Читайте также:
|
|
Главная особенность философской мысли периода средневековья — это теоцентричность, ибо единственной реальностью, определяющей в этой философии все сущее, провозглашался бог (то есть сверхъестественное начало, а не космос, природа). Принцип теоцентризма проявлялся:
— в учении о бытии — через принцип креационизма (творение мира богом из «ничего», актом собственной воли);
— в учении о человеке — через принцип антропологизма (человек — венец творения, «образ и подобие бога»);
— в учении о познании — через принцип богоуподобления (цель человека — не познание мира, а обретение через процесс познания своего первоначального, «догреховного» облика, то есть «обретение образа и подобия бога»). Уподобление богу — это самоотречение человека; отказ от своих претензий, от своего «я»; переход в подчинение богу. Формой такого перехода становится вера в бога.
— в истории философии — через принцип провиденциализма (все происходит по промыслу божьему) и эсхатологизма (цель истории — это переход через очистительную катастрофу к царству эсхатона, то есть к «царству божию»).
Для своего утверждения христианство нуждалось в теоретическом обосновании. Этому послужили: в первые века христианства апологетика и патристика, а в период средневековья — схоластика.
Наиболее известным представителем апологетики и патристики был аврелий августин блаженный (354–430). Он учил, что весь мир пронизан разумом, светом, логосом. Но источником всего этого выступает бог и только бог. Вся история по августину есть борьба между приверженцами бога, строящими «град божий», и приверженцами сатаны («града земного»).
Главным методом на определенном этапе патристики стал мистицизм, выступавший против рассудочного подхода (иоан богослов, василий великий, григорий нисский). Однако преимущественным влиянием в средневековой философии пользовался религиозный интеллектуализм, реализованный в схоластике, главной задачей которой стала выработка у человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опираясь не только на церковный авторитет, но и на доводы разума. Схоласты ориентировались на учение аристотеля.
Схоластика имела два направления: номинализм и реализм. Номиналисты (росцелин, дунс скот и др.) Полагали, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными. Это лишь названия общих групп предметов. Реалисты (фома аквинский и др.), наоборот, утверждали, что общие понятия по отношению к индивидуальным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе.
В xiii веке с философским обоснованием истинности догматов священного писания выступил итальянский схоласт фома аквинский (1225–1274). Он выдвинул пять рациональных доказательств бытия бога.
Его учение, томизм стал официальной доктриной католической церкви. Фома аквинский, в отличие от тертуллиана, выдвинул теорию гармонии веры и разума. Вера и разум в томизме направлены к познанию бога, но делают они это своими путями. Разум опирается на науку, вера — на теологию и философию. Возможность гармонии разума и веры базируется на том факте что бог открывается человеку двумя путями: естественным — через сотворенный мир, а, следовательно, разум и знание, и сверхъестественным — через откровение а, следовательно, веру и теологию. Следовательно, знание — это область истин очевидных и доказуемых, вера — область истин неочевидных и недоказуемых. Проведя четкое различие между разумом и верой, фома отделил науку и философию от теологии, обосновал их самостоятельность. Однако эта самостоятельность относительная, т. К. То, что признается ложным в теологии, не может быть истинным в науке. То есть фома, признав ценность знания и науки, сохранил контроль теологии над философией и наукой. Тема веры и знания была важнейшей в средневековой философии наряду с размышлениями о триаде «вера-надежда-любовь».
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |