Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Научные идеи креативности. Креативность журналистики.

Читайте также:
  1. Античная картина мира. Космоцентризм, его философские и научные аспекты, ценностно-познавательные ориентиры.
  2. Б) всеобщие общенаучные и специфические
  3. Билет 13 Действенность и эффективность журналистики.
  4. Вклад Дефо в развитие английской журналистики.
  5. Вненаучные знания и представления
  6. Вопрос 18. Научные законы и их виды.
  7. Вопрос 25. Исторические условия, естественно - научные предпосылки и теоретические источники возникновения диалектико-материалистической философии.
  8. Вопрос. Определение креативности. Соотношение между креативностью и интеллектом.
  9. Глава 1. Научные основы экономического анализа
  10. Глава 1. Научные подходы к решению проблемы о мотивации.

Креационизм – учение о возникновении жизни на земле и человека в результате творения. Креатизм – созидательная, творческая деятельность. Креативный – творческий, созидающий.

Идеи креатизма: Платон – теория мимесиса, всйкий переход из небытия в бытие - творчество. Платон: в осн. вещей материя, получает реальность, соединяясь с формой. Плотин: творчество как разворачивание смыслов-эйдосов от потенциальных метаинформационных до реальн. произведений. Христ. философия: твор-во связ. с Боготворением. Возрождение: худож. твор-во, творческое созерцание. Кант: продуктивная способность воображения как сплава сознательного и бессознат. Шеллинг: твор-во – соединение с абсолютом. Соловьев: твор-во соотнос. с любовью. Бердяев: твор-во – раскрытие в чел-е божественного. Экзистенциалисты: носитель твор-ва – личность. Фромм: в твор-ве чел. выраж внутр. мир и тем самым соединяется с миром. Прагматики: твор-во в материальной сфере. Неореалисты: интеллект. твор-во.

В журнализме креативность выражается: а) в жизнетворении (воздействие при пом. информации на людей); б) в предрасположенности к творческому состоянию; в)в самом творч. процессе как создании нов. продукта; г)в самом продукте твор-ва (тексты).

Твор-во как отражение реальности – необходимо наиболее адекватное отражение реальн. процессов. Есть всякие искажения и виртуальности.

Твор-во как созидание жизни – распространение некоторых идей – парадигм человеч. земного существования. Разн. времена – разн. идеи. Сейчас неравновесный перид, проблема креативности переосмыслена в духе полного информац. произвола.

Твор-во как процесс: Маслоу о вдохновении талдычит, а креативность журнализма ограничена. Неизбежная оценочность и рациональность восприятия.

Твор-во как продукт: сейчас переход от парадигмы жур-ки как творческой работы к парадигме журнализма как информационной службы. Но остались метафоричность, необыч. композиция, драматизм изложения. Российск. читателю более адекватен творч. журнализм. Творческие структуры перспективны, трансляционные – нет.

 

20. Гносеологическая синтезность журнализма.
из лекции:
Гносеология журналистики (наука о журналистском познании). Сущность и явление – гнос. категории. Жур-ка работает на уровне явления, но стремится познать сущность. Сущность – многообразие факторов, кот. опис. явление.

Категория целое и часть. Жур-ка – на уровне части работает кажд. журналист, но если взять всю совокупность, оказывается, что это земная реальная инф. система.

Необходимость и случайность. Жур-ка – случайность.

Содержание и форма. Жур-ка работает и на том, и на другом уровне, но содержание у нас поверхностно.

Причина и следствие. Редко добираемся до причин.

Внутреннее и внешнее, конкретное и абстрактное – ну тоже все ясно. Константа и динамика – мы с динамикой. Качество и количество – и то, и то. Пространство и время. Жур-ка – пространственно-временной, хронотопный информационный пульсар, синтезный, универсальный, поляризованный в сторону проявленного, земного, конкретного, ситуативного, динамичного, случайного, связанного скорее со следствием, но потенциально проявляющего возможность в своей совокупности и ритмологической постоянности стремление к сущности, общему, целому, к объяснению причин, полноте и истинности познания.

Свойство универсальности информации. Вездесущность, всепроникаемость жур-ки, необъятность аудитории. Жур-ка – земная информационная модель, конкретная. реальная. Универсализм: временной, пространственный, объектов отражения, функций, средств и способов. Жур-ка облад. всеми способами, средствами, кот. только могут быть. Жур-ка – пустой сосуд, в кот. можно залить все, что угодно. Что потребно общ-ву в данный момент, то и заливается.

Возможность сущ. информации вне нас, т.е.е сущ. инф. поля. Если это возможно, если мы выпускаем свои инф. кванты в это инф. поле, инф. разных типов, если в инф. пространстве она накапливается и без нашего участия.

Система информации. 7 уровней.

1. Метаинформация – сам. широкие фил. категории, вселенская инф.

2. Мегаинформация – планетарная, глобальная инф.

3. Макроинформация – потоки инф. в рамках страны

4. Мезоинформация – инф., кот циркулирует в опред общности, нац. образовании.

5. Миллиинформация – крупн. инф. русла, кот. формируются по разн. основаниям.

6. Микроинформация – журн. текст, публикация или их совокупность.

7. Миниинформация – минимальное сообщение, инф. квант, конкретн. факт.

 

метаинформация

 

 

миниинформация


На всех уровнях есть позитивн. и негативн. смыслы

Метауровень – исходные смыслы связ. с гармонич. связью чел-а с природой.

Мегауровень – исходн. смыслы: дружба, сотрудничество и т.п. Антисмыслы – война и т.п.

Ну и так по всем уровням. Ур. личности – сбалансированнойть, гармоничность, антисмыслы – пороки.

Жур-ка – не только соц. система, но и система ноуменальная, т.е. вписана в инф. процессы вселенной, по идее должна в потенции стремиться отражать жизнь в ее динамике, к познанию причин, закономерностей, движ. сил, ядра того, что происх. в нашей жизни.

21. Идеи конвергентности массмедиа. Мультимедийность как основной принцип информационных систем.

22. Понятие постмодернизма и постмодернистские тенденции в массмедиа.
Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
В настоящее время существует ряд взаимодополняющих концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер:
1. Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
2. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»).
3. Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).
4. Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
5. По мнению же X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
6. Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (en)).
Постмодернизм как мироощущение современной эпохи не мог не повлиять на характер массовых коммуникаций. Так называемая “постмодернистская чувствительность”, предполагающая, согласно теориям западных теоретиков (Ж. Делез, П. Рикер, Ж. Деррида, П. де Ман, Ж. Лиотар), “децентрацию”, атомизирование нашего восприятия, была порождена увеличением многообразия явлений, неупорядоченности и энтропии в мире. Реакция СМИ на информационно-культурные новации 20 века, особенно на технологические изобретения, отразила такую тенденцию эволюции массового сознания, как отказ от авторитарного слова и авторитетного мнения, что в свою очередь повлекло за собой дальнейшее и стремительнейшее развитие плюрализма, свободы выбора, “антииерархических” настроений в методологии гуманитарных наук. В. Н. Чубарова справедливо писала: “Постмодернизм (постструктурализм) принципиально оставляет этому миру свободу действий.
Мир многогранен, истин много, они все равнозначны. Соответственно радикально меняется идеология субъекта в культурной модели постмодернизма. Взамен картины мира с героем, автором в центре приходит объемная картина разных точек зрения, мозаичность как одно из основных средств. Эклектизм выступает как принцип сочетания и соединения достаточно разнородных явлений и смыслов. Современный человек живет между различными культурными порядками, поэтому он принципиально маргинален, т. е. наделен способностью слышать разные голоса и пребывать.

23. Аксиология журналистики и принцип золотого сечения.
Аксиология журналистики
-научная дисциплина, изучающая журналистику как источник и ретранслятор ценностей общества во всём их предметно-смысловом многообразии, а также собственно журналистику как социальную ценность, исследующая принципы и способы освоения журналистами социокультурных ценностей, эффективность и методы их репрезентации аудитории СМИ.

Аксиология = теория ценностей. Есть 2 концепции ценностей: одна связывает ценности с трансцендентальным, тем, что находится за пределами нашего понятия; другая связана с земными категориями, категориями полезности, практическими - с человеческими.

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

24. Наука и религия.
Несмотря на то, что нет здравого основания для убеждения, что вера в науку должна разрушать религиозную веру, повседневный опыт явно свидетельствует о наличии такого противостояния. Американские исследователи приводят данные, согласно которым под влиянием науки и образования доля верующих в бога упала за последние 300 лет, с 1700 по 1980 год, примерно на одну треть. Другие же склонны винить не науку в затмении религии, а саму религию, нанесшуюсебе поражение своей бесцветностью, пресностью, монотонностью.

Есть три концепции отношений между наукой и религией, соответствующие трем историческим этапам.
1.1. Синкретический этап.
Большая степень гармоничности во взаимоотношенях науки и религии присутствовала в традиционном обществе. В древних цивилизациях доколумбовой Америки, Египта, Индии, Китая, а затем в эллинистическом мире научные знания были частью эзотерики, хранимой жрецами. Знание такое использовалось, в основном, для возведения культовой архитектуры, точного исчисления временных циклов, совершения ритуалов над усопшими. Научные знания естественным образом были вписанными в традиционную культуру. Развивались, преимущественно, математика, геометрия, астрономия, медицина. В этот период идеал науки не вступает в противоречие с религией.

1.2. Конфронтационный этап.
Разногласия между наукой и религий начинается со времени формирования классического идеала науки. Еще Аристотель не мог себе позволить вмешиваться в природу, он только наблюдал ее. В Средние века представление о природе меняется. Все переосмысляется в соответствии с иудео-христианским мировоззрением. Так, в связи с идей живого Бога творца появляются представления о природе сотворённой и природе творящей. Все явления природы начинают проверять эмпирически и по ходу выясняют, что (ба!) земля вертится, да не только вокруг своей оси, но и вокруг солнца. В таком новом варианте науки, где всему нужна проверка, не осталось места для религии, т.к. ее феномены не проверяемы эмпирически. Ученые стали сожалеть о печальном опыте построения астрономии, геологии, этнологии на Библии. Естествознание (химия, биология, физиология), активно развивающиеся в это время, еще раз заставляет усомниться в истинности религиозных догматов.

1.3. Синергетический этап.
На волне критике позитивизма пришел новый этап взаимоотношений религии и науки, характеризующийся, со стороны науки, синергией. В 19 веке было признано целесообразным разделить науки о духи и науки о природе в силу различия их методов. Если раньше происходила экспансия представлений о природе как об идеализированной конструкции на человека, исторический процесс, общество, экономику, то к началу 20 века окрепло понимание автономии и многообразия подходов к реальности. Там, где не проходил естественнонаучный подход, действовал гуманитарный, основанный на непротиворечивой интерпретации.

25. Значение Нобелевской премии в развитии науки.
(тупо Википедия):
Но́белевская пре́мия (англ. Nobel Prize) — одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества.

История.
Альфред Нобель родился 21 октября 1833 года в Стокгольме, Швеция, в семье инженеров. Он был химиком, инженером и изобретателем. В 1894 году Нобель приобрёл металлургический концерн Бофорс, который стал крупнейшим производителем вооружения. За свою жизнь Нобель накопил внушительное состояние. Большую часть дохода он получил от своих 355 изобретений, среди которых самое известное — динамит.

В 1888 году Альфреда Нобеля «погребли заживо». В России умер брат Нобеля - Людвиг, и по ошибке репортеров в газеты поместили объявление о смерти самого Альфреда Нобеля, а не его брата. Прочитав во французской газете собственный некролог под названием «Торговец смертью мёртв», Нобель задумался над тем, как его будет помнить человечество. После этого он решил изменить своё завещание. 10 декабря 1896 года Альфред Нобель умер на своей вилле в Сан-Ремо, Италия, от кровоизлияния в мозг.


Завещание Альфреда Нобеля, составленное им 27 ноября 1895 года, было оглашено в январе 1897 года:
«Всё моё движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещён в надёжный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству… Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть — тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; другая — тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья — тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвёртая — тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления; пятая — тому, кто внёс наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов… Моё особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов…»

 

Это завещание поначалу было воспринято скептически. Многочисленные родственники Нобеля посчитали себя обделенными и требовали признать завещание незаконным. Лишь 26 апреля 1897 года оно было утверждено Стортингом Норвегии. Исполнители воли Нобеля, секретарь Рагнар Сульман и адвокат Рудольф Лилеквист, организовали Фонд Нобеля, чтобы заботиться об исполнении его завещания и организовывать вручение премий.

Согласно инструкциям Нобеля, ответственным за присуждение премии мира стал Норвежский Нобелевский комитет, члены которого были назначены в апреле 1897 года вскоре после вступления в силу завещания. Через некоторое время были определены организации, присуждающие остальные премии. 7 июня Каролинский институт стал ответственным за присуждение премии в области физиологии и медицины; 9 июня Шведская академия получила право присуждать премию по литературе; 11 июня Шведская королевская академия наук признана ответственной за присуждение премий по физике и химии. 29 июня 1900 года был основан Фонд Нобеля с целью управления финансами и организации Нобелевских премий. В Фонде Нобеля были достигнуты соглашения о базовых принципах вручения премий, и в 1900 году только что созданный устав фонда был принят королём Оскаром II. В 1905 году Шведско-норвежская уния была расторгнута. С этого момента Норвежский Нобелевский комитет отвечает за присуждение Нобелевской премии мира, а шведские организации ответственны за остальные премии.

 

Правила премии.
Основным документом, регулирующим правила вручения премии, является статут Нобелевского фонда.

Премией могут быть награждены только отдельные лица, а не учреждения (кроме премий мира). Премия мира может присуждаться как отдельным лицам, так и официальным и общественным организациям.


Согласно § 4 статута, одновременно могут быть поощрены одна или две работы, но при этом общее число награждённых не должно превышать трёх. Хотя это правило было введено только в 1968 году, оно де-факто всегда соблюдалось. При этом денежное вознаграждение делится между лауреатами следующим образом: премия сначала делится поровну между работами, а потом поровну между их авторами. Таким образом, если награждаются два разных открытия, одно из которых сделали двое, то последние получают по 1/4 денежной части премии. А если награждается одно открытие, которое сделали двое или трое, все получают поровну (по 1/2 или 1/3 премии, соответственно).

 

Также в § 4 указано, что премия не может быть присуждена посмертно. Однако, если претендент был жив в момент объявления о присуждении ему премии (обычно в октябре), но умер до церемонии вручения (10 декабря текущего года), то премия за ним сохраняется. Это правило принято в 1974 году, и до этого премия дважды присуждалась посмертно: Эрику Карлфельдту в 1931 году и Дагу Хаммаршёльду в 1961 году. Однако в 2011 году правило было нарушено, когда по решению Нобелевского комитета Ральф Стейнман был награждён Нобелевской премией по физиологии или медицине посмертно, поскольку на момент присуждения премии нобелевский комитет считал его живым.

 

Согласно § 5 статута, премия вообще может никому не присуждаться, если члены соответствующего комитета не нашли достойных работ среди выдвинутых на соискание. В этом случае призовые средства сохраняются до следующего года. Если же и в следующем году премия не была вручена, средства передаются в закрытый резерв Нобелевского фонда.

В завещании Нобеля предусматривалось выделение средств на награды представителям только пяти направлений:

· Физика (присуждается с 1901, в Швеции);

· Химия (присуждается с 1901, в Швеции);

· Физиология и медицина (присуждается с 1901, в Швеции);

· Литература (присуждается с 1901, в Швеции);

· Содействие установлению мира во всём мире (присуждается с 1901, в Норвегии).

Кроме того, вне связи с завещанием Нобеля, с 1969 года по инициативе Шведского банка присуждается также премия его имени по экономике. Она присуждается на тех же условиях, что и другие нобелевские премии. В дальнейшем правление Фонда Нобеля решило более не увеличивать количество номинаций.

От лауреата требуется выступление с так называемой «Нобелевской мемориальной лекцией», которая публикуется затем Нобелевским фондом в особом томе.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав