Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос. Идеализм Платона.

Читайте также:
  1. IV ИДЕАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ В МУЗЫКЕ И ДРАМЕ
  2. Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля.
  3. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля
  4. Абсолютный идеализм Гегеля
  5. Билет 20. Теория познания Платона.
  6. Вопрос 13. Материализм и идеализм в истории философии, их позитивные и негативные черты
  7. Вопрос 2. Основной вопрос философии и его две стороны. Материализм и идеализм.
  8. Вопрос 26. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
  9. Вопрос 3. Материализм и идеализм, их гносеологические и социальные корни, роль в философствовании.
  10. Вопрос 3. Научная программа - Пифагора – Платона.

Платон — один из крупнейших представителей идеализма

 

Основа теории бытия П — учение об идеях

Идеи — вечные неизменные сущности вещей.

(в диалоге Пир: тот, достигнув конца этого пути... нечто вечное.. сравнительно с другим прекрасным... безобразным..)

 

Идеи:

- объективны, те существуют без человеческого сознания

- безотносительны

- не подвержены никаким воздействиям

- единообразны, т.е. неразложимы на первичные элементы.

Идеи — вечные сущности вещей, «их образцы»(по Платону)

Противопоставляется миру идей — мир вещей или «теней» (по Платону)

 

Взаимосвязь мира идей и вещей в 7 книге «Государство»

«миф о пещере»

Положение узников, заключенных в пещере. С малых лет у них на ногах и на шее оковы. Во всю длину пещеры — просвет, узники сидят к свету спиной, могут наблюдать только тени. Эти тени они и принимают за сущность вещей.

(объяснение:

Солце в метафизич идее - «идея блага»

«Солнце доставляет предметам не только возможность их видеть....

тогда как само благо и есть сущность...»

Благо выступает высшей из всех идей.

В мире идей существует иерархия согласно принципам родо-.. подчинения.

 

«Толпе не присуще быть философом». (Если бы кто-то из узников освободился и рассказал о реальном мире, ему бы никто не поверил, верили бы дальше в тени).

 

Не всякий человек способен к созерцанию мира идей, к этому высшему знанию, подлинному бытию.

 

«Оковы» - тело («оковы души»)

сбросить оковы — подлинное дело, которым занимаются философы (подготовка к смерти)

С точки зрения Платона совершить самоубийство значит, нарушить волю богов.

 

Монтей - «философствовать — значит, учиться умирать»

 

По Платону 3 типа отношений между миром идей и миром теней:

- причастность (причинно-пораждающий аспект отношения идей к вещам) (Федон: единственный путь, каким возникает любая вещь, это её причастность особой сущности) (идея — причина бытия вещи)

- подражание (в диалоге теней: подражание вечно суще, снятое удивительным....) вещи стремятся уподобиться идеям, те максимально реализовать идею в земной бытии. Но это невозможно, они не могут с ними отождествиться

- присутствие (Идеи присутствуют в вещах, они составляют саму сущность вещей). Платон: Просто без затей я держусь единственного объяснения ничто иное не делает вещь прекрасной, кроме присутствия в ней прекрасного самого по себе)

В диалоге Федр: занебесную область не воспел никто из поэтов и никто не воспоет.

Это не воспринимаемо с помощью чувств.

 

Диоген: чтобы видеть чашу и стол достаточно чувств, а чтобы увидеть их идеи, нужен разум.

 

Идей не настолько много, как вещей, тк идеи носят общий характер.

Множество индивидуальностей людей объясняется разной степенью причастности.

 

Особые идеи каждого Платон не принимал.

 

Доказал ли Платон существование этого мира теней?

доказательство от противного. Если бы вечные идеи не существовали, то не было бы возможно научное познание, тк наблюдаемые нами вещи, чувственно воспримаемый мир, изменчивый и подвижный. А постоянно меняющемся не может быть твердого знания. И если какие-то науки существуют (матем) можно заключить, что их предмет — не изменчивое бытие, а постоянное, вечное.

Науки — мир идей, их можно постичь.

Т.е. Реальность научных представлений обусловлено реальностью их предмета, т.е. Миром идей.

 

УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ

Платон — один из ярчайших представителей рационализма

сущность вещей раскрывается только разуму

«Только в рассуждении раскрывается в душе нечто от (собственно??) бытия»

«душа, принимаясь исследовать что бы то ни было, совместно с телом, всякий раз обманывается исключительно по вине тела. Чувства ненадежны. Не отличаются ни ясностью, ни точностью, поэтому в своем стремлении к истине философ должен заставить смолкнуть чувства и страсти, рождаемые телом» (в этом в Платоновском понимании состоит умирание. Умирание — обособление и отделение души от тела)

«Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью».

Всякое научное познание, по Платону, это «припоминание».

По Платону, все научное знание изначально содержится в душе.

 

«всякий человек, даже не грамотный, может решить математическую задачу, если вопрос правильно поставлен» (развивает в диалоге Менон)

вывод Платона: Только благодаря тому, что изначально душа имеет знания, но нужно некоторое содействие.

В диалоге Федон: знание и припоминание вытекает из анализа идеи равенства: «Мы признаем равными вещи, которые всегда заключают некоторые различия. Пример: двух совершенно одинаковых бревен мы найти не сможем, но говорим о равенстве» По Пл это потому, что приступая к сравнению, мы изначально обладаем идеей равенства.

Следовательно, идея равенства из опыта не приходит, мы уже рождаемся с ней и лишь припоминаем эту идею, заложенную в нашей душе.

 

Подобная идея должна быть применима и к справедливому и к прекрасному (т.е. ко всем идеям)

 

УЧЕНИЕ О КОСМОСЕ

По Платону существует только один космос. По одной причине: бог Димеург сотворил космос, руководствуясь вечными идеями, как образцом. Но поскольку существует только один мир идей, ему может соответствовать только один физический космос.

(творение не в христианском смысле, ибо Платон признает вечные материи, из кот сотворен мир)

 

Упорядочение хаотической материи согласно вечным идеям. По сути, материя вечна, как и сам бог.

Космос ограничен в пространстве. Поскольку Димеург разумен, он стремился создать прекрасное завершенное целое, а конечное прекраснее, чем конечное.

Космос имеет форму шара, в центре космоса находится Земля.

Космос одушевлен, движения светил объясняются наличием в космосе мировой души. «Космос — одушевленное тело» по Платону.

Димеорг: разумное лучше неразумного и снабдил космос душой.

 

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Человеческое состояние из души и тела

душа бессмертна, тело смертно.

 

5 доказательств бессмертия души по Платону:

(4 первых в диалоге Федон, 1 в диалоге Федр)

1 взаимопереход противоположностей (обоюдный переход противоположностей — сон противоположен бодроствованию, жизнь — смерти). Если бы переход был односторонним (от жизни к смерти), то все живое давно бы умерло. Но если жизнь существует, значит есть и другой переход — от смерти к жизни, после смерти тела душа воплощается в другом теле.

2 Знание как припоминание. Пл: «Если еще прежде рождения в теле мы некоторым знанием обладали, очевидно, что душа существует дольше тела, если она существовала до пребывания тела, то будет существовать и после смерти тела»

3 самотождество идеи души (один из важнейших). Подвержено гибели только то, что слагается из частей, только составное. То, что неразложимо на части, может и умереть. А душа — это простое начало. Простое, неделимое, и, следовательно, неделимое.

4 Душа как эйдос жизни (идея жизни). Душа — не просто носитель жизни, это сама жизнь. Душа — это принцип жизни или её идея. Доказательсто: если в теле нет души, значит, нет и жизни. Душа и жизнь — это одно. Душа бессмертна, как и идея, как и любой принцип бытия.

5 «Все самодвижущееся — бессмертно». Душа приводит в движении сама себя, следовательно, она бессмертна. В вечном кругу вращения душ мудрец или философ может прервать цепь перерождений и навсегда стать спутником богов и навсегда остаться в занебесной области, «внося во все успокоение, следуя разуму и постоянно в нем пребывая, созерцая истинное, божественное и непреложное и в нем обретая для себя пищу, душа полагает, что так и должно жить... навсегда избавиться от человеческих...»

 

 

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ

концепция идеального общества — аристократия (власть наивысших)

в государстве должны быть 3 сословия:

стражи (воины и философы или правители государства), ремесленники и земледельцы.

Воины — они же и являются философами. Правители — бывшие воины, которые получают право возглавить государство, в том числе и женщины старше 58.

(по Ар — женщины даже не граждане)

 

Если был ремесленником или торговцем — путь к правлению закрыт.

«Имеются золотые члены государства — правители, серебряные - воины, железо и медь — земледельцам и ремесленникам»

«до тех пор, пока не сольются воедино власть и философия, государство не избавится от зол»

 

Правителем в идеальном государстве должен быть философ (способный понимать мир идей), тк только философы могут воспринимать идею справедливости. А государство и есть реализация идеи блага.

 

По Платону философы не должны иметь частной собственности. Иначе из стражи они сделаются ненавистными людей владыками. Чуть только заведутся у них дома, деньги, земля, сразу же остальное население они обратят в рабов, и тогда и сами они и само государство устремится к скорейшей гибели»

 

У правителей не должны быть ни золота, ни серебра на имущества.

 

Жить воины должны вместе, но пропитание получать от земледельцев и ремесленников в уплату за то, что они охраняют государство. «Но без излишек»

 

Но Платон не выступает за отмену частной собственности — она должны быть у тех, кто никогда не будет допущен к власти — ремесленников и земледельцев.

 

Остальные — извращенные виды устройства государства:

Тимократия (власть честолюбивых) — лучшее из худших. Возникает в результате вырождения аристократии. Когда правители начинают смешивать золото с серебром и жел ухудшается их порода и возникает желание иметь частную собственность. Главный стимул правителей — стремление к славе. Свое положение они скрывают и не прочь пожить за чужой счет. По Платону Тимократия недолговечна.

«скопление золота в кладовых частных лиц вырождает тимократию, появляется олигархия (строй, олигархия — имущественный ценз (определенная сумма, (олигархический человек бережлив и деятелен, из всего извлекает прибыль. При этом не владеет словом. Представители О — трутни, можно легко заметить преступность таких людей. Олигархия имеет свойство переходить в демократию.

«передавать власть богатым — все-равно, что выбирать кормчего во время бури по количеству монет».

1 Демо — когда народ одних олигахов изгонит, др умертвит, третих сравняет с народом. Ценность — свобода. «При Демо, лошади и ослы привыкли выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги» (Платон с сарказмом говорит) По Платону подлинного народовластия при демократии нет. При д наблюдаются 3 сословия: трутни, богачи, народ. У власти — трутни (люди, умеющие угождать толпе речами, но не делами). Демократичный человек характерен ложными мнениями и хвастливыми речами. При Демократии возникает тяжба — борьба между гражданами за материальные блага. В результате появляется тиран, как ставленник народа, способный всех угомонить. Так демократия переходит в тиранию.

2 По мнению Платона, тиран, чтобы сохранить свою власть, вынужден уничтожать наиболее достойных граждан. Важнейшая функция тирана — вводить в войны. Тиран вынужден окружать себя толпой негодяев, которые его ненавидят (так как метят на его место, а достойные служить ему не будут).

 

Общая черта: отсутствие единства в государстве. «Всякое извращенное государство представляет собой соединение борющихся государств, те борющихся сословий, и в этом их коренной недостаток, в этом причина недолговечности»

«нет большего зла для гос-ва чем потеря единства»

 

Возможно ли идеальное гос-во:

аристократия может быть установлена благодаря мудрым реформам.

Платон трижды ездил в Сицилию, чтобы создать идеальное государство (к тирану Дионисию, потом к его сыну, но даже был продан в рабство)

 

Почему такие сословия?

Платон говорил, что люди должны зачисляться в сословия по душевным качествам. «У каждого человека в душе преобладает одно из начал — либо разумное (такой чел может потом стать философом, правителем) либо яростное начало (воин) либо вожделеющее (ремесленника или земледельца — как владельца частной собственности)

 

С малого возраста родители должны определить ребенка в нужное сословие.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 66 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.017 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав