Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема 7: Составление реферата.

Читайте также:
  1. Анализирование и составление родословных схем.
  2. Ведение бюджетного учета. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности
  3. Виды соревнований по гимнастике. Составление положения и программы соревнований.
  4. Второй этап — составление и подписание трудового договора
  5. Глава 4. Практическая часть. Составление форм бухгалтерской финансовой отчетности
  6. Задание 7. Составление алгоритмов и программ линейной структуры
  7. Задание 8. Составление алгоритмов и программ разветвлённой структуры
  8. Информационно-справочные документы, их составление и оформление
  9. Критерии выполнения по кейс-стади (составление ситуационной задачи)
  10. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СРС по составление рисунков и схем

Реферат - письменный вторичный текст, цель которого состоит в изложе­нии и осмыслении содержания первичного текста или группы текстов.

Виды рефератов: реферат-резюме, или информативный, (цель - изложе­ние содержания первичного текста); реферат-обзор, или аналитический, (цель -не просто передать основное содержание первичного текста, но и учесть взаи­мосвязь с проблемой, а также проанализировать информацию и дать ее оценку).

Таблица 2

Языковые средства, оформляющие реферат-резюме

 

Смысловой компонент текста статьи (книги) Языковые средства выражения
  Тема и название См. таблицу 1
  Проблематика См. таблицу 1
  Композиция См. таблицу 1
  Содержательная харак- Автор называет, описывает, анализирует,

  теристика авторскоготекста рассматривает, разбирает, доказывает, рас­крывает, утверждает, подтверждает (что), сравнивает, сопоставляет (что, с чем), проти­вопоставляет (что, чему), критически осмыс­ливает (что). В статье исследуется, изучается, доказывает­ся, утверждается (что), опровергается, харак­теризуется (что, как), сравнивается (что, с чем), противопоставляется (что, чему), вы­сказывается мнение (о чем), представлена точка зрения (на что), доказано (что). В статье содержатся спорные, дискуссион­ные положения, противоречия
  Анализ различных точек зрения Существует несколько точек зрения на дан­ную проблему. В современной науке про­блема трактуется неоднозначно. Остановим­ся на нескольких подходах к решению рас­сматриваемого вопроса. Одна из точек зрения принадлежит (кому) и заключается (в чем). Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает (что). Этой точки зрения придерживается (кто). Третий подход представлен в работах (чьих) и сводится (к чему). Есть и другая точка зре­ния, высказанная (кем) в статье (какой). Позиция автора статьи (книги) близка точке зрения (чьей), сближается с (чем).
  Основание для утвер­ждения, соответствия или противопоставле­ния, доказательства Это доказывает, подтверждает (что) Это соответствует, противоречит (чему) На основании (чего) автор утверждает, счи­тает, доказывает (что) Автор опирается при доказательстве (на что), объясняет (что, чем), исходит (из чего). На основании (чего) автор высказывает мнение

    (о чем)
  Включение дополни­тельной информации в авторский текст Важно отметить (что), необходимо подчерк­нуть (что), надо сказать (что), представляется важным (что), необходимо добавить (что), кроме того...
  Адресат См. таблицу 1

Таблица 3 Языковые средства, оформляющие реферат-обзор

 

Смысловой компонент текста Языковые средства выражения
  Актуальность проблемы (темы), которой посвя­щен обзор В современной (какой) науке особенную ак­туальную остроту приобретает тема (какая); актуальна проблема (чего); внимание ученых (критиков, искусствоведов и т.д.) привлекает вопросы (чего)
  Перечисление работ, по­священных проблеме (теме) Существует обширная литература, посвя­щенная данной теме. Данному вопросу (про­блеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, книги)... Эта проблема рассматрива­ется в следующих работах...
  Описание основных подходов Можно выделить несколько подходов к ре­шению данной проблемы. Существует две (три) основных точки зрения на проблему. Первый подход реализован в работах (чьих), в основе второго подхода лежит концепция (какая), третий подход состоит в том, что... (см. таблицу 2, пункт 5)
  Изложение сущности различных точек зрения Автор считает (что), автор выдвигает поло­жение, концепцию, теорию (какую), как счи­тает (кто), по мнению (кого), с точки зрения (кого) Сущность (суть), основное положение (чего) состоит, заключается (в чем), сводится (к че-

    му) Согласно теории, концепции, трактовке (че­го), согласно точке зрения (чьей), согласно мнению (кого, о чем)...
  Сравнение точек зрения Сходство: Автор высказывает мнение, сход­ное с мнением (кого), придерживается тех же взглядов, что и (кто), позиция автора близка взглядам (кого), автор опирается на концеп­цию (какую, чью), автор является последова­телем (кого), он разделяет мнение (кого) по вопросу... (Что) объединяет (кого с кем) во взглядах (на что); (кто) по своей позиции близок (кому); (кто) так же, как и (кто), утверждает (что). Авторы придерживаются одинакового мне­ния по вопросу (какому). Различие: Точка зрения (кого) коренным об­разом отличается от взглядов (кого, на что), значительно/незначительно, принципиально отличается (от чего). (Что) диаметрально противоположно (чему). (Что) отличается от (чего) тем, что... Если (кто) утверждает (что), то (кто) считает, что...
  Отношение к рассматри­ваемым точкам зрения (в аналитическом рефера­те-обзоре или в рефера­тивной части научной работы) Согласие/несогласие: Мы согласны/не со­гласны (с чем). Мы не можем принять точку зрения (какую, чью, на что)... Трудно согла­ситься (с чем). Нельзя принять утверждение (кого, о чем), потому что... Оценка: Данная точка зрения оригинальна (интересна, любопытна). Нельзя не отметить (что)...
  Мотивированный выбор точки зрения Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения (кого).

    Таким образом, можно остановиться (на чем), так как... Мы принимаем точку зрения (кого), исходя из следующих соображений... Мы присоединяемся к точке зрения, выска­занной (где, кем), потому что...

Задание 26. Прочитайте реферат, выделите в нем составные части, обра­тите внимание на клише. Отметьте речевые средства, содержащие оценку.

Проанализируйте лексико-грамматические особенности текста, сделайте вывод о его стилевой принадлежности.

Предлагаемая читателю работа представляет собой попытку дать общий очерк русской исторической живописи середины прошлого столетия, точнее -1830 - 1850-х годов. В истории этого жанра упомянутые годы, может быть, наименее исследованы, а между тем они составляют самостоятельный этап, притом чрезвычайно интересный. Историческая картина середины столетия как художественный организм заключает в себе целую школу мастерства, отнюдь не исчерпавшую своего значения и для сегодняшнего времени.

Творчество наиболее значительных живописцев середины прошлого века, отдавших дань историческому жанру, известно нам достаточно полно. Здесь мы располагаем многими капитальными работами. Так, начало углубленного изу­чения творчества К.П. Брюллова в советском искусствознании положено О.А. Лясковской. Фундаментальная монография о Брюллове Э.Н. Ацаркиной, под­ведя итог многолетней работе исследователя, дала наиболее полное в нашей науке освещение творческого пути прославленного мастера.

Серьезным этапом в изучении наследия А.А. Иванова были работы Н.Г. Машковцева, нашедшие свое завершение в монографическом очерке об Ивано­ве для многотомной «Истории русского искусства». Фундаментальной работой об Иванове явилась двухтомная монография М.В. Алпатова, впервые столь глубоко осветившая творчество живописца.

Разумеется, основополагающие труды отнюдь не умаляют значение ра­бот, посвященных отдельным проблемам творчества исторических живописцев середины века. Так, в частности, для изучения искусства Александра Иванова очень велико значение работ В. Зуммера, А. Бакушинской, Н. Дмитриевой, Д.


Сарабьянова, Б. Бернштейна, М. Неклюдовой, А. Зотова, М. Алленова. Невоз­можно переоценить и появление в 1956 году каталога юбилейной выставки Иванова, составленного научными сотрудниками Третьяковской галереи.

Большую ценность представляют собой немногочисленные исследования творчества менее известных и менее значительных исторических живописцев середины столетия. В этом отношении очень существенны работы А.Н. Сави­нова, в частности его очерки по истории академической живописи, написанные для многотомной «Истории русского искусства».

Особое значение очерка А.Н. Савинова для автора настоящей работы за­ключается в том, что это один из первых опытов обобщенной характеристики исторической живописи рассматриваемого периода. То же можно сказать и о разделах, касающихся исторической живописи, в известных трудах Н.Н. Кова-ленской, посвященных искусству первой половины прошлого века.

Очень ценные наблюдения над общими закономерностями развития рус­ской исторической живописи первой половины 19-го века можно найти в рабо­тах Т.В. Алексеевой и Г.Ю. Стернина, а в последнее время весьма интересную трактовку эта тема получила в еще неизданной кандидатской диссертации А.П. Валицкой. Наконец, очень верную характеристику исторической картины сере­дины века дает А.Г. Верещагина в очерке русской исторической живописи 18 -начала 20-го столетий.

К сожалению, ни один из упомянутых исследователей, не ставя своей специальной целью изучить историческую живопись интересующего нас пе­риода, не рассматривает, естественно, ее достаточно подробно.

Автор предлагаемой читателю работы стремился суммировать, расши­рить и продолжить наблюдения указанных исследователей именно над теми общими чертами, из которых складывается русская историческая картина сере­дины 19-го века как самостоятельное художественное явление.

Автор делает попытку представить историческую живопись того времени как законченный, идейно и стилистически единый период развития данного жанра, выявить, насколько возможно, круг мастеров и их произведения, опре­делить главные особенности творческого вклада, сделанного художниками прошлого века в развитие русской исторической живописи. С этим связан и еще один аспект избранной темы: выявление ценности исторической картины того времени как наследия для современной художественной культуры.


Задание 27. Рассмотрите таблицы 1-4. Сравните структуру и смысловые компоненты аннотации, различных типов рефератов и рецензии и ответьте на вопросы:

1. Чем отличается аннотация от реферата? В чем сходство аннотации и ре-
ферата?

2. Какие цели ставятся при написании реферата-резюме? Реферата-обзора? Каковы их источники? В чем особенность аналитического типа реферата?

3. В чем сходство и отличие реферата и рецензии? Какой смысловой компо­нент является ведущим в содержании рецензии?

Задание 28. Пользуясь материалами таблицы 2, напишите реферат-резюме одной из основных статей (книг), использованных вами в курсовой ра­боте.

Задание 29. Напишите реферативную часть курсовой работы, содержа­щую анализ точек зрения, имеющихся в научной литературе по вашей теме. Пользуйтесь материалами таблицы 3.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав