Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

Читайте также:
  1. Cвязь языкознания с другими науками
  2. Cпецифика русской религиозной философии
  3. I. Общие проблемы философии науки.
  4. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  5. N3 Функции философии
  6. Административное право различается и взаимодействует с другими отраслями права.
  7. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  8. Аксиология и ее место в философии. Понятие ценности
  9. Альтернатива рационализма и эмпиризма в философии Нового времени
  10. Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии (Хомяков, Герцен)

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественнонаучных позиций, в вопросах позна­ния отдавали предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление. Их числу принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

 

Шарль-Луи Монтескье — французский философ-просветитель, писатель и историк.

Главное философское произведение «О духе законов».

Философская концепция Монтескье основана на принципах деизма и механического материализма, которые, как он считал, выведены им не из предрассудков, а из самой природы вещей.

Бог — создатель и охранитель законов природы, действию которых подчиняется и он сам. Источниками познания он считал внешний мир и деятельность человеческой души, обладающей естественной способностью к познанию.

Он считал, что общественное устройство зависит от нравов, обычаев, убеждений, которые, в свою очередь, определяются географической средой и политическими законами. Хотя люди равны от природы, различия географической среды обусловливают существенные различия в политическом устройстве. В холодном климате люди более здоровы, активны, целеустремленны, жара приучает к лени, изнеженности, равнодушию.

Первобытное состояние Монтескье представлял как состояние дружбы и мира, общения и взаимопомощи. Естественное желание жить в обществе приводит людей к созданию государства, гражданского права и частной собственности. В борьбе классовых интересов Монтескье видел борьбу политических принципов, критикуя не деспотизм, а идею деспотизма и эксплуатации.

 

Жан Жак Руссо - французский философ, один из самых влиятельных мыслителей XVIII в., идейный предшественник французской революции.

В своих первых произведениях Руссо выразил все основные положения своего мировоззрения. Просвещение вредно и сама культура - ложь и преступление. Все основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Счастливы и непорочны только первобытные люди, живущие простой естественной жизнью и подчиняющиеся только своему непосредственному чувству.

Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями.

 

Дени Дидро выступает с позиций деизма, а значит, как против атеизма, так и против позитивной религии и церкви.

У Дидро волна самого глубокого сенсуализма, высокая оценка первобытных языков с точки зрения поэзии, неизвестное прежде в подобной форме подчеркивание роли гения, даже в науке, этика чувствительности и эстетика сильной страсти.

Но это лишь одна из сторон мировоззрения Дидро. Он признает в то же время неизбежность цивилизации со всеми ее абстрактными чертами, включая сюда, прежде всего, формы права и государственности. Он с некоторой симпатией относится к обществу без частной собственности и власти, но признает его только "прекрасным парадоксом".

В последние, наиболее зрелые годы жизни он допускает два выхода, два пути возрождения наций - это "кровавая баня" народной революции и величайший артистизм культуры, развитие эпохи "искусства" до такой высоты, когда это "искусство", основанное на полном знании "природы", сливается с ней.

 

Поль Гольбах - один из философских лидеров энциклопедистов.

Как всякий последовательный материалист, Гольбах начинает анализ с материи, с того, что существует изначально, независимо от духовной жизни человека. Далее делается попытка дать объяснения самым сложным феноменам вплоть до сознания человека. По Гольбаху, "природа есть причина всего", она всецело материальна. Сама же природа есть не что иное, как модифицируемая движением материя. Материя есть причина самой себя, она состоит из частиц. Природа есть целое, и в этом качестве она выступает как цепь причин и следствий, религиозному чувству здесь нет места. Случайность в природе отсутствует. Согласно необходимому порядку вещей, в природе самопроизвольно зарождается жизнь, вершиной которой является человеческая жизнь.

Что касается идей, то они возникают из опыта человека, в результате воздействия внешнего мира на органы человека. Опыт и размышления всегда наставят в конечном итоге человека на истинный путь.

Клод Адриан Гельвеций считал мир материальным, бесконечным во времени и пространстве, движущимся по законам механики Ньютона. Решительно отвергал бытие бога и бессмертие души.

Гельвеций утверждал, что чувственный опыт, «физическая чувствительность» является единственным источником знаний и морали. «Ум», то есть интеллектуальные и нравственные качества являются, согласно его мысли, полностью и всецело приобретенными.

В центр своей социальной теории положил категорию «интереса», понимаемого как польза, выгода. Не «мнения», как полагали многие просветители, а, по Гельвецию, «интересы» правят миром, являясь всемогущей движущей силой деятельности людей и общественных явлений и служа «мерой человеческих поступков».

Гельвеций резко критически относился к сословному неравенству людей и выдвинул положение об изначальном природном равенстве способностей людей. Полагал, что реальная разность способностей и нравственного облика людей всецело определяется воспитанием, в котором огромную роль играют случайности.

Воспитывающим фактором служит общественная среда, под которой понималась вся совокупность внешних обстоятельств. Ведущую роль среди них играют, согласно Гельвецию, форма правления и законодательство страны.

 

Дени Дидро выступает с позиций деизма, а значит, как против атеизма, так и против позитивной религии и церкви.

У Дидро волна самого глубокого сенсуализма, высокая оценка первобытных языков с точки зрения поэзии, неизвестное прежде в подобной форме подчеркивание роли гения, даже в науке, этика чувствительности и эстетика сильной страсти.

Но это лишь одна из сторон мировоззрения Дидро. Он признает в то же время неизбежность цивилизации со всеми ее абстрактными чертами, включая сюда, прежде всего, формы права и государственности. Он с некоторой симпатией относится к обществу без частной собственности и власти, но признает его только "прекрасным парадоксом".

В последние, наиболее зрелые годы жизни он допускает два выхода, два пути возрождения наций - это "кровавая баня" народной революции и величайший артистизм культуры, развитие эпохи "искусства" до такой высоты, когда это "искусство", основанное на полном знании "природы", сливается с ней.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мәдениет аясындағы философия және оның адам мен қоғам өміріндегі алатын орны| Дейные источники

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав