Читайте также:
|
|
К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
· активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
· принятие себя и других людей такими, какие они есть;
· непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
· сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
· обладание чувством юмора;
· развитые творческие способности;
· неприятие условностей;
· озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
· способность к глубокому пониманию жизни;
· установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
· способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;
· умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;
· открытое и честное поведение во всех ситуациях;
· способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
· приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль дея-ти, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
39.Личность как субъект сознания и самосознания
«Личность — это человек как субъект активной дея-ти, преобразующий мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания»
Взаимосвязь понятий «субъект», «сознание» и «самосознание» С.Л. Рубинштейн говорил о том, что невозможно отделить психические явления от личности. К этому можно добавить, что невозможно рассматривать отдельно друг от друга понятия субъекта, сознания и самосознания. Данные понятия в рамках субъектно-дея-тного подхода представляют собой некую живую систему, при попытке удаления которой смысл каждого из понятий может погибнуть. Безусловно, центральной является категория субъекта.
Понятие «субъект» является сквозным и особо значимым для концепции С.Л. Рубинштейна. Воздействие внешних причин через внутренние условия, особенности человека описывает структуру взаимодействия объективного и субъективного (например, характерологические особенности человека). Эту схему (ныне именуемую представителями субъектно-дея-тного подхода «принципом детерминизма») С.Л. Рубинштейн называет истинно диалектической, воззрения же других школ признает лишь механистической попыткой применения диалектики. Например, понятия зоны актуального и зоны ближайшего развития он критикует с этой позиции следующим образом: то, насколько поможет подсказка в решении мыслительной задачи, зависит от степени собственного продвижения субъекта в решении данной задачи.
Наиболее проработанной категорией в концепции С.Л. Рубинштейна является понятие сознания, описанное им с точки зрения филогенеза, социогенеза и онтогенеза. Нервная система является лишь предпосылкой для развития человеческого сознания, истинный же его источник – в социальном бытии, в овеществленных, объективированных в предметах знаниях. С.Л. Рубинштейн приходит к выводу, что животное (даже на самых высших ступенях эволюции) формирует психику в процессе жизнедея-ти, человеческое же общество, изменяя природную среду, меняет и собственную психическую природу. Таким образом, исторически возникновение сознания знаменует собой появление субъекта действия и познания по отношению к объективному миру. Жить так, как живет человек, изменять мир более никто не способен.
Сознание С.Л. Рубинштейн рассматривает в двух взаимосвязанных аспектах: переживание (событие внутренней жизни личности) и знание (высших ступеней объективности знание достигает только как общественное познание, как система научных знаний; индивидуальное знание отправляется от общественного и потом к нему же возвращается, обогащая культурное наследие). Таким образом, в сознании объединяются реальное и идеальное (объективное и субъективное). Знание и переживание не замыкается во внутреннем мире, сознание субъекта всегда соотносится с внешним миром (так, для осознания своих переживаний субъект ищет в реальном мире предмет, вызвавший данные переживания). Функцией сознания является регуляция поведения, то есть «приведение его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается». По мере развития сознания личности, становления ее все более самостоятельной, из структуры сознания развивается самосознание.
Понятие самосознания включает в себя рефлексию собственного «я», осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми. Можно сказать, что самосознание есть познание себя как объективной данности, то есть не углубление в себя, а напротив выход за пределы своего сознания (объективное становится инструментом для познания субъективного и управления им).
О необходимости изучения самосознания С.Л. Рубинштейн говорит так: «Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности – ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности».
40. Закономерности психического развития; факторы, способствующие личностному росту.
1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью (различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер).
2. Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.
3. Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.
4. Кумулятивность психического развития (результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь). Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии.
5. Дивергентность—конвергентность хода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 15 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |