. В.В. Вересаев – легенды и реальность. - Вступит. статья к собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. – М., 1990.

 

А.С. СЕРАФИМОВИЧ

План

1. Рассказы «На льдине» и «Пески»: функция природы в раскрытии художественной идеи.

2. Роман «Город в степи»

- социальная и нравственно-философская проблематика романа;

- конфликты и характеры;

- соотношение эпиграфа и основного текста;

- образ степи («громада молчания», «тьма») и его функции в романе.

Литература

1. Бобух Т.В. Особенности творческого метода в романе Серафимовича «Город в степи». // Филологические науки, 1986, № 2.

2. Ершов Г. Серафимович. Страницы жизни, борьбы и творчества. – М., 1982.

3. Чалмаев В.А. Серафимович. – Волгоград, 1986.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 3

И. БУНИН «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»

План

Рассказ «Господин…» в контексте рассказов 10-х годов о тайнах жизни, любви и смерти (Чаша жизни, Братья, Сны Чанга, Грамматика любви, Легкое дыхание).

Творческая история рассказа «Господин…»: смена заглавия, отказ от эпиграфа и прямых публицистических выпадов, упрощение художественных средств.

Бунинская концепция фатальной обреченности мира греха и зла:

а) образ корабля («Атлантиды») как модели капиталистической цивилизации;

б) мера социальной неприязни, авторская холодность и печаль в изображении главного героя;

в) образы мрака (ночи), бушующего океана, вьюги, Дьявола как знаки враждебности природе мира зла и греха.

Безукоризненная строгость стиля («богатство и целомудрие слова»).

Литература

Художественные тексты:

Чаша жизни, Братья, Сны Чанга, Грамматика любви, Легкое дыхание, Господин из Сан-Франциско (чтение с карандашом, анализ).

 

Научно-критическая:

1. Карпов И. Проза И. Бунина. – М., 1999.

2. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. – М., 1994.

3. Михайлов О. Строгий талант (И. Бунин: Жизнь. Судьба. Творчество). – М., 1976.

4. Михайлов О. Примечания // Бунин И.А. Собр. соч. в 9-ти тт. Т. 4. С. 483-488.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 4.

ПОВЕСТЬ И.БУНИНА «МИТИНА ЛЮБОВЬ».

(или «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»).

План

1. Творческая история: факты жизни и их художественное переосмысление.

2. Банальность любовной фабулы и сосредоточенность на постижении внутренней жизни героя.

3. Эмоционально-духовное бытие героя: мечта и реальность, истоки душевного разлада, двойственная природа чувства и характера.

4. Причины трагического финала.

Литература

1. Афанасьев В. И.А.Бунин Раздел: Повести и рассказы о любви. – М., 1966,

С. 289-312.

2. Волков А. Проза Ивана Бунина, глава: Любовь-страдание. – М., 1969,

С. 284-294.

3. Михайлов О. Строгий талант. – М., 1976, С.224-239.

4. Николина Н. Образное слово Бунина. – Русский язык в школе. 1990, № 4.

5. Смирнова Л. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. – М., 1991,

С.130-139.

6. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. – М., 1994.

 

 

И.А.БУНИН «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»

План

1. Рассказ «Чистый понедельник» в контексте сборника «Темные аллеи».

2. Герой и героиня как носители бунинской концепции любви.

3. Образ России и пути его художественного воссоздания:

а) художественное пространство (реальное, бытовое, историко-культурное);

б) героиня как своеобразный символ России.

Литература

1. Афанасьев В. И.А. Бунин. Раздел: Повести и рассказы о любви. – М., 1966.

2. Долгополов Л.К. Рассказ «Чистый понедельник» в творчестве И.А.Бунина эмигрантского периода. В кн.: На рубеже веков: О русской литературе конца ХIХ – начала ХХ веков. – Л., 1985.

3. Михайлов О. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. – Тула, 1987.

4. Смирнова Л. Бунин. Жизнь и творчество. – М., 1991.

5. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. – М., 1994, С. 322-338.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 5.

РАННИЙ ГОРЬКИЙ.

ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ В РАССКАЗАХ 90-Х ГОДОВ.

План

Жанровое своеобразие легендарно-фантастических рассказов; конфликты и герои.

Идеал свободы и формы его воплощения.

Повествователь и рассказчик: место в композиционной структуре рассказа и значение в понимании авторской позиции.

Литература

Художественные тексты:

Макар Чудра. Девушка и смерть. О маленькой фее и молодом чабане. Челкаш. Мальва. Старуха Изергиль. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Человек.

