Читайте также:
|
|
Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.
Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.
Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.
Формы рационального познания (понятие, суждение, умозаключение)
Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т. д. Но, формируя понятие "стол", мы как бы не видим этого и сосредотачиваемся на других, более существенных признаках: возможность сидеть за столом, ножки, гладкая поверхность...
Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "процесс пошел", "в политике нельзя верить словам". Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.
36. Понятие метода и методологии. Эмпирические методы: наблюдение и эксперимент
Метод – это совокупность правил, приёмов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности.
Методологию определяют в широком и узком смысле.
В широком смысле – это совокупность наиболее общих мировоззренческих принципов и их применение в решении теоретических и практических задач. В узком смысле – это учение о методе.
Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие:
• Однозначность цели, замысла
• Системность в методах наблюдения
• Объективность
• Возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.
Важное место в процессе наблюдения занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной величины к другой, принятой за эталон.
Эксперимент в отличие от наблюдения- это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.
37. Теоретические методы: проблема, гипотеза, теория
Теоретические методы научного познания более четко проявляются в мышлении, поскольку оно является активным процессом, способным обобщить и отразить реальную действительность, пройдя путь от мышления к конкретному пониманию изучаемого явления или процесса.
Проблема - вопрос, который необходимо решить и получить ответ;
Гипотеза – научно обоснованное предположение, служащие для объяснения какого либо факта или явления необъяснимого на основе имеющегося знания. Формируется ряд гипотез – они полярны.
В своём развитии гипотеза проходит:
1. Выдвижение.
2. Обоснование.
3.Проверку.
Теория – форма научного познания, способная дать полное объяснение конкретным явлениям действительности;
38. Общенаучные методы: анализ, синтез, индукция и дедукция
Методы теоретического познания помогают делать логические выводы и умозаключения, основанные на исследовании полученных фактов, вырабатывать суждения и понятия. основными из них являются:
Синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;
Анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;
Индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знаний общего процесса;
Дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению.
Вопрос 39. Проблема истины в познании. Классическая концепция истины и ее альтернативы.
Истина – цель познавательной деятельности. Но как определить достоверность знаний? На этот вопрос в разных концепциях разные ответы.
Классическая (корреспондентская) концепция (от Аристотеля) – истина ‑ соответствие знаний действительности, то есть признается наличие объективного мира и возможность его точного познания (неточности устранимы).
Начиная с Канта, все чаще истину описывают не столько как объективное, сколько как субъективное состояние. Этому сильно способствовал кризис в физике XIX-XX вв., разрушивший веру в нейтральный статус реальности «теорией относительности» и «квантовой механикой».
Концепции неклассической философии (все они релятивны и вероятностны, ставят истину в зависимость от субъекта):
- марксизм: истина относительна (с элементами абсолютного), субъективна по форме и исторически конкретна, критерий истинности – практика;
- семантическое определение истины (Тарский): истинно высказывание, адекватное своему предмету и непротиворечащее другим высказываниям, истинность всего проверяют путем создание абсолютно непротиворечивого метаязыка;
- когерентная концепция (Нейрат, Карнап): знания должны быть взаимосогласованы без логических противоречий;
- конвенционалистская концепция (Пуанкаре, Кун): истина – то, что признано (согласовано) научными авторитетами (критерии, которыми руководствуются авторитеты, авторы не сообщают);
- прагматическая концепция (Пирс, Дьюи): истинно все, дающее уверенность и приносящее успех;
- феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): истина ‑ согласованность внутреннего опыта.
Постнеклассические философии проблему истины переносят из гносеологии в социально-политический дискурс: истина ‑ часть идеологии, и к любым претензиям на абсолютность надо относиться иронично, предпочитая то, что сглаживает социальное напряжение.
Авторы призывают применять все концепции, учитывая сложность мира и то, что неклассическая философия якобы преодолела оппозицию «истина-заблуждение»!
Вопрос 40.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 54 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |