Читайте также:
|
|
Философия 19 века
Вопросы (для подготовки используйте:
· лекционные материалы;
· учебники;
· Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004 с. 264-307;
· Интернет)
1.Общая характеристика немецкой классической философии.
2.Философия И.Канта.
3.Особенности объективного идеализма и идеалистической диалектики Гегеля.
4.Антропологический материализм Л.Фейербаха.
1.Исторические предпосылки марксизма.
2.Социальная философия марксизма.
1.Рационализм и иррационализм.
2.Философия А.Шопенгауэра.
3.Философски е взгляды С.Кьеркегора.
4.Основные черты философии Ф.Ницше.
Немецкая классическая философия
И. КАНТ. Критика чистого разума//Соч. в 6 т. М.,1964.Т.3.С.105-124.
…возникает по крайней мере вопрос, который требует более тщательного исследования и не может быть решен сразу: существует ли такое независимое от опыта и даже от всех чувственных впечатлений познание? Такие знания называются априорными; их отличие от эмпирических знаний, которые имеют апостериорный источник, а именно в опыте, (с.105).
…посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся (с.124).
…неизбежные проблемы самого чистого разума суть бог, свобода и бессмертие (с.108).
Ответьте на вопросы:
1) Какие уровни познания выделяет Кант?
2) Что нам дается априорно и что это значит?
3) С чем связан «чистый разум» и от чего он «чист»?
4) Что такое «категорический императив»?
Г.В.Ф.ГЕГЕЛЬ. Феноменология духа//Соч.М., 1959.Т.4.Ч.1.С.48.
Сознание есть, с одной стороны, осознание предмета, а с другой стороны, осознание самого себя: сознание того, что для него есть истинное, и сознание своего знания об этом.
Гегель. Энциклопедия философских наук. М.,1974.Т.1.С.419-421.
Идея как единство субъективной и объективной идеи есть понятие идеи, для которого идея как таковая есть предмет, объект, объемлющий собой все определения. Это единство есть, следовательно, абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея…
Абсолютная идея есть прежде всего единство…идеи жизни и идеи познания… Недостаток жизни состоит в том, что она пока есть только в себе сущая идея; познание, напротив, есть столь же односторонне лишь для себя сущая идея. Единство и истина их обоих есть в себе и для себя сущая, следовательно, абсолютная идея.
Абсолютную идею можно сравнить в этом отношении со стариком, высказывающим то же самое религиозное содержание, что и ребенок, но для первого оно является смыслом всей его жизни. Если даже ребенок и понимает религиозное содержание, оно все же представляет для него нечто такое, вне которого еще простирается вся жизнь и весь мир… Но интерес представляет именно все движение в целом… этот конец есть вмещающий в себя все… Философское понимание состоит в том, что все то, что кажется ограниченным, взятое самостоятельно, получает свою ценность в силу того, что оно принадлежит целому и составляет момент идеи.
Ответьте на вопросы:
1) Какова философско-мировоззренческая позиция Гегеля?
2) Что такое Абсолютная идея?
3) Какой философский метод разработал Гегель?
4) Назовите законы, через которые раскрывается этот метод.
Л.ФЕЙЕРБАХ. Основные положения философии будущего//Избр.филос.произведен. М.,1955.Т.1.С.186
Исходной позицией прежней философии являлось следующее положение: я – абстрактное, только мыслящее существо; тело не имеет отношения к моей сущности; что касается новой философии, то она исходит из положения: я – подлинное, чувственное существо: тело входит в мою сущность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность.
…мышление есть неизбежный результат и свойство человеческого существа.
Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку…
Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты.
Ответьте на вопросы: 1) Какова философско-мировоззренческая позиция Фейербаха? 2) Как он определяет сущность человеческого Я? Какое существо для него человек – природное или социальное? 3) Что является предметом философии у Фейербаха? Как называется такая философия?
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М.,1953:
«В области истории – то же отсутствие исторического взгляда на вещи.
...несмотря на материалистическую основу, еще не освободился от старых идеалистических пут, что признавал он сам, говоря: «Идя назад, я целиком с материалистами; идя вперед, я не с ними».
…Действительный идеализм Фейербаха выступает наружу тотчас же, как мы подходим к его этике и философии религии. Фейербах вовсе не хочет упразднить религию; он хочет усовершенствовать ее… По учению Фейербаха. Религия есть эмоциональное, сердечное отношение между человеком и человеком…в любви между «Я» и «Ты». В конце концов, у Фейербаха выходит, что половая любовь есть одна из самых высших, если не самая высшая форма исповедания новой религии.
…Но любовь! – Да, любовь всегда и везде является у Фейербаха чудотворцем, долженствующим выручать из всех трудностей практической жизни, - и это в обществе, разделенном на классы с диаметрально противоположными интересами! Таким образом, из его философии улетучиваются последние остатки ее революционного характера и остается лишь старая песенка: любите друг друга, лобызайтесь все, без различия пола и звания, - всеобщее примирительное опьянение!».
Ответьте на вопросы
1. Наверное, действительно было бы хорошо, если бы основой жизни общества была любовь. Но вопрос в том, почему эксплуатируемый не кидается на шею эксплуататору с любовью? Почему существуют войны и т.п.?
2. Как охарактеризовать подход Фейербаха к обществу: как материалистический или идеалистический?
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 15 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Лівий блок | | | Перелет Банкгог-Вьентьян. |