 

Научно-критическая:

1. Бялик Б.А. Судьба М. Горького. – М., 1968, гл. 1-3, 5.

2. Михайловский Б.И. Тагер Е.Б. Творчество М. Горького. – М., 1969, гл. 1. – С. 3-36.

3. Смирнова Л.А. «Искры во мраке жизни». Ранняя романтическая проза М. Горького. // Русская литература. Советская литература. Справочные материалы. – М., 1989. – С. 214-221.

4. Шуган О.В. Рассказ М. Горького «Челкаш» (Новый аспект) // Максим Горький – художник. Проблемы, итоги и перспективы изучения. – Нижний Новгород, 2002. – С. 163-169 (ксерокопия).

5. Алексеева Н.В. Опыт М. Горького в осмыслении нравственно-эстетической позиции писателя. // Масим Горький литературные искания XX столетия. – Нижний Новгород, 2004. – С. 203-209 (ксерокопия).

Задание

По словарю литературоведческих терминов или Литературному энциклопедическому словарю разобраться в следующих понятиях: идея художественная, романтика и романтизм, романтический герой; антитеза, аллегория, символ; жанровое своеобразие легенды, сказки, песни.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 6.

ПЬЕСА «НА ДНЕ»: НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ.

План

1. Заглавие (смена заглавий) и авторские ремарки как отражение художественно-философского замысла пьесы.

2. Быт, психология и «философия» ночлежников.

3. Поиск путей выхода из жизненных тупиков: философия праведной

земли, или ложь во спасение (Лука), правда факта (Бубнов, Барон),

правда романтической мечты (Сатин).

Литература

Научно-критическая

1. Ин.Анненский Драма на дне. – Книга отражений. – Избранные

произведения, Л., 1988. С.457-472.

2. Смирнова Л.А. «С бодрой, радостной верой в «завтра», Пьеса

М.Горького «На дне». – В кн.: Русская литература.

Советская литература. Справочные материалы. –М.,

Просвещение, 1989, С.221-232.

3. Юзовский И.И. «На дне» М.Горького. Идеи и образы. – М., 1968.

4. Оляндэр Л.К. Хронотоп в пьесе М. Горького «На дне» и ее художественно-философский смысл. // М. Горький и литературные искания XX столетия. – Н. Новгород, 2004. (ксерокопия - абонемент)

 

ЗАНЯТИЕ № 7.

«ИУДА ИСКАРИОТ» Л. АНДРЕЕВА.

План

1. Из истории создания «Иуды…»

2. Евангелистский сюжет об Иуде (его основные «узлы») и трансформация в рассказе.

3. Двойственная природа характера Иуды Л. Андреева: неслитость, ужас и мечта, выверт и надрыв.

4. Значение образов-символов и сквозного рефрена в понимании образа Иуды и художественной мысли романа.

Литература

1. Евангелия: от Матфея – гл. 26, 27; от Марка – гл. 14, 15; от Луки – гл. 22, 23; от Иоанна – гл. 18, 19.

2. С. Аверинцев. Иуда Искариот – Мифология (БЭС). – М., 1998., с. 260-261, или Мифы народов мира. Т. 1, с. 580-581.

3. Анненский. Иуда – Книги отражений. Кн. 2.

4. Смирнова Л.А. Л. Андреев. – Русская литература конца 19-нач. 20вв. – М., 1993. с. 189-214.

5. Журнал «Наука и религия» - 1992, № 2.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 8 (коллоквиум).

БОРИС ЗАЙЦЕВ: СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.

План

Мгла, Волки, Север, Земля, Тихие зори, Миф, Священник Кронид, Молодые, Полковник Розов,

Фабула, конфликт, сюжетостроение.

Кто герой рассказа?

Как проявляется позиция писателя в образной символике рассказов. (Мгла, Тьма, Вечная Ночь – в рассказе «Мгла». Попробуйте сопоставить «мглу» в рассказе Бунина «Перевал» и у Зайцева).

Улица Св. Николая.

1. О чем рассказ?

2. Что или кто является структурообразующим его началом?

3. Образная символика: качество создаваемых образов.

4. Интонационно-ритмическая организация рассказа.

Литература

1. Айхенвальд Ю. Борис Зайцев. – Статья опубликована в качестве приложения в кн.: Б. Зайцев. Осенний свет. – М., С.-Пб., 1990. – С. 520-531.

2. Иезуитова Л. В мире Бориса Зайцева. // Б. Зайцев. Земная печаль. – Л., 1990.

3. Михайлов О. Б. Зайцев. / Литература в школе. 1990, № 6.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 9 (коллоквиум).




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав