Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Они хотят сохранить современное общество, однако, без тех элементов, которые его революционизируют и разлагают. Они хотели бы иметь буржуазию без пролетариата.

Читайте также:
  1. III. Некоторые правила профессионального общения
  2. III. Современное традиционное обучение (ТО
  3. А излучая их, мы гармонизируем те энергии, которые проявляются негармонично.
  4. А) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.
  5. Аденоматозная сопровождается увеличением железистых элементов, нарушается их расположение
  6. Алчность: потребность иметь больше
  7. Б) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии.
  8. Билет 1.Современное развитие высшего образования в России и за рубежом. Принцип фундаментальности образования.
  9. Билет 18. Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
  10. Билет 6. СОВРЕМЕННОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ

… Другая, менее систематическая, но более практическая форма этого социализма стремилась к тому, чтобы внушить рабочему классу отрицательное отношение ко всякому революционному движению, доказывая, что ему может быть полезно не то или другое политическое преобразование, а лишь изменение материальных условий жизни, экономических отношений. Однако под изменением материальных условий жизни этот социализм понимает отнюдь не уничтожение буржуазных производственных отношений, осуществимое только революционным путем, а административные улучшения, осуществляемые на почве этих производственных отношений, следовательно, ничего не изменяющие в отношениях между капиталом и наемным трудом, в лучшем же случае – лишь сокращающие для буржуазии издержки ее господства и упрощающие ее государственное хозяйство». [1]

Ярчайший современный представитель такого социализма – Концепция Общественной Безопасности «Мертвая вода» (КОБ).

Вместо классового подхода эта концепция подсовывает деление на «толпу» (исполнители, не владеющие особыми управленческими знаниями), «элиту» (руководители, владеющие этими знаниями частично) и Предикторов – Глобального и Внутреннего (владеющие всей полнотой управленческих знаний). Глобальный Предиктор (ГП) – «плохой», «про-американский», Внутренний Предиктор – «хороший», «русский» (именуемый ВП СССР). Желание «буржуазии без пролетариата» теперь называется желанием предикторской полноты управленческих знаний и высокой нравственности (как сейчас у ВП СССР?) для всех, без «толпы» и «элиты». Неплохой лозунг! А как насчет его осуществления в действительности?

Вместо революционного преобразования общества КОБ убеждает повышать нравственность, тогда, мол, тот же хозяин предприятия будет заботиться о благополучии рабочих, экологии и т.д.

Такому принципу в 1990-2000-е годы следовал директор мариупольского металлургического комбината имени Ильича – Владимир Семенович Бойко. Вряд ли читавший литературу КОБ, он, тем не менее, попался на тех же самых эпигонских взглядах. Совокупным хозяином комбината формально стали его рабочие, для этого на государственном уровне был принят закон о статусе «народного предприятия». В итоге Бойко был раздавлен конкурентами-монополистами – группой компаний «Метинвест» во главе с олигархом Ринатом Ахметовым. Мариупольский комбинат был поглощен, рабочие продали свои акции, а «высоконравственная» дирекция лишилась своих полномочий.

Еще более яркий пример последствий КОБовского «просвещения» – трагические события, произошедшие в том же Мариуполе весной 2014-го года. Сразу же после февральского переворота в Киеве начались ограбления, избиения и убийства оппонентов новой власти, захваты административных зданий, погромы и акты вандализма – в западных и центральных областях Украины. Органы власти и охраны правопорядка не только не пресекали эти бесчинства, они напротив их поощряли, называя наиболее одиозных бандитов национальными героями. Для предотвращения распространения этой волны открытого насилия на юго-восток страны в городах этого региона стали формироваться комитеты по организации самообороны. В Мариуполе такой комитет получил название «Антифашистский комитет Мариуполя» (АКМ). Убежденные сторонники КОБ установили в комитете свою авторитарную диктатуру и в выборе тактики полностью полагались на свое учение. Но проходили дни и недели, а банды погромщиков не торопились приезжать в гости. АКМ занялся «профилактикой»: собирал на площадях и проспектах тысячи горожан, культивировал среди них великорусский шовинизм, призывал к образованию отрядов самообороны из всех желающих, к организации местного референдума об административном статусе всего региона. Основной идеей, которую КОБовцы сеяли в протестных массах, стало ожидание, что Российская Федерация введет на Донбасс регулярные войска и присоединит его к своим территориям (якобы спасая, таким образом, местное население от террора киевской власти и посадивших ее на трон банд). Местные власти игнорировали призывы к соучастию в мероприятиях комитета, и лидеры сопротивления повели толпу на штурм здания горисполкома. Здание было занято активистами, государственный шлаг заменили на только что придуманный флаг такой же только что придуманной Донецкой Народной Республики (ДНР). Центром ДНР стал Донецк, а сама республика нужна была для одной цели: способствовать отделению от Украины и присоединению к России, которому отказались содействовать действующие местные власти. Предприятия оставались в руках прежних собственников, управление городом оставалось в руках старого чиновничьего аппарата. Полиция (называемая в Украине милицией), Служба Безопасности Украины (СБУ) и городская воинская часть не перешли на сторону повстанцев. Тогда лидеры АКМ спровоцировали протестующих на штурм зданий, в которых располагались вышеперечисленные силовые структуры. Это дало повод украинским националистическим бандам временно войти в город и устроить кровавую расправу над безоружными жителями. В итоге – десятки убитых, раненых и сгоревшие административные здания. Русские войска и не думали приходить на помощь к жителям Мариуполя. Но это не смутило лидеров, которые разъясняли озадаченным людям, что это хитрый маневр Путина. Они провели 11 мая незаконный референдум, на котором огромное число горожан проголосовали за признание ДНР, а затем обосновались в одном из ВУЗовских корпусов и набрали в ополчение несколько десятков маргиналов. В начале лета ополченцев вооружили гарантами и устаревшими винтовками и стали ждать нападения. Украинские банды тем временем обзавелись автоматами, крупнокалиберным пулеметом, бронетехникой и гранатометами. При помощи этого вооружения они всего за несколько часов очистили город от ополченцев ДНР. Наиболее «засветившихся» активистов украинские бандиты убили или похитили, а остальные залегли на дно, чтобы их не постигла та же участь. Надо сказать, что все эти месяцы протестующие избирали «народных мэров», которых тут же похищала сторона противника. И вот результаты КОБовского «грамотного управления процессом»: погибшие мирные и не очень жители, разрушения, украинский полицейский террор, украинские военные блокпосты на всех выездах, полное отсутствие организаций рабочих по борьбе за свои классовые интересы, политическая безграмотность и пассивность масс, пришедшие на смену бездумному активизму.

Громоздкие теоретические выкладки коллектива ВП СССР я опускаю, их развернутая критика дана в работе «Анти-ДОТУ» [2].

КОБовские «талмуды», аудио-лекции и видео-лекции рассчитаны, прежде всего, на техническую интеллигенцию – современных рабочих и инженеров, а для народа «попроще» имеются и учения «попроще».

Вместо заумной схемы с «иерархией вселенских уровней управления», «нравственностями» и «различениями», «материей-информацией-мерой» (через «ять») и т.д., есть аналогичный простой вариант усыпления политического сознания от Преданных Кришны. Их основной лозунг: «Приобщайся к Сознанию Кришны, и делай все то же, что и раньше (эксплуатируй или будь эксплуатируемым, или спекулируй, как можешь) – все будет хорошо, все во благо!» Вместо незримой борьбы ВП с ГП – простой вариант от националистов и сторонников «теории заговора». «Во всем повинно засилье эмигрантов – прогнать!» Или: «евреев отстранить от власти!» Или: «Виноват тайный Комитет 300, заседающий в США – нужно изолироваться от мира, возрождать допотопные российские порядки!»

Вот общая идея современных буржуазных «социализмов»: никакой революции, совершенствуйся себе тихонько в уголке, все само собой идет к лучшему чисто эволюционным путем. Капитализм «плохой» постепенно перетечет в капитализм «хороший», без «толпы» и «элиты». Буржуазия во главе с господином Президентом, день за днем повышающие свою нравственность, помогут этому процессу. Рабочим остается тоже повышать нравственность, почитывая «великие мудрости» буддистов и кришнаитов, «славяно-арийских вед», коллектива ВП СССР, прилежно трудиться на своих господ и восхвалять мудрых правителей.

Наряду с такими индивидуалистическими разновидностями буржуазного «социализма» существуют и коллективистские, государственнические: оппортунистический «социализм с китайской спецификой» и радикальный «национал-социализм».

Китайский «социализм» в лице представителей Компартии Китая на государственном уровне помогает развиваться бизнесу всех уровней, утверждая, что в далекой перспективе этот путь приведет к «осуществлению коммунистического общественного строя» (так сказано непосредственно в Программе КПК). На такой подход в значительной степени ориентируются и политические партии СНГ, именующие себя Коммунистическими, и ссылающиеся на стремительный экономический рост в КНР.

«Национал-социализм» зарождается в народных массах как идея преодолеть все негативные стороны капитализма одним ударом, объединив усилия представителей всех классов, принадлежащих к одной нации, и не посягая при этом на сам институт частной собственности. Иногда финансовой олигархии для решения своих проблем (например, для усмирения коммунистического движения или для поглощения сопротивляющейся буржуазной республики) приходится отстранить от власти нерешительных представителей своих интересов и заменить их радикалами, готовыми переступить все законы, демократические и гуманистические принципы. Тогда нацистам оказывается всесторонняя поддержка, и на основании их движения развивается фашистская форма диктатуры буржуазии. Именно такую роковую роль сыграл «национал-социализм» в судьбе Украины в 2014-м году: антиолигархический протест помог тем самым олигархам установить жесточайшую фашистскую диктатуру и развязать гражданскую войну.

 

* * *

 

Во времена, когда существующий уклад лишь начинает клониться к своему закату, и нет еще всех условий для его действительной ликвидации, за его критику берется искусство, возникает также утопическая критика. Вот какой характер носили первые образцы утопизма социалистического (антикапиталистического):

«Собственно социалистические и коммунистические системы, системы Сен-Симона, Фурье, Оуэна и т. д., возникают в первый, неразвитый период борьбы между пролетариатом и буржуазией.

Место общественной деятельности должна занять их личная изобретательская деятельность, место исторических условий освобождения — фантастические условия, место постепенно подвигающейся вперед организации пролетариата в класс — организация общества по придуманному ими рецепту.

… По их мнению, достаточно только понять их систему, чтобы признать ее самым лучшим планом самого лучшего из возможных обществ. Они отвергают поэтому всякое политическое, и в особенности всякое революционное, действие; они хотят достигнуть своей цели мирным путем и пытаются посредством мелких и, конечно, не удающихся опытов, силой примера проложить дорогу новому общественному евангелию.

… По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты. Они крепко держатся старых воззрений своих учителей, невзирая на дальнейшее историческое развитие пролетариата. Поэтому они последовательно стараются вновь притупить классовую борьбу и примирить противоположности. Они все еще мечтают об осуществлении, путем опытов, своих общественных утопий, об учреждении отдельных фаланстеров, об основании внутренних колоний, об устройстве маленькой Икарии — карманного издания нового Иерусалима, — и для сооружения всех этих воздушных замков вынуждены обращаться к филантропии буржуазных сердец и кошельков. Они постепенно опускаются в категорию описанных выше реакционных или консервативных социалистов, отличаясь от них лишь более систематическим педантизмом и фанатической верой в чудодейственную силу своей социальной науки». [1]

В 20-м веке человечество сделало большой пробный шаг по преодолению настоящего положения, но все еще стоит перед рубежом, все еще на стороне старого, уходящего качества. Пока не созрели условия для очередного шага вперед в теории, в революционном преобразовании, будущее стучится к нам через деятелей искусства и утопистов.

В 2000-е годы Виктор Аргонов совместно с группой «Комплексные числа» создал ряд музыкальных произведений, показывающих новые фантастические варианты будущего: Автоматическую Систему Государственного Управления, трансгуманизм-иммортализм (замена живого тела человека бессмертным телом робота и виртуальным телом), само-переработку человечества и всего живого на Земле в «разумный океан». А есть ли деятели, не просто изображающие утопию в художественной форме, а предлагающие осуществить ее на полном серьезе сегодня?

В США живет старичок по имени Жак Фреско, в последние годы ставший всемирно известным благодаря трем «просветительским» фильмам режиссера Питера Джозефа под названием «Дух времени». Смастерил он небольшой эко-технологический «райский уголок», и вещает из него о том, каким должно быть «светлое будущее». Люди должны жить в эко-полисах, расположенных на суше и в океанах. Нетворческую работу должны делать автоматы, роботы, мега-машины, а для человека – все условия для саморазвития, научных исследований, самого разнообразного творчества. Все необходимые для комфортной жизни продукты производства – бесплатно, по потребностям.

Принцип проекта «Венера» Жака Фреско был назван им самим «ресурсо-ориентированной экономикой» [3]. От «всяческих -измов» Фреско и его последователи во всем мире постоянно публично открещиваются: «это не капитализм, не фашизм, не социализм и не коммунизм», - уверенно заявляет он с экранов телевизоров и компьютеров. Кстати, старина Фреско постоянно показывает свое полное непонимание значений слов «социализм» и «коммунизм». Что именно он видит за ними – большая загадка, но точно понятно, что какие-то формы государственной власти в досоциалистическом классовом обществе. Все что требуется от публики, впечатленной красочными картинами эко-технологического будущего без классов и товарного производства, - распространять книги и фильмы Фреско, помогать ему «проектировать будущее», создать образцовый эко-полис, а затем поджидать пика кризиса. Как показано в одном из фильмов «Дух времени», настанет момент, когда возмущенные толпы мирным шествием пройдут к подножиям небоскребов мировых финансовых центров. Менеджеры с Уолл-Стрит поймут, что нельзя дальше управлять по-старому, и, взявшись за руки с представителями простого люда, начнут осуществлять проект «Венера». В сети Интернет давно созданы сообщества сторонников проекта «Венера», но дальше красивых картинок и воодушевленных бесед дело не идет.

 

* * *

 

Все вышерассмотренные «социалистические» течения критикуют настоящее как страдающее серьезными недостатками или вообще как нечто неправильное, нарушение должного, болезнь (подобно тому, как современные американские пропагандисты атеизма называют религиозное мировоззрение абсолютно ненормальным, паразитом, вирусом, «мемом»). Одни успокаивают: все идет к лучшему, надо только немножко помолиться, попоститься, брошюры почитать да самому стать нравственнее. Другие «проектируют будущее». Третьи – подумывают о возрождении патриархальщины и опричнины. Результат же у всех один: идеологическая поддержка правящего класса буржуазии в консервации ветхого, истлевшего настоящего положения. Все это лишь разнообразные маски буржуазной идеологии – кривые, плачущие, хохочущие, бранящие настоящее на все лады, а объективно – участвующие в сохранении его основания. В волшебном цилиндре капитализма найдется обманка на любой вкус, там хранятся пустые копии воззрений всех прошлых веков, симпатичные, модные симулякры. Не об этом ли писал еще Ницше в своем диковинном произведении «Так говорил Заратустра»:

«С лицами, обмазанными пятьюдесятью кляксами, - так сидели вы, к моему удивлению, вы, современники! И с пятьюдесятью зеркалами вокруг себя, которые льстили и подражали игре ваших красок! Поистине, вы не могли бы носить лучшей маски, вы, современники, чем ваши собственные лица! Кто бы мог вас узнать! Исписанные знаками прошлого, а поверх этих знаков замалеванные новыми знаками, - так сокрылись вы от всех толкователей! И если даже быть испытующим утробы, кто поверил бы, что есть у вас утробы! Из красок кажетесь вы выпеченными и из склеенных клочков. Все века и народы пестро выглядывают из-под ваших покровов; все обычаи и все верования пестроязычно глаголят в ваших жестах». [4, страница 28]

Имеем массу «спасительных предложений», а на самом деле – почетный караул у входа в склеп с дряхлыми мумиями капитализма.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав