Читайте также:
|
|
Термин «ноосфера» был введен в научную литературу в начале 20-х гг. прошлого столетия Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Под ноосферой они понимают новую оболочку планеты, которая возникает после биосферы и над ней. Биосферу рассматривают как необходимый этап в развитии планеты для возникновения ноосферы. В работах Леруа, а также П. Тейяра де Шардена ноосфера осмысливается, прежде всего как чисто духовное явление. В.И. Вернадский начинает рассматривать ноосферу как качественно новый этап эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Биосфера как система взаимосвязанных биогеоценозов представляет собой такое целостное образование, в котором развиваются свойства, отсутствующие у составляющих ее частей. Многие свойства самих частей являются результатом саморазвития биосферы как целого. Элементы биосферы являются: – продуктом ее собственного развития во взаимодействии с окружающей средой; – продуктом постоянного взаимодействия дифференцирующихся частей друг с другом. Биосфера, как и любая целостная система, равновесна не только с окружающей средой, но и во взаимодействии частей. Именно это обеспечивает ее существование. Так как человечество сделалось определяющим фактором эволюции биосферы, и существовать вне биосферы оно не может, то должно принять на себя обеспечение направленности ее развития. Дальнейшая эволюция биосферы приобретает цель – обеспечение будущности человечества. Человечеству начинает переходить роль основного геологического фактора всех происходящих на поверхности планеты изменений. В связи с этим встает целый комплекс задач не только научно-технического, но и социального порядка. Они сводятся к одной цели – не допустить, чтобы изменения природной сферы происходили во вред как людям, так и другим формам жизни. Так как эта направленность – функция разумной деятельности человека, то Вернадский предложил использовать понятие «ноосфера» – сфера разума. Ноосфера – это целостная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного существования общества и природы. Через историю всей человеческой цивилизации проходят две взаимоисключающие стратегии отношений человека и природы: установка на покорение природы и установка на смирение перед ней. Происходит критический пересмотр всех направлений человеческой активности, а также требований, предъявляемых биосферой. Этими требованиями являются: – биосферосовместимость на основе знания и использования законов сохранения биосферы; – умеренность в потреблении природных ресурсов, преодоление расточительности потребительской структуры общества; – взаимная терпимость и миролюбие народов планеты в отношении друг к другу; – следование общезначимым, экологически продуманным и сознательно поставленным глобальным целям развития общества. Новое отношение к природе предполагает качественно новый уровень ее понимания и практического использования. Предметом исследования и основой деятельности становятся также и экологические законы. Преобразование культуры на экологических началах требует радикального изменения всей системы ценностей и прежде всего новой парадигмы развития общества, способной не только диагностировать состояние глобальных проблем, но и решать их на принципиально иных основаниях. Можно выделить следующие аспекты новых ценностных и мировоззренческих ориентаций техногенной культуры: – единство человечества и биосферы; – ответственность за развитие биосферы в целом; – природосохраняющая деятельность как главное предназначение человека;– соизмеримость человеческой деятельности по преобразованию природы земной поверхности с геологическими процессами; – ценность личности, способной обеспечить коэволюцию человека и биосферы.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 12 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |