Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

О состоянии современной педагогики.

Читайте также:
  1. I. Общее положение современной системы международных отношений.
  2. III. Исторические этапы формирования современной науки
  3. V2: 1.2. Институциональная структура современной денежной системы
  4. V2: 1.5. Институциональная структура современной кредитной системы
  5. А) в состоянии покоя
  6. А) с массой тела более 1800,0 в удовлетворительном состоянии
  7. Актуальность правовых основ работы с молодежью в условиях развития гражданского общества в современной России.
  8. Актуальные проблемы и задачи современной соц. психологии
  9. Билет 30 Идея развития в философии. Законы диалектики Диалектика как концепция развития. Основные идеи современной синергетики
  10. Благотворительность. Организация, особенности и трудности в условиях современной России.

Из-за того, что истина нам кажется такой невероятной, мы избегаем ее познания…

Гераклит.

(500 лет до Р.Х.)

Думаю, что не сделаю большого открытия, если скажу, что сегодня отечественная педагогика (как в прочем и мировая в целом) находятся в состоянии глубокого системного кризиса. Последние пятнадцать лет мы видим непрекращающиеся акции протеста доведенных до нищенского состояния преподавателей, и в то же время, все чаще и чаще слышим о низком качестве образования, фактах издевательства над учениками, унижения их достоинства (иногда и сексуального характера), все увеличивающихся поборов с родителей (деньги от которых вряд ли идут на улучшение учебного процесса).

Школьные и вузовские программы, в большинстве случаев, построены так, что при все возрастающих нагрузках, они не дают системного образования, полученные знания носят фрагментарный, калейдоскопичный характер; а некоторые их положения, особенно касающиеся отечественной литературы и истории, удивительным образом напоминают программы для обучения детей на временно оккупированных территориях СССР, разработанных руководством нацистской Германии. Большинство учащихся не хотят утруждать себя пониманием материала, а просто зазубривают его, не пишут сочинения, а скачивают их из Интернета, для решения простейших математических задач пользуются калькуляторами и компьютерами. А на разных ведомственных уровнях идут бесконечные совещания, симпозиумы, конференции на тему: «Каким должно быть современное образование?».

Попробуем взглянуть на эту проблему несколько под другим углом зрения: «А для чего нужно современное образование?».

Считаю этот вопрос более глубоким по содержанию, так как он предусматривает не только характеристику и системы образов, которые человек получит в процессе обучения, но и решение проблемы «Для чего все это нужно?»

Если современное образование, в том числе и высшее, необходимо только для того, чтобы как можно выгоднее продавать знания на коммерческой основе и бездумно готовить новые кадры для промышленных суперконцернов, банков и т.д., то такую систему можно смело назвать крайне недальновидной и продажной настолько, насколько она будет обслуживать интересы тех, кто контролирует огромные финансовые потоки.

И есть другой вариант: приложить все усилия для того, чтобы сделать жизнь человека бесконфликтной, как друг с другом, так и с биосферой планеты Земля. В таком нравственно и этически преобразованном варианте процесс обучения должен стать основным уже в начале ХХI века.

При рассмотрении этой проблемы особого внимания заслуживает отрывок из книги «Экономическое эссе» Нобелевского лауреата В.Леонтьева (Политиздат, 1990г., стр.210): «…Неограниченная, всеобщая доступность знаний и идей, возникающих в ходе исследования, является весьма желательным свойством для общества и человечества в целом. Однако она порождает серьезную проблему для всякого, кто хотел бы заняться научными исследованиями, т.е. производством знаний на коммерческой основе, ради извлечения прибыли. Для того, чтобы оправдать инвестиции в исследования, корпорация должна иметь возможность продавать свои результаты прямо или косвенно, как часть какого-либо другого продукта за соответствующую плату. Но кто станет платить за товар, который с момента своего выпуска становится доступным каждому и в неограниченном количестве?..»

В этих строчках достаточно полно показана реальная нравственность Западной цивилизации, её социально-экономических наук вообще и системы образования в частности.

А между тем, неограниченная доступность знаний для всех без исключения людей – это первостепенное и главное условие разрешения глубочайшего кризиса глобальной технократической цивилизации, уже вступившей на путь самоликвидации. Подавляющее число педагогов Запада, вероятно, этого не понимает и считает, что, набив голову молодого человека набором калейдоскопичных знаний из формул, исторических дат, имен, правил и чисел из области прикладной фактологии, они делают благое дело. К глубокому сожалению, очень много отечественных преподавателей, «одемократившись» и желая «идти в ногу с развитыми странами», делают то же самое, не осознавая, что идут в никуда.

Не менее разрушительной деятельностью заняты и те, кто, видя в каком состоянии находится современное образование, проводя бесчисленные околонаучные «тусовки», требуют твердой рукой навести долгожданный порядок в школах и вузах, создав соответствующие структуры. Давайте разберем, к чему приведет появление дополнительной контролирующей инстанции. Существующую сегодня систему образования в России можно назвать чиновничье-бюрократической. Она практически узаконила фальсификацию и безответственность в учебных заведениях, развращая и разлагая самих преподавателей. Различные финансовые махинации, приписки, бесконечное и необоснованное «бумаготворчество» в виде приказов, распоряжений, планов занятий, протоколов непроведенных собраний и т.д., стали обыденным делом и никого уже не удивляют. Появление же нового звена в этой системе приведет к последствиям катастрофическим. Дело в том, что даже студент, изучающий системы управления в вузе, знает, что наибольшей устойчивостью, точностью и живучестью обладают двух- и трехзвенные системы управления. При дальнейшем увеличении числа передаточных звеньев мощность «сигнала» и его достоверность будут неуклонно снижаться. Шести- и семизвенная системы уже считаются недееспособными. В них невозможно узнать, проходил сигнал или нет? изменился он или нет? кто прав, кто виноват? и кого наказывать, если «команда не прошла»? Это положение дел, кстати, является сегодня одной из главных причин глубокого кризиса управления во всех отраслях народного хозяйства, начиная от медицины и образования и заканчивая силовыми структурами.

В свете вышеизложенного, назревает извечный русский вопрос: что делать?

Оставлять все как есть – путь к самоуничтожению.

Но и продолжать или начинать новые реформы в образовании– это верный путь к полному параличу системы (одной из завуалированных форм уничтожения какой-либо структуры является бесконечное ее реформирование). Тем более что реформами займется тот же самый корпус чиновников, что привел образование к полному развалу, и который ничем в принципе хорошо управлять не умеет. И еще необходимо учитывать, что за последние пятнадцать лет армия «желающих порулить» изрядно пополнилась огромным количеством диссидентствующих элементов, большинство из которых во времена СССР вовсе небезосновательно находились в специальных лечебных учреждениях, а сейчас получили полную свободу. И, не имея никаких нравственных принципов и совести, перманентно разрушают все, что встречают на своем пути.

Прежде, чем найти выход из этой, казалось бы, безвыходной ситуации, необходимо выяснить, что сегодня входит в общеобразовательные стандарты, а что нет.

Школа обязана дать учащемуся знания по двум направлениям наук: естественным и гуманитарным. Из естественных наук только математика и география носят объективный характер, все же остальные – это субъективные интерпретации экспериментальных данных и наблюдений. Гуманитарные же науки еще более субъективно рассматривают различные аспекты и проявления человеческой жизни, писания, унаследованные от прошлых времен, и события настоящего времени.

Помимо этого, школа должна учить определенным навыкам: письменности, работе с клавиатурой средств обработки информации, иностранным языкам, коммуникабельности, работе с простейшим слесарным инструментом (для мальчиков) и бытовыми приборами (для девочек) и т.п..

А чему же школа не учит?

Школа не учит детей искусству видеть взаимосвязь, а иногда и взаимовложенность происходящих процессов в Мироздании, интерпретировать наблюдения, «знаковые события», экспериментальные данные и различные печатные материалы в режиме возникновения потребности в решении практических задач на основе этих интерпретаций. Но именно эти навыки как раз и необходимы для преодоления глубокого кризиса системы образования; а при более широком рассмотрении, владение ими способствовало бы небывалому росту культуры управления в обществе, во всех без исключения отраслях народного хозяйства.

В современной научной среде искусство владеть этими навыками носит название МЕТОДОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ.

Таким образом, методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе. Без нее невозможно самостоятельное познание Мироздания. И вот почему. Согласно Закону Времени, примерно в середине ХХ века произошло изменение соотношения эталонных часов биологического и социального времени. Если до этого на протяжении десятков или даже сотен человеческих жизней могла существовать одна и та же технология без видимых изменений, то уже к концу ХХ века в течение одной человеческой жизни менялось несколько технологий. Сейчас этот процесс идет с еще большей скоростью. Современный компьютер устаревает всего за один год!

Поэтому сегодня, получив какие-либо знания (навыки, интерпретации и т.д.), человек сможет пользоваться ими только ограниченное время. Пройдет несколько лет и ему снова придется учиться. В настоящее время и в ближайшем будущем эталонной частотой, с которой связано понятие социального времени, является частота обновления прикладной фактологии практически используемого знания. Этот процесс приводит к очень быстрому обесцениванию полученных знаний, но тем самым повышает общественную значимость методологического мировоззрения как самого совершенного способа освоения нового прикладного фактологического материала.

От Мировоззрения, доминирующего в обществе, будет зависеть не только система управления и другие внутренние взаимодействия во всех сферах жизни (идеология, финансы, образование и т.д.), но и отношение к окружающим их обществам и ко всему миру в целом. Поэтому только в случае принятия более совершенных мировоззренческих систем с высокой мерой понимания происходящих процессов и основанных на них жизненных практик, можно без особого труда осваивать новые знания, обеспечивать предсказуемость течения управляемого процесса во всех без исключения областях под воздействием внешних возмущений, внутренних изменений и управляющего воздействия; а так же корректировать или даже прекращать деятельность тех, кто, осуществляя неприемлемые концепции, ведет страну или всю планету к кризисному развитию событий.

Методологическое мировоззрение – это совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение человека к окружающему миру и самому себе. Формируется оно на основе философских, научных, политических, нравственных и эстетических взглядов и является ключом для самостоятельного познания Мироздания. Если отдельный человек или целый народ им не владеет, то тогда речь идет о стаде биороботов, управляемых извне. Теми, кто владеет более мощной и объемлющей информацией. Трагедия биоробота заключается, прежде всего, в том, что его можно безнаказанно грабить и угнетать под видом «культурного сотрудничества», а когда необходимо, посылать и на кровавые бойни, стравливая с себе подобными. Биоробот при принятии решений всегда опирается либо на «авторитетные писания», либо на самих «авторитетов». А если «авторитет» прошел подготовку в зарубежных управленческих центрах и проводит политику не в интересах России? Или это человек с калейдоскопичным нагромождением знаний в голове и нулевой нравственностью? Процитируем выступление академика Н.Моисеева, который является для многих представителей нашей «элиты» признанным авторитетом в области управления глобальными социальными процессами: «…Наверху может сидеть подлец, мерзавец, может сидеть карьерист, но если он умный человек, ему уже очень много прощено, потому, что он будет понимать, что то, что он делает, нужно стране…» («Перестройка. Десять лет спустя.», М, 1995г..). Вряд ли мы добьемся от уважаемого академика ответа на вопрос: «Как подлец с отрицательной нравственностью и соответственно ущербным мировоззрением может заниматься позитивной и устойчивой управленческой деятельностью?»

Понимание процессов управления с точки зрения объективной нравственности и господствующего мировоззрения необходимо потому, что всякий объект или процесс, в том числе и процесс образования либо управляется, либо самоуправляется. Если вы не владеете различением и не можете выделить субъект управления, то для вас процесс самоуправляется, но как только вы выделите субъект управления, то вам придется столкнуться и с его вектором целей, т.е. набором нравственно обусловленных и определенным образом упорядоченных желаний. На первом месте у такого субъекта будет стоять самая главная цель, от которой он не откажется никогда или откажется в последнюю очередь. Система образования, как система управления должна выстраиваться в соответствии с определенным набором целей, где формирование кадровой базы нового поколения нравственных и грамотных управленцев должно быть приоритетной целью. Но в большинстве из предлагаемых сегодня концепций по совершенствованию образования не рассматривается содержательная сторона. Не берется во внимание назревшая перспективная проблема перехода от педагогики кодирующей (фактологической) к методологической (смысловой и развивающей). При внедрении которой в образование, любой освоивший ее человек сможет:

-обладать целостным мировоззрением, видеть общий ход происходящих процессов, их взаимосвязь и взаимовложенность;

-на фоне пустой и бессмысленной информации (помех) выделять полезную и важную, и быстро осваивать ее;

-производить формирование вектора целей управления социальными процессами и выделять главные цели;

-анализировать протекающие процессы и производить своевременную коррекцию моделей устойчивого по предсказуемости развития любого процесса в соответствии с целями управления.

Обучение и психологическая подготовка, прежде всего, должны быть направлены на учителей, воспитателей и родителей. Определяющим звеном в этой системе должно быть повышение уровня духовной культуры учителя, что позволит сформировать в его сознании целостное видение мира и взаимосвязь протекающих в нем процессов, понять, что такое нравственное существование и духовный рост человека в мире. Помимо этого учителя и воспитатели должны владеть приемами оказания психологической помощи себе и ученикам, концентрации внимания и релаксации.

Чем скорее общество поймет, что прежде всего нравственная чистота педагога определяет высоту и качество даваемых им знаний, тем будет лучше. Это хорошо знали еще в Древнем Китае: «Что бы добрый человек ни говорил, все есть истина; что бы злой человек ни говорил, все есть ложь».

У любого здравомыслящего человека в таком случае может возникнуть вопрос: «А как же тогда педагоги, один из сыновей которых сидит в тюрьме за убийство, а другой погибает от наркотиков, вдруг становятся отличниками народного образования или заслуженными учителями!?»

Ответ простой: «Каждое время находит своих «героев»». Их оправдания на этот счет выглядят очень жалко: «Я все свободное время отдала школе, вот и упустила своих детей!». Это, естественно, ложь. Дети –это своего рода, если хотите, материализованные мысли своих родителей.

А эффективно можно обучать только тому, что несешь в себе сам. Это один из главнейших законов матричного управления, говорящий о том, что человек намного эффективней усваивает мысли педагога или родителя, чем его слова. Энергоинформационные системы педагогов намного сильнее аналогичных систем учащихся. Поэтому любые пороки учителя, его злоба, лицемерие, гордыня будут передаваться ученикам в обход их сознания и незаметно становиться нормами поведения. Особенно это важно для преподавателей гуманитарных наук. Дело в том, что для преподавания естественных наук требуется освоение достаточно сложного математического аппарата, и это становится для многих непреодолимой преградой. А гуманитарные науки очень часто привлекают к себе патологических личностей, которые занимаются не исследованиями различных аспектов протекающих социальных процессов и проявлений жизни человеческого духа, а навязывают учащимся, в качестве последних достижений гуманитарных наук, собственные наваждения и извращенную нравственность. Особую опасность для учеников представляют учителя начальных классов, если в процессе обучения станут передавать детям свои пороки и бредовые идеи. Исправить это потом, возможно, будет уже не под силу ни учителям старших классов, ни преподавателям вузов, ни сотрудникам правоохранительных органов.

Поэтому сегодня, несмотря на множество высоких технологий обучения, главным действующим лицом был и остается педагог, от нравственных ценностей и профессионализма которого зависит качество современного образования. Только достойный человек, а не компьютер может вырастить личность с высокой нравственностью и интеллектом.

Какими же качествами должен обладать сегодня педагог-профессионал? Рассмотрев множество предлагаемых вариантов оценки профессионализма, можно увидеть удивительное сходство их друг с другом. Все они рассматривают мотивации, знания, навыки, волевые качества и т.д., и совершенно не рассматривают ребенка, как личность с равным человеческим достоинством (в крайнем случае, об этом говорится где-нибудь в последних пунктах), и нравственные качества педагога. А между тем, так называемая педагогическая направленность (система мотивов, определяющая поведение педагога), которую большинство ученых ставят во главу угла, не всегда позитивна. Дело в том, что в системе мотивов, побуждающих человека к той или иной деятельности, всегда присутствуют как положительные, так и отрицательные составляющие. Проанализируем мотивы, которые заставляют работать чиновника, сотрудника силовых структур, врача (особенно хирурга). С одной стороны – желание помочь человеку в трудной ситуации, получить удовлетворение от проделанной работы (различные статусные и престижные аспекты), с другой – не желая справляться с собственными комплексами, безнаказанно и «на законных основаниях» подчинять себе и подавлять другого человека, проявлять свою агрессию и авторитарность. К сожалению, педагоги имеют те же самые мотивы, что и вышеперечисленные специальности. Именно этим и объясняются проблемы педагогов с собственными детьми, большое количество людей с педагогическим образованием среди маньяков и растлителей малолетних, а так же огромное количество фактов издевательств над детьми со стороны персонала, особенно в детских домах и приютах, где это можно делать относительно безнаказанно. Большинство педагогов (особенно женщин) имеют нерешенные семейные проблемы, т.е. одиноки. Ситуация ухудшается многократно в том случае, если взрослый человек, вместо создания собственной семьи, продолжает жить с родителями. И особенно плохо, если он живет с собственной матерью. В этом случае события могут развиваться по следующему сценарию: мать, окружив своего ребенка псевдоматеринской заботой, примитивно убеждая себя и окружающих, что делает ему добро, на самом деле медленно уничтожает его, делая абсолютно неэффективным для проживания в современном обществе, авторитарно решая, что нужно ребенку в жизни, а что - нет. То есть оставляя при себе сына или дочь в качестве живой игрушки. Очень часто после сорока лет такой «ребенок», повзрослев, интуитивно начинает понимать, кто виноват в его несостоявшейся одинокой жизни. Начинаются конфликты, при этом нередки случаи избиения собственных матерей (как ни странно, чаще к этому прибегают дочери, нежели сыновья). На определенном этапе возможна отправка матери в дом для престарелых. Палач и его жертва меняются ролями.

Теперь давайте представим, как будет взаимодействовать с учениками и коллегами по работе еще достаточно молодая женщина с несостоявшейся судьбой, пережившая весь ужас псевдоматеринской любви. Нетрудно догадаться, что всю накопившуюся боль она будет неосознанно и под благовидным предлогом передавать своему окружению. Если же она станет руководителем какого-либо учреждения, то оно либо очень недолго просуществует после этого, либо его постоянно будет «лихорадить»: сотрудники будут выполнять распоряжения с точностью «до наоборот», водопроводные трубы лопаться, крыша течь, причем подчиненные и начальство будут ходить с ярлыками «отъявленных дебилов». Истинная же причина всех этих ЧП на удивление проста: управленческий сигнал, исходящий от такого субъекта будет рассогласован. На словах (т.е. по оглашению) будут провозглашаться одни цели, а подсознательно (т.е. по умолчанию) будут осуществляться другие. Человек с такой судьбой идет на должность учителя, а тем более становиться директором образовательного учреждения вовсе не из желания «сеять разумное, доброе, вечное», а для удовлетворения собственных скрытых мотиваций.

Достаточно убедительно это доказали эксперименты американских специалистов в области криминологии и психоанализа, действующих по методике С. Мэлгрэма (США. Йельский университет. 1974 г.). Суть этих экспериментов заключалась в том, что один из испытуемых играл роль учителя, а другой – ученика. И в процессе работы специалистам необходимо было выяснить, насколько сильные страдания может причинить «учитель» нерадивому «ученику» за неправильный ответ. Испытуемые находились в смежных комнатах, разделенных прозрачной перегородкой. В руках «учителя» находилась кнопка, при нажатии на которую, в случае неправильного ответа, «ученик» наказывался ударом электрического тока, через подключенные к нему контакты. С каждым новым неверным ответом напряжение воздействующего тока возрастало на 15 вольт. Прозрачная перегородка позволяла «учителям» наблюдать реакцию «учеников», которые при воздействии разряда в 100 вольт и более начинали кричать от боли и требовали прекратить их мучения. Но это ничуть не смущало «учителей», большинство из которых в своем «педагогическом» азарте доходили до напряжения в 400 и даже 500 вольт!!! В таком случае специалисты были вынуждены идти на прекращение эксперимента. Особенностью этой работы было то, что никаких настоящих ударов электрического тока не было. А роль подопытных «учеников» играли специально обученные молодые люди, искусно имитирующие собственные страдания. «Учителя» об этом не знали и думали, что целью эксперимента являются показатели интеллекта «учеников», тогда как на самом деле изучались их собственные нравственно-психологические качества.

Данные многочисленных экспериментов шокировали ученых. Никто из так называемых «учителей» от эксперимента не отказался и, даже видя то, как «ученик» корчился и кричал от боли, они продолжали с одержимостью давить на кнопку после каждого неправильного ответа. Большое беспокойство вызвало то, что наибольшей жестокостью отличались люди, чьи профессии в обществе пользуются безусловным авторитетом: сотрудники правоохранительных органов, управленцы, врачи, педагоги. Причем последние отличались особой жестокостью. Это позволяет сделать неутешительный вывод о том, что в случае освобождения личности от ответственности за свои поступки, могут проявиться все ее качества, в том числе и самые низменные. И зачастую именно эти качества служат мотивом для выбора будущей профессии.

Отдельно следует отметить, что мало кто из «чемпионов» по жестокости отличался крепким здоровьем и семейным благополучием. Это были в большинстве своем люди с целым набором различных заболеваний, с проблемами в личной жизни и с собственными детьми (болезни, наркомания, асоциальное поведение и даже нахождение в исправительных учреждениях).

После получения таких «показателей» эксперименты были прекращены, а их результаты нигде особо не афишировались.

Вот почему очень важно, какие мотивы при выборе профессии имеют доминирующий характер. Если позитивные, то жизнь такого специалиста, в основном, бесконфликтна: учебный (лечебный, управленческий и т.д.) процесс протекает устойчиво, нет проблем со здоровьем, дети и семейная жизнь в целом не приносят ему разочарований. Но если на первый план выходит отрицательная мотивация (в которой подавляющее число людей никому и никогда не признаются), то жизнь превращается в кошмар. Ученики становятся для них «дебилами», свои дети вырастают «неблагодарными скотами» («Я ему все отдала, а он мне всю жизнь покалечил, все из квартиры вынес ради очередной дозы…»), семейная жизнь не складывается и появляется целый букет хронических заболеваний. Винить в такой ситуации кроме себя некого.

Каждый человек в своей жизни получает только то, что излучает в Мироздание. И если жизнь не складывается, то это означает только одно: ты несешь в себе объективную мерзость.

Исходя из этого, вопросы нравственности педагога (а так же врачей, управленцев, силовиков, ученых и т.д.) должны сегодня ставиться на первое место, опережая достижения научно-технического прогресса и гуманитарных наук (в том числе неопределенного смысла и проблематики). И, прежде всего, ради безопасности как самих педагогов, так и всего человечества в целом.

Чтобы доказать это необходимо рассмотреть следующий вопрос: а как вообще человек управляется в Мироздании? Представим следующую схему:

 

 

 

Поведение человека (П) и работа его тела (Т) управляются его разумом (Р) – белково-коллоидным компьютером. А вот задачи, необходимые для выполнения, ставит разуму (Р) душа человека (Д), связанная в свою очередь с Мирозданием. Разум человеческий никогда ничего не выбирает, он не может быть плохим или хорошим (как не может быть плохим или хорошим обыкновенный компьютер), и ему все равно, что рассчитывать: сколько взрывчатки нужно для прокладки дороги в горах, или сколько ее потребуется, чтобы уничтожить школу вместе с детьми. И надо полагать, что ни один здравомыслящий человек не будет утверждать, что Наполеон, Гитлер или Бен Ладен - неразумные люди. Управлять такими глобальными событиями может лишь человек, имеющий мощный собственный «бортовой» компьютер. Проблемы у них были с душой, там крылись глубочайшие повреждения, извращенная нравственность, порочный выбор целей и, исходя из этого, полное непонимание того, что они всего лишь были жалкими марионетками в чужой игре. Не лишним будет отметить, что бездумной накачке разума человека калейдоскопической информацией способствует огромное количество телевикторин и кроссвордов в газетах и журналах. Радостно вгоняя в пустые клеточки угаданное слово, многие и не предполагают, что постепенно становятся «левополушарными инвалидами», так как в таком случае избыточное развитие получает именно левое полушарие головного мозга, отвечающее за «математические» действия; а работа правого, отвечающего за образное мышление, честность и порядочность, соответственно, угнетается. Вот один из примеров работы современного психотронного оружия, особенность которого заключается в том, что ни в начале воздействия, ни тем более после пораженный человек ничего не поймет.

Поэтому сегодня работа с разумом и поведением человека (чем занимаются психологи, учителя и сотрудники правоохранительных органов), с его телом (чем занимаются врачи) – это сомнительная и зачастую бесполезная трата времени и сил. Проблемы кроются не там. Особо хотелось бы отметить ту область современной механистической науки, которая рассматривает вопросы сознания, работы разума человека, его нравственности. До сих пор подавляющее большинство ученых объясняют это последовательно протекающими биохимическими реакциями в головном мозге, а некоторые из них, ничуть не смущаясь, рассматривают вопросы зарождения жизни на Земле и возникновения человека так же на основании хаотичных химических реакций протекающих в первобытном океане. Если следовать логике этих ученых мужей, то тогда так же безапелляционно можно утверждать, что ураган, пронесшийся над городской свалкой, может случайно собрать «ТУ-154».

Понимают ли это современные педагоги? На основе многолетнего общения с представителями данной профессии (даже на уровне глав администраций районов и руководителей отделов образования в г. С.- Петербурге и области) можно с уверенностью сказать, что в большинстве своем - нет.

Даже выше представленная схема у многих вызывает агрессию и неприятие. Но вместе с тем, фраза «бездушный человек» представляется им достаточно обидной. Для кого-то слово «душа» сводится к необдуманному и лицемерному участию в различных церковных ритуалах. А кто-то в силу ущербной нравственности и интеллекта просто запрещает доводить до учащихся подобную информацию, мотивируя это тем, что: «у детей неокрепшая психика, им это знать рано», «а вдруг это какая-то секта?…», «в нашем заведении все дети хорошие, вот когда они станут преступниками и наркоманами, тогда и приходите». Невольно эта ситуация напоминает события 1941 года, когда некоторые представители нашего генералитета даже ночью 22 июня не приводили в состояние повышенной боевой готовности соединения эшелона прикрытия границы, самодовольно улыбаясь и заявляя, что в случае чего «закидают шапками». Но эти же «герои», после первых же соприкосновений с противником бросали войска и гигантские запасы военного имущества и бежали аж до самой Москвы. А потом, уже на допросах, без орденов и знаков различия, слезно доказывали, что они ни в чем не виноваты, что вся вина лежит на «коварных» немцах, которые напали внезапно, не предупредив их за несколько суток. Причем раньше всех и дальше всех бежали именно те, кто в течение предшествующих войне лет кричали о полном превосходстве над вооруженными силами Германии. Такая ситуация кажется парадоксальной только на первый взгляд. Даже человек, знакомый только с основами психологии, в данном случае с уверенностью скажет, что громкие заявления на пустых, бессмысленных совещаниях делают люди, для которых лицемерие стало нормой поведения, и доказывают собственное превосходство они не окружающим людям, а самим себе, так как чувствуют свою порочность и ограниченность. А количество совещаний и педсоветов растет в геометрической прогрессии. Причем нередко пятиминутный вопрос обсуждается втечение 3-х часов, с блокнотами и ручками в руках и с такими серьезными лицами, что невольно хочется направить их на психолого-психиатрическую экспертизу. Потому что слишком серьезные лица бывают только у людей со сниженным IQ. Многолетний опыт наблюдения подобных явлений в среде педагогов позволяет сделать следующий вывод: в тех учреждениях, где обычным явлением стали лицемерие, финансовые махинации, сплетни, межличностные конфликты и насилие над учениками, на обсуждение вопросов о безопасности подрастающего поколения накладывается безоговорочный запрет под любым благовидным предлогом. Не может не вызвать удивление тот факт, что при подобном положении вещей, помимо утраты совести, теряется и инстинкт самосохранения. А на опасность лицемерия указывают все без исключения Святые Писания, существующие сегодня в мире, называя это смертным грехом. Причем же здесь угроза смерти? Дело в том, что человек, работающий по системе двойных стандартов, где одна информация идет по оглашению, а другая по умолчанию, невольно встраивается в те огромные массивы информации, хранящиеся в коллективном бессознательном именно за счет системы умолчаний. И если по оглашению педагог (врач, милиционер или управленец) ратует за достойные цели, а по умолчанию стремится к получению престижной должности, избыточных финансовых поступлений и относится к окружающим людям как к животным, то через какое-то время он рискует столкнуться с последствиями работы своих глубинных уровней психики. Вот что приводит к различным происшествиям, являющихся иногда причиной даже гибели учеников, к визитам бесчувственных и надменных проверяющих, ставящих основной задачей не выявление истинных проблем, а наказание первого попавшегося «стрелочника»; к конфликтам с агрессивно настроенными родителями, к проблемам с собственными детьми. Проблемы себе человек создает только сам.

Именно жизнь по двойным стандартам привела к тому, что ветераны войны и труда, ученые, военнослужащие и многие другие достойные люди стали очень редкими гостями в школах. Тогда как различные патологические личности зачастую становятся там «своими». Так, например, в одной из школ Санкт-Петербурга, куда директор не пустила ветерана-орденоносца силовых структур СССР, представитель одного из развлекательных заведений определенной направленности два с половиной часа рассказывал старшеклассникам о прелестях однополой любви. За получение грандов одного из международных аферистов, спонсировавшего «революции» в Грузии и Украине, занимающегося скрытой пропагандой наркотиков и разврата, многие педагоги бьются не на жизнь, а насмерть. И уже никто не удивляется тому, что на занятиях в школах и в вузах вместо слова «Россия», мы чаще слышим безликое словосочетание «эта страна». Или, например, такой фразе, прозвучавшей от учителя на уроке истории в одной из школ г. Павловска: «…Советское командование пыталось выставить жалкие заслоны в приграничных областях, но все они быстро уничтожались победоносно наступающими германскими войсками…». Что вызывает у учителя такой восторг при упоминании о гибели наших солдат и наступлении Вермахта? И почему те соединения, которые не отступили, бросая снаряжение и военную технику, и пытались остановить озверевшего врага, выглядят жалко?

Почему за последние годы многие школы заболели «звездной» болезнью? И над доской почета лучших учеников школы красуется надпись: «Наши звезды!» Благодаря поведению так называемых «звезд» шоу-бизнеса в массовом сознании довольно устойчиво сформировался образ человека, презирающего окружающих его людей, патологически склонного к различного вида скандалам и судебным разбирательствам, да еще и с нетрадиционным сексуальным поведением. Так кого все-таки должны готовить школы: будущее страны или «звезд»?

Не лучшим образом обстоит дело и в студенческой среде педагогических ВУЗов и училищ. Подавляющее число будущих педагогов и воспитателей являются ярыми поклонниками современной так называемой псевдокультуры. Они, в силу своей порочности и ограниченности интеллекта, не в состоянии понять, что, увешивая стены своей квартиры портретами современных звезд с нетрадиционной сексуальной ориентацией или запредельной распущенностью, пропагандируя пирсинг (некоторые даже умудряются в область пупка, где располагается одна из важнейших чакр организма – Свадхистана-чакра - втыкать череп с перекрещенными костями – символ смерти), окаут самое негативное влияние на развитие своих будущих воспитанников. А татуировка в виде цветка на левом плече уже недвусмысленно говорит о сексуальной распущенности юного воспитателя (так во Франции, кстати, клеймили проституток).

Но и для самих горе-модников в этом есть огромная опасность. Дело в том, что если ты несешь в себе мерзость – это плохо. Но если ты эту мерзость вкладываешь в головы своих учеников, то значит совершаешь мерзость в квадрате. На это, кстати, косвенно указывает трагедия, случившаяся с героем М. Булгакова Берлиозом в романе «Мастер и Маргарита». мошенники, воры, пьяницы, взяточники конечно пострадали из-за действий Воланда. Но остались живы! А Берлиоз лишился головы. Потому что свои бредовые идеи о неуправляемости и хаотичности мира, отсутствии высших сил навязывал своему молодому коллеге Ивану Бездомному.

Правильная профориентация школьников так же оставляет желать лучшего. Большинству из них упорно навязывают мысль о том, что счастливым можно стать лишь в том случае, если будешь иметь (или распределять, что в принципе одно и то же) большие материальные блага. Поэтому нужно стремиться во что бы то ни стало стать руководителями предприятий, менеджерами, экономистами и т.п.. Только непонятно, а кто же будет производить эти материальные блага? Приезжие гастарбайтеры из Средней Азии? Результат подобной политики мы уже могли наблюдать в Париже осенью 2005 года, когда доведенные до отчаяния рабочие из африканских стран, жгли и ломали все, что встречалось на их пути. Неужели прав был В.О. Ключевский в том, что «история ничему не учит, но жестоко спрашивает за невыученные уроки»?

А отношение к проблеме так называемых «детей Индиго»? Количество их стремительно увеличивается. Традиционные подходы к ним неприемлемы, так как они совершенно не переносят насилия и зачастую обладают более высокой нравственностью и интеллектом, чем обучающий их педагог. Более того, уже многократно отмечены эпизоды, в которых применяющий к таким детям насилие злонравный педагог сталкивался с неприятным внеюридическим воздаянием за свои поступки. Вероятнее всего, эти дети являются представителями нового поколения людей и находятся под серьезной защитой Мироздания. К сожалению, в некоторых школах специалистов, освещающих эту проблему, или поднимают на смех, или «рекомендуют» покинуть учебное заведение. А самих детей нередко зачисляют в группы ЗПР (задержка психического развития), совершенно не желая понять того, что чем больше детей находится в группе ЗПР, тем порочнее педагогический коллектив школы.

Вызывает удивление то, что даже в условиях глубокого системного кризиса, подавляющее большинство педагогов, а тем более чиновников в системе образования, даже не пытаются искать выход из сложившейся ситуации; и, упорствуя в силу своей ограниченности (а иногда и порочности), сразу же отметают любую информацию, которая не присутствует в системе их образов, не понимая, что это, прежде всего, свидетельствует об утрате ими чувства самосохранения. А признаки именно системного кризиса (даже не углубляясь в научные исследования) налицо. Заболеваемость и смертность среди педагогов растут, многие уже не в состоянии скрывать проблемы в семейной жизни, количество реформ и реформаторов увеличивается из года в год. В таких обстоятельствах можно ссылаться на нестабильность в стране, на сложное финансовое положение, на нехватку времени и сил для собственной семьи. Но как же тогда быть с книгами, авторов которых вряд ли можно обвинить в некомпетентности и лицемерии и, возраст которых составляет десятки столетий, если в них указывается, что «с головы праведника волос не упадет»? Или за последнюю тысячу лет полностью изменились понятия морали и объективной нравственности? Но и у современных авторов мы можем встретить подобные умозаключения: «Если ты занят достойным делом, то вся Вселенная придет к тебе на помощь».

Но, к сожалению, большинство людей в кризисной ситуации не хотят, да и не способны выявлять и исправлять собственные пороки. И в собственных бедах стараются обвинить других, и упорно не желают понять, что только борьба с врагом внутри себя дает блестящие результаты, которые меняют жизнь не только конкретного человека, но и коллектива, в котором он работает, а, возможно, и всего города.

Несмотря на обилие негативных фактов и критики, вышеперечисленный материал не следует рассматривать как очередную попытку примитивного очернения существующей системы образования. «Другой» нам завтра никто не предоставит. Наоборот, речь идет о том, как сделать эту систему жизнеспособной и гармонично развивающейся. Сделать это можно, соблюдая, прежде всего, одно из самых главных условий: оперативно и адекватно реагировать на возникающие проблемы и угрозы. А их число, к сожалению, сегодня постоянно увеличивается. Общество так же должно понять, что необходимо всячески повышать престиж профессии педагога и прекратить высмеивать и унижать их в различных сатирических передачах, потому что от этих людей зависит будущее не только наших детей, но и России, да и всей планеты Земля в целом. Не поможем сегодня учителям – погубим всю систему народного образования. Она, в свою очередь погибая, лишит будущего всё подрастающее поколение. А дети - это единственное, во что можно вкладывать деньги без опасения, потому что они окупаются тысячекратно. Понять это, к сожалению, может только мудрый и очень дальновидный человек Недаром еще в 50-е годы один из создателей американских атомных подводных лодок сказал, что: «Мы не сможем победить Россию не потому, что она сильна в военном отношении. Она сильна своими учителями…». Получается, что пятьдесят лет назад труд наших педагогов обеспечивал безопасность страны лучше, чем новейшие системы вооружений. Этот, вероятно неглупый человек вряд ли симпатизировал России, но над его словами необходимо задуматься.

Торопов М.Ю.,

врач-психофизиолог,

эксперт НИИАЦ «Стратегия будущего»,




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 10 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Они хотят сохранить современное общество, однако, без тех элементов, которые его революционизируют и разлагают. Они хотели бы иметь буржуазию без пролетариата.| Обзор современного научного Миропонимания

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав