Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Познавательные способности человека. Эмпиризм, рационализм, иррационализм.

Читайте также:
  1. C).Сократ о Боге и сущности человека. Этика Сократа.
  2. III. Охарактеризуйте биологические и социальные движущие силы эволюции человека.
  3. Аврелий Августин об отношении Бога и человека. Понятие индивидуальности и техника перфомативных высказываний.
  4. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  5. Акустические колебания. Шум, виды шумов. Физические характеристика шума. Ультразвук, инфразвук. Воздействие на организм человека. Способы защиты.
  6. Анализ актива баланса (оценка ликвидности и платежеспособности предприятия)
  7. Анализ возможной неплатежеспособности организации
  8. Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности
  9. Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности организации. Критерии банкротства.
  10. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

гностицизм;

• агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

Эмпиризм. Основной критерий - чувственный опыт, результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства, в результате чего они выступают образами этого мира. Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.

Чувственное познание:основано на познавательных способностях человека, связанных с органами чувств. Выделяют четыре этапа чувственного познания: изначальное впечатление (живое созерцание), ощущение, восприятие, представление

2. Рационализм -, сторонники которой основным источником истинного знания и основой поведения людей признают разум, абсолютизируя его значение и недооценивая или игнорируя роль чувственного опыта и практической деятельности человека. Рационализм основывается на формах логического познания - понятие, суждение, умозаключение.

Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.

Суждение - связь понятий, с помошью которой отражаются зависимости между вещами.

Умозаключение - связь между несколькими суждениями.

Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.

Это касается прежде всего познания социальных явлений.

Представители: Декард,

3. Иррационализм - это направление философской мысли, которое признает основой процесса познания и преобразования мира - внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция, вера, воля, ограничивая или отрицая возможности разума в этом процессе

29.Проблема истины и её критериев.

Что есть истина? Подлинное, достоверное, атрибутивное свойство знания. Противоположность – заблуждение.

Критерии истины: (проблема критериев)

1.Платон, логический критерий: истиной можно считать знание стройное, связанное и не противоречивое.

2.Аристотель, эмпирический критерий: то, что соответствует нашему эмпирическому опыту (эксперимент и наблюдение).

3.Пуанкаре, конвенционалистский критерий: истина – результат согласия экспертных сообществ в соответствующих областях знаний.

4.Прогматический критерий (Пирс, Дьюи): истиной является знание благое в своих последствиях.

5.Практический критерий: подтверждены практическим опытом.

Эти критерии не противоречат друг другу, а дополняют. Все эти критерии эффективны только в коллективном опыте.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 58 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